Олег Даль. «Говорю то, что думаю…» Пара строк ко дню рождения любимого артиста.

25 мая Олегу Далю исполнилось бы 81 год. Невозможно представить его в таком возрасте. В памяти он навсегда запечатлелся таким молодым, красивым и интеллигентным, каким он был на экране и на сцене. Хотя по мудрости и силе всех его ролей, можно сказать, что он прожил не неполных сорок лет, а несколько эпох. Такое применимо далеко не к каждому артисту. Артисту в широком смысле этого слова, от слова Art-искусство, а не от понятия народный и заслуженный… Для таких людей это понятие скорее насмешка нежели знак признания со стороны казённого чиновничества. К таким людям, которые рано сгорели, но вся их жизнь и творчество до сих пор вдохновляет можно отнести Высоцкого, Шукшина, Миронова.

Олег Даль родился в 1941-м году в московском пригороде Люблино, накануне войны. Отец Иван Зиновьевич, инженер-железнодорожник и мать Прасковья Петровна, учитель. Была ещё старшая сестра Ираида. Во время войны семье пришлось эвакуироваться. Затем вернулись. Олег поступил в среднюю школу. Во время занятий физкультурой выяснилось, что у мальчика слабое сердце. Вероятно, в наше время подобный порок был бы вполне излечим. Собрали бы, как сейчас собирают всем больным детям, денег с отзывчивых граждан и сделали бы операцию в какой-нибудь Германии или Австрии. Впрочем, в то время, думается денег с населения собирать бы не стали, сами бы справились. Медицина только была иная. Больное сердце при таком бурном темпераменте и необузданном характере, какой был у Даля, штука роковая. Но до этого ещё далеко. Целая жизнь. Занятия спортом пришлось оставить, и он увлёкся литературой и живописью. В школьные годы занимался в театральном кружке в ДК Железнодорожников. В те годы он страстно увлёкся творчеством Лермонтова. Печорин был его любимым персонажем. И если нарисовать психологический портрет Даля, то сразу почувствуется, что Даль, Печорин и есть! И в поведении и в манере общения. Казалось бы он до того вжился в этот образ, что стал им. И когда в 1975-м году он снялся в телеспектакле «Страницы журнала Печорина», то ему и играть то ничего не надо было, он просто был сам собой.

Великолепная постановка Эфроса с Андреем Мроновым-Грушницким, Леонидом Броневым-Вернером и Ириной Печерниковой-Княжной Мери. После школы в 59-м он отправился поступать в Щукинское театральное училище. Ради этого он серьёзно работал над своей речью, с детства он сильно картавил и самостоятельно избавился от этого дефекта. Сейчас даже трудно представить грассирующего принца Флоризеля. На экзамене Даль прочел отрывок из Гоголя и фрагмент лермонтовского «Мцыри» и был безоговорочно зачислен на первый курс. Он попал в мастерскую Николая Анненкова великого театрального деятеля «Старой школы», который отметил своё столетие на сцене и продолжал руководить «Щепкой».

Среди однокашников Даля были Виталий Соломин и Михаил Кононов, непререкаемые мастера. Будучи студентом Далю посчастливилось попасть в звёздный состав фильма «Мой старший брат». Хотя тогда в 61-м этот состав, конечно же, не был ещё звёздным. Кто тогда знал Андрея Миронова, Александра Збруева и Олега Даля. Режиссёр был великий Александр Зархи, автор, на тот момент, ни одного десятка фильмов, среди которых «Депутат Балтики» и «Высота». А одну из ролей сыграл Олег Ефремов, с которым впоследствии у Даля сложится «непростое» сотрудничество в театре «Современник». А уж автор сценария фильма был вообще полуподпольный «бунтарь» Василий Аксёнов. Второй фильм Даля «Человек, который сомневался», тонкий психологический детектив и сразу главная роль. Он играет несправедливо обвинённого в убийстве юношу. Блистательная и тонкая игра. Ныне фильм почему-то забыт и знают он нём не многие. Интересный момент.

Когда с его персонажа всё же снимают обвинение, и он с друзьями идёт на спортивные соревнования, его спрашивают. «Почитать есть что-нибудь?» Он отвечает, « А как же, Аксёнов и пирожки с капустой»! Было ли это в сценарии или импровизация Даля. Аксёнова в тот год Хрущёв разгромил в кремле на встрече с интеллигенций. Когда известны такие подробности, открывается (а возможно предполагается) иногда совсем неожиданная семантика поступков. В 1963-м Олег Даль оканчивает театральное училище. На дипломном спектакле присутствует Алла Покровская, жена Олега Ефремова. Даль очаровывает её своей игрой, и она приглашает его в труппу «Современника». Тогда это был один из самых прогрессивных театров, его потом называли театром «шестидесятников», туда несли свои произведения ещё не выдвореные Галич, Солженицын, Аксёнов. Даль работает там пять лет. Играет по большей части второстепенные роли. Прорыв – роль Васьки Пепла в пьесе «На дне» в постановке Галины Волчек. Одновременно с театром его приглашают в кинематограф. «Первый троллейбус» фильм с множеством актёров в небольших ролях, которые впоследствии станут мэтрами советского кино. «Строится мост» 1965 года.

