13 примеров, когда ради одной роли советских актеров изменили до неузнаваемости

В советскую эпоху гримеры творили настоящие чудеса. Правда, актерам порой было обидно.

«Королевство кривых зеркал», киностудия им.Горького

«Королевство кривых зеркал», киностудия им.Горького

Советские киногримеры творили настоящие чудеса, ведь тогда еще не придумали компьютерные спецэффекты, да и латексные маски придумали гораздо позднее. Но им удавалось так преобразить актеров для ролей, что потом нередко их вообще не узнавали. А исполнителям порой было даже обидно. Вот 13 примеров, когда ради одной роли гримеры изменили советских кинозвезд до неузнаваемости.

Милляра не рассматривали на роль Бабы Яги — главную роль его жизни

Википедия / «Королевство кривых зеркал», киностудия им.Горького

Википедия / «Королевство кривых зеркал», киностудия им.Горького

Приступив к работе над сказкой «Морозко» Александр Роу пересмотрел с десяток актрис — никто не подходил на роль Бабы Яги. Однажды в павильон зашел Милляр. К тому моменту он уже снимался в фильмах Роу — сыграл черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а также Кащея Бессмертного. Но у Роу даже мысли не было приглашать мужчину на женскую роль. И тут, прямо в павильоне, случилось невероятное.

Х/ф «Морозко» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Морозко» / Киностудия им.Горького

Милляр на глазах у режиссера стал Бабой Ягой — без грима. Но как ему это удалось? Он выставил вперед челюсть, поджал верхнюю губу, а нижнюю, наоборот, выкатил. Для большей убедительности актер сгорбился.

«Он выглядел так страшно, что ахнули даже много повидавшие ассистенты режиссера», — рассказывала киновед Ирина Павлова.

А Милляр в этот момент рассуждал так: «Баба Яга — точно не женская роль. Разве какая-то актриса позволит так менять свою внешность? А я стерплю». Роу решил — Милляр и будет жуткой старухой.

Х/ф «Морозко» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Морозко» / Киностудия им.Горького

Чтобы нанести грим перед съемками, требовалось шесть часов. Актер даже получил небольшой ожог лица — переборщили с перекисью водорода. А вжиться в образ психологически ему помог один реальный случай — в Ялте он видел горбатую женщину с крючковатым носом и злым взглядом. Ее внешность буквально врезалась ему в память.

Так Георгий Милляр стал главной Бабой Ягой в советском кино — этого персонажа он играл в других сказках еще два раза. Накладной нос, клыки, жуткий парик, лохмотья — и как узнать в этом образе Милляра? Если только по его голосу.

 Х/ф «Огонь, вода и медные трубы» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Огонь, вода и медные трубы» / Киностудия им.Горького

Еще одна знаковая роль артиста — Кащей Бессмертный, которую он исполнил задолго до роли Бабы Яги — в 1944 году.  Многие до сих пор думают, что и тут гримеры очень постарались, чтобы преобразить актера. Но это совершенно не так: специальный грим не понадобился.

Х/ф «Кащей Бессмертный / Союздетфильм

Х/ф «Кащей Бессмертный / Союздетфильм

Причина в том, что у Миллера в то время было очень плохое физическое состояние — шла война, повсюду голод, актер перенес малярию, киностудию эвакуировали в Душанбе.

Х/ф «Кащей Бессмертный / Союздетфильм

Х/ф «Кащей Бессмертный / Союздетфильм

Милляр был на грани дистрофии — его вес при росте 164 см не доходил до отметки 50 кг. Поэтому даже вне съемочной площадки на него было жутко смотреть. Лошади испугались — им пришлось завязать глаза. Но зрители были уверены, что Кащей Бессмертный — это искусный грим.

«Королевство кривых зеркал», киностудия им.Горького

«Королевство кривых зеркал», киностудия им.Горького

Еще одна роль, для которой актер преобразился до неузнаваемости — вдовствующая королева в «Королевстве кривых зеркал». В этой сказке Милляр сыграл сразу несколько ролей, но именно в королеве его точно не узнать.

