11 стыдных ролей известных советских и российских актеров в фильмах 90-х (Лыков, Розанова, Епифанцев и другие)

Иногда кажется, что у известных актёров — только вершины и победы. Любимцы публики, яркие образы, блестящие реплики… А потом ты случайно натыкаешься на одну сцену — и зависаешь: это точно он?!

За длинную творческую жизнь у каждого бывает промах. То роль достанется странная, то проект вдруг пойдёт совсем не туда. И вот — крупный план, театральная интонация, а на экране такое, что хочется выключить свет и сделать вид, что этого не было.

Мы собрали одиннадцать именно таких ролей. Тех, о которых актёры вряд ли расскажут в интервью, потому что они действительно стыдные. Зато зрители помнят — и удивляются до сих пор. Это фильмы из 90-х, сложное было время…

1. Какая там птица: кино, которое улетело в никуда

«Ка-ка-ду», 1992

Название звучит весело — будто про цирк или говорящего попугая. Но стоит нажать «плей» — и тебя встречает бетонная подворотня, зубастые «авторитеты» и законы, где слабый — корм. Тут не щебечут, тут рвут.

-2

Фильм до краёв набит штампами, будто сценарий писали по трафарету. Варьете-танец, сцены «для взрослых», пустые паузы — всё это больше похоже на самопародию.

Режиссёр вроде бы хотел показать правду жизни, но получилось что-то между гротеском и клише. Даже участие Станислава Говорухина и Нины Руслановой не спасло — они просто затерялись среди неубедительных образов.

А ведь всё начиналось с красивого названия…

2. Не для слабонервных: фильм, который превращается в мем

«Зеленый слоник», 1999

Это не просто кино. Это — испытание. Смотришь и не веришь, что такое вообще возможно. На экране творится что-то дикое, местами отвратительное, а оторваться всё равно не получается.

Владимир Епифанцев, только начинавший актёрскую карьеру, пошёл ва-банк: ради одной сцены он согласился набрать полный рот тухлой свиной красной жидкости (вы поняли, наверное какой, написать не могу, Дзен не пропустит).

-3

Снимали фильм на простую домашнюю плёнку. Гонораров не было вовсе. Всё — по зову души и, возможно, безумия. А теперь — вуаля: «Зеленый слоник» стал культовым. Мемы с фразами героев гуляют по сети, как анекдоты, а сам фильм уже сложно воспринимать всерьёз — но забыть его невозможно.

Так в чём же секрет этой тревожной притягательности?

3. Ремейк без руля и без трактора: зачем мы смотрели «Трактористы-2»

«Трактористы-2», 1992

Вроде бы всё складывалось: братья Алейниковы за камерой, Рената Литвинова пишет сценарий — ну как тут не ждать что-то свежее? А на деле получилось как в плохом сне: вроде кадры двигаются, люди что-то говорят, но смысла в этом — как в дырявом ведре.

-4

Вместо тракторов — тлен и безысходность. Героев будто ветром занесло с других съёмок, сцены напоминают нарезку из забытых фильмов, а атмосфера — как после долгой грозы без радуги. Попытка собрать «Трактористов»«Свадьбу в Малиновке» и экспериментальное кино в один флакон оказалась неудачной. Получилась смесь, которую сложно проглотить даже любителям артхауса.

А ведь обещали ремейк с характером…

4. Бегущий доктор и сбежавший смысл: что не так с этим фильмом

«Кокки – Бегущий Доктор», 1998

С первых минут ты не смотришь — ты попадаешь в лабиринт. Светлана Баскова сняла не кино, а загадку без ответа. Это как открыть странную банку без этикетки: внутри может быть что угодно, от варенья до пыли времён динозавров.

Главный герой (Сергей Пахомов) — доктор, сбежавший из института мозга. И вот он бегает, ищет, страдает, но зачем — остаётся тайной за семью замками. Сюжет напоминает коллаж из снов человека с температурой под сорок. Сцену сменяет сцена, а смысл ускользает, как мыло в душе.

-5

Эмоции? Тут целый набор: скука, нервный смех, лёгкий ужас, желание всё выключить и… странное любопытство. А вдруг это шедевр, просто мы ещё не поняли?

Но если вы всё же решитесь — не забудьте ремень безопасности. И желательно — запасной мозг.

5. Кореец, наркобанда и déjà vu по-русски

«Винт», 1993

Что получится, если взять наркобанду, добавить корейского героя, и всё это щедро приправить шаблонными поворотами? Получится «Винт», фильм, который скорее крутится вокруг знакомых клише, чем рассказывает что-то своё.

-6

Молодой Никита Джигурда тут ещё без фирменного крика и огненных речей. А главным героем стал Ин-хо Ким — в начале 90-х он выглядел на экране как инопланетянин на школьной линейке. Его герой встревает в дела бандитов, и вот уже кажется, что сейчас всё закончится дракой… Но нет. Вдруг вспоминается армейская дружба, и начинается сцена, подозрительно похожая на ту, где Виктор Павлов встречается с Владимиром Конкиным в «Месте встречи изменить нельзя».

Разница лишь в том, что тогда было волнительно. А здесь — просто хочется нажать на перемотку.

