Отец оказался хуже сына? Об Олеге Ефремове и о том как далеко упало яблоко от яблони

Тридцать лет, вплоть до рождения «Современника», в советском союзе не появлялось ни одного театра. А он создал что-то невероятное. Зрители кричали: «Вы, театр нашего поколения». В этом году могло бы исполниться 95 лет Олегу Ефремову.

В реальной жизни на Олеге Ефремове почти пол века держался российский театр. Театр, о котором он мечтал с самого детства. По семейной легенде однажды на уроке на вопрос учителя «Кем ты хочешь стать?» юный Олег уверенно заявил: «А у меня будет свой театр». И спустя годы вместе с другими учениками и выпускниками школы-студии МХАТ он свою мечту осуществил. Среди его единомышленников было много талантливых и ярких людей. Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Галина Волчек. Но только Ефремову суждено было стать отцом-основателем и безусловным лидером нового театра. Театра «Современник».

Появление «Современника» в 1956 году стала сенсацией, глотком свежего воздуха. Ефремов и его актёры говорили со зрителем просто, без героического надрыва и внутреннего пафоса. Для них был важен внутренний мир человека, а не партийные идеалы. И это подкупало. В театре всегда был аншлаг. Перед кассами километровые очереди. А попасть в труппу Ефремова считалось за честь. Олег Николаевич не терпел интриг, склок и сплетен. По таким же правилам жил и его театр. Здесь всей труппой на совете решали какую пьесу ставить, кого премировать, а кого критиковать. Даже если речь шла о главном режиссёре – Олеге Ефремове.
Необходимость согласовывать и пробивать каждый сценарий — вот что осложняло жизнь Олега Ефремова. В борьбе с цензурой он использовал все доступные средства. От хороших отношений с министром культуры Екатерины Фурцевой до инсценировки сердечных приступов. Если пьесу пропускали без замечаний Олег Николаевич переживал — что-то сделали не так, не докрутили.

Кинорежиссёры любили снимать Ефремова крупным планом. Говорили, что так выразительно молчать в кадре может только он. А между тем, в начале внешность Олега Ефремова считалась спорной. Вот что, например, сказал Михаил Калатозов артисту, когда утверждал его на главную роль положительного героя в фильме «Первый эшелон»: «Я пошел на риск взяв на эту роль некрасивого актёра. Но я надеюсь на твоё обаяние». Сергей Бондарчук тоже не сразу разглядел в Ефремове красавца ловеласа Долохова, когда задумал снимать «Войну и Мир». Но Олег Ефремов был не просто актёром, он был великим актёром, который убедительно смотрелся в любом образе. Будь то суровый танкист, милиционер, хирург или гвардеец.

Именно поэтому знаменитая сцена из фильма Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» так пронзает до глубины души. И зрители замирают, переживая этот момент вместе с героем Ефремова.
А между тем, режиссёр Лиознова в самом начале планировала снимать в роли интеллигентного московского таксиста Николая Рыбникова – звезду и секс-символа советского кино того времени. Но увидев фотопробы Ефремова тут же передумала. Кстати, благодаря невероятно выразительной работе Олега Николаевича в кадре у фильма появилась потрясающая музыка. Дело в том, что композитор Александра Пахмутова сначала отказывалась работать над картиной. Но посмотрев рабочие съёмки с Ефремовым передумала. Так и сказала: «Я напишу музыку только из-за одного крупного плана Олега».

После выхода фильма «Три тополя на Плющихе» исполнителям главных ролей Олегу Ефремову и Татьяне Дорониной людская молва тут же приписала роман. Поверить в это было легко, о любвеобильности Ефремова ходили легенды. Однако сами актёры не комментировали эти слухи. Более того по иронии судьбы с именем Дорониной связана одна из главных трагедий Ефремова – раскол МХАТа. Этот театр он возглавил в 1970 году. Именно Татьяна Доронина в 1987 году стала руководителем той части труппы, которой стало не по пути с Ефремовым.

Он жил в постоянном движении. У него было много женщин. Были дети и внуки, но главным делом его жизни был театр. Даже смертельно больной Ефремов продолжал репетировать и выходить на сцену. Кто-то из театральных критиков написал, что последние спектакли, которые поставил Олег Ефремов уже мало цепляли зрителя. Но у каждой эпохи свои герои. Однако те, кто хорошо знал мастера, уверены, он был величиной постоянной.

Load More Related Articles