Баба Шура из «Любовь и голуби»: Тенякова подумала, что ее разыграли

Википедия / «Любовь и голуби», Мосфильм

Википедия / «Любовь и голуби», Мосфильм

40-летняя Наталья Тенякова не верила, что ей предлагают играть 65-летнюю бабушку. Актриса была уверена, что это розыгрыш: где она и где бабка? Но предложение сняться в картине Меньшова оказалось реальным, и актриса решила рискнуть.

Когда картина вышла на экраны, Тенякова сама себя с трудом узнавала в этой роли, что уж говорить о зрителях. И гримеры для этого очень постарались.

Х/ф «Любовь и голуби» / Мосфильм

Х/ф «Любовь и голуби» / Мосфильм

От тонкой талии актрисы не осталось и следа, благодаря накладкам из ваты и поролона. Точеные ноги скрыли под несколькими парами толстых колготок и старых башмаков, которые были на пару размеров больше. Но больше всего досталось коже актрисы.

Х/ф «Любовь и голуби» / Мосфильм

Х/ф «Любовь и голуби» / Мосфильм

Чтобы добиться старушечьего лица и рук, гримеры использовали специальный клей. И чем глубже делали морщины, тем глубже Тенякова входила в образ. После нанесения грима она поднималась из кресла, охая и ахая, как настоящая старушка. Даже участники съемочного процесса забывали, что перед ними 40-летняя актриса.

Людмила Шагалова расстроилась из-за предложения сыграть пожилую мать в «Женитьбе Бальзаминова»

 «713-й просит посадку», Ленфильм / «Женитьба Бальзаминова» / Мосфильм

«713-й просит посадку», Ленфильм / «Женитьба Бальзаминова» / Мосфильм

Похожая история произошла и с Людмилой Шагаловой. 40-летней актрисе было очень обидно, когда ее позвали сыграть пожилую маму главного героя в комедии «Женитьба Бальзаминова». Актриса переживала, что действительно плохо выглядит, раз ей предлагают такую роль.

Х/ф «713-й просит посадку» / Ленфильм

Х/ф «713-й просит посадку» / Ленфильм

Каждый день гримеры тратили по несколько часов, чтобы сделать из молодой красотки настоящую старушку. И результат превзошел ожидания: в этом образе зрители не узнавали Шагалову. Ей приподнимали нос, рисовали мешки под глазами, а из клея формировали старческие морщины.

Х/ф «Женитьба Бальзаминова» / Мосфильм

Х/ф «Женитьба Бальзаминова» / Мосфильм

После съемочного дня актрисе приходилось возвращать свою молодость при помощи походного утюжка: она его слегка нагревала и прикладывала к лицу, чтобы разгладить кожу.

Как 37-летний Вицин превратился в старика и его никто не узнал

Х/ф «Она Вас любит», Ленфильм / «Максим Перепелица», Ленфильм

Х/ф «Она Вас любит», Ленфильм / «Максим Перепелица», Ленфильм

Глядя на деда Мусия в «Максиме Перепелице», зрители не верили, что перед ними действительно их любимчик Георгий Вицин. Редкая седая борода, глубокие морщины, стариковские глаза — как такое вообще возможно, ведь актер совсем молодой?

Х/ф «Максим Перепелица» / Ленфильм

Х/ф «Максим Перепелица» / Ленфильм

Когда 37-летнего актера пригласили на роль деда, он громко рассмеялся. Всего за год до этого он очень «помолодел» — сыграл 18-летнего футболиста Веснушкина в «Запасном игроке». А тут пришлось резко «стареть». Но для Вицина не было ничего невозможного.

Х/ф «Максим Перепелица» / Ленфильм

Х/ф «Максим Перепелица» / Ленфильм

Гримеры постарались, поэтому в «Максиме Перепелице» актер выглядел настоящим стариком. Конечно, потребовалось и внутреннее перевоплощение. Вицин учился шамкать и ходить по-стариковски — с трясущимися коленями. Так искусный грим и мощный талант сотворили чудо — Вицина было не узнать.

Петру Глебову было обидно — его не узнавали после главной роли в его жизни. И виной всему — грим

Википедия / «Тихий Дон», киностудия им.Горького

Википедия / «Тихий Дон», киностудия им.Горького

Для Глебова роль Григория Мелехова в «