6. Праздник был, а вот кино — нет: «Бабник-2» и его новогодняя тоска

«Бабник-2», 1992

Режиссёр Максим Воронков — персонаж в российском кино не из тех, кого вспоминают с аплодисментами. Но задолго до злополучной «Кавказской пленницы 2» он подарил миру комедию «Бабник-2». История — про парочку новогодних сердцеедов, которые решили закатить весёлый праздник.

-7

На бумаге — всё ладно: сам Воронков в главной роли, рядом Алексей Жарков и Любовь Полищук. В реальности — кино, которое с самого начала не знает, куда себя деть. Шутки проседают, как старая пружинная кровать, сюжет плывёт без руля и ветрил, а атмосфера — будто смонтирована из чужих VHS-записей с корпоративов.

Встретили, конечно, весело. Только кино в этой встрече забыли снять.

7. Фраза ради фильма: 88 минут странностей и один вопрос

«А спать с чужой женой, хорошо?!», 1992

Бывает кино ради истории. Бывает ради эмоций. А бывает — ради одной-единственной фразы. В случае с этой лентой всё складывается в пользу последнего: весь сюжет будто подводит нас к финальной реплике, которая и вынесена в заголовок. Вот только к моменту, когда герой наконец её произносит, зритель уже мысленно собрался уходить.

-8

До этого — спокойный теплоход, влюблённые, играющие в отпуск, и жена главного героя, которую как будто случайно забыли за кулисами. Вроде бы есть драматургия, но она тонет в странных кадрах и звуке, который к финалу начинает хулиганить. То ли сбой, то ли художественный замысел — кто разберёт?

Название встречает нас с орфографическим «сюрпризом», как в дешёвом анекдоте. И всё же Елена Проклова старается держать лицо. Возможно, единственная, кто в этой истории действительно знал, что делает.

А вопрос так и остаётся в воздухе — с тремя знаками, но без ответа.

8. Беременность по-русски: когда таблетки виноваты, а кино — ни при чём

«Мужчина легкого поведения», 1994

Что получится, если взять идею из голливудского «Джуниора», приправить её отечественными реалиями и сдобрить актёрской игрой на уровне утреннего капустника? На выходе — «Мужчина легкого поведения», кино, где всё шло не туда с первой же сцены.

-9

Главный герой, наевшись импортных пилюль, внезапно беременеет. И вот он уже в женской консультации, среди будущих мам, с лицом, полным ужаса. Комедия? Возможно. Только смех тут чаще нервный. Сюжет катится под горку, шутки хромают, а актёры словно играют в «угадай, что мы изображаем».

Фильм — как плохая копия на китайском рынке: идея знакомая, но исполнение — в духе «и так сойдёт».

А ведь всё начиналось с одной таблетки…

9. Туго-Ухо и гарем с графиком: когда сценарий пишется не головой

«Личная жизнь королевы», 1993

Если бы кто-то решил снять комедию по лекалам мужских анекдотов из бань, она выглядела бы примерно так. Анатолий Эйрамджан, продюсер с очень специфическим вкусом, снова делает ставку на то, чего в советских фильмах старательно избегали — физиологию вместо чувств.

Король Туго-Ухо, в исполнении Панкратова-Черного, не занимается политикой. Он занят важнее: строит гарем и вводит «сексуальный час» — трижды в день, строго по расписанию. Все остальные — массовка в этом странном параде желаний.

-10

Ирина Розанова пытается сыграть жену с характером, Наталья Гундарева — добавить глубины. Но глубины тут как в тазике: вроде вода есть, но искупаться нельзя. Сюжет, как желе — дрожит, но не держится.

А смотреть всё это — как листать чужой фотоальбом с курорта: неловко, странно и хочется закрыть.

10. Остап Бендер с лицом эстрадного баритона: зачем мы это смотрели?

«Мечты идиота», 1993

Когда Сергей Крылов примерил на себя образ Бендера, зрители, мягко говоря, удивились. Великий комбинатор, мастер слова и аферы, вдруг превратился в слегка уставшего героя кабаре. А Василий Пичул решил, что раз девяностые шумят за окном, значит и классика должна кричать в ответ. Не получилось.

-11

Кино вышло, как подгулявший корпоратив: вроде бы все знакомые лица, тема понятна, а атмосферы — ноль. «12 стульев» тут лишь номинально, остальное — импровизация в духе «а давайте попробуем вот так». Только вместо искромётности — сценарные паузы и кривоватый монтаж.

А финальное чувство — будто сел за знакомую шахматную партию, а фигуры заменили на крышки от бутылок.

Ход гениальный? Увы, нет. Просто мимо доски.

11. Ты у меня одна (1991)

Александр Лыков давно стал своим на экране — тот самый харизматичный Казанова из «Улиц разбитых фонарей», от которого фанатели зрительницы всех возрастов. И даже сегодня он стабильно в кадре — то в комедии, то в драме, то в чём-то «с изюминкой».

Но было время, когда о нём говорили совсем по-другому. В 1991 году он снялся в фильме Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна», где исполнил, скажем так, очень неоднозначную роль. Его герой — экстравагантный тип с пониженной социальной серьёзностью, который предлагает доллар герою Збруева, и делает это так, что хочется перемотать.

-12

И всё бы ничего, но когда Лыков стал телезвездой, старую сцену припомнили. Слишком яркой она была. И пошли разговоры: мол, «тот самый мент», только уже с другим контекстом. Время, конечно, всё расставило. Но осадочек — как говорится — долго не выветривался.