Вся труппа театра «Современник» отправилась в Саратов на настоящее строительство моста. Фильм производственный, но режиссёр Олег Ефремов сумел сделать из него остроумное и оригинальное кино. 1967-год, главная роль в фильме «Женя, Женечка и Катюша» постановка Владимира Мотыля по сценарию Окуджавы. Фильм блестящий, но чиновники задвинули его в угол. Как идеологически не полезный. Впоследствии многие фильмы с Далем ложились на полку. Он слыл «неудобным» актёром. Постоянно спорил с режиссёрами, отстаивал и даже навязывал своё мнение. Переходил из театра в театр, игнорировал митинги и прочую «коллективную деятельность». Кроме того постоянно отказывался от предлагаемых ему сценариев.

Среди несыгранных им ролей Анненков «Звезда пленительного счастья» сыграл Костолевский. Женя Лукашин в «Иронии судьбы», сыграл Мягков. Борт-инженер Скворцов в «Экипаже», сыграл Филатов. За такую непокорность партийные бонзы постоянно «гнобили» артиста. Вот цитата из дневника Олега Даля: «Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня». Несмотря на всё запреты роли были. И все интересные, и все любимые. Соболевский из «Хроники пикирующего бомбардировщика», Солдат и кукольник из «Старой, старой сказки», учёный и его тень из фильма «Тень». Везде ироничный, интеллигентный и просто великолепный. И всё же сам Даль считал себя больше театральным актёром. Ибо только в театре можно полностью раскрыться, когда играешь «наживую», без дублей, монтажа и озвучания. Когда смотришь в глаза каждому зрителю. Когда отдаёшь ему частицу своего сердца. К счастью многие спектакли записаны на плёнку. И мы и сейчас можем персмотреть их, ощутить его мощь и дыхание.

70-е годы были самыми насыщенными в творчестве Олега Даля. Роль шута в фильме «Король Лир» многие считают одной из лучших в его фильмографии. Иначе и быть не могло. Он мог любую роль, даже не главную, сделать главной и лучшей. Даже несколько водевильный его персонаж в фильме «Земля Санникова», несомненное украшение фильма, хоть спеть песни ему не дали. За него спел Олег Ануфриев «Призрачно всё в этом мире бушующем…». Хотя в исполнении Даля эта песня тоже есть. Зато он замечательно спел у Гайдая в фильме «Не может быть».

Там он играет «ходока» Барыгина-Амурского и его песня «Мальчик-купидон» и по сей день поётся и перепевается. 1973 год. Замечательная экранизация Чехова «Плохой хороший человек» в постановке Хейфица. Очень скурпулёзная и точная передача повести «Дуэль», а главное передача чеховского настроения. Даль играл Лаевского, Высоцкий фон Корена. Противостояние и дуэль двух личностей и двух талантов. 1975-й год, сериал «Вариант «Омега». Даль играет советского разведчика в тылу врага в оккупированном фашистами Таллине. Шпионские ходы, загадки и разгадки. Тонкая интеллектуальная игра. У Даля более сорока полнометражных фильмов и телеспектаклей и каждый можно смотреть и пересматривать и о каждом можно сказать много и интересно. Из фильмов тех лет хочется отметить «Отпуск в сентябре».

Многие считают, что инженера Зилова, автор пьесы Вампилов писал именно с Даля. Роль головокружительная и страшная. Если проникнуться в эту «есенинскую» алкогольную тоску, которую он изобразил, то спустя годы, глядя на это ощущаешь, что это не Зилов, это Даль. Это он себя играл. Фильм как и «положено» запретили и разрешили к прокату только спустя несколько лет после смерти артиста.

В семейной жизни у него тоже было по-разному. Первая жена Нина Дорошина (Надюха из «Любовь и голуби». Вторая, томная красавица Татьяна Лаврова (Лёля из «Девять дней одного года»). С ними не сложилось. А вот третья Елизавета Апраксина любила и терпела его любого и всегда. Она была с ним до конца. Как многие говорят, она подобрала ключик к его сложному характеру.

Олег Даль умер 3-го марта 1981-года в Киевской гостинице. Ему было 39 лет. Он похоронен в Москве на Ваганьковском, не далеко от Высоцкого.

Даль написал в своём дневнике: «Жизнь это где-то там. Жизнь это мчащийся экспресс… Нельзя остановить жизнь-погибнешь.»

Load More Related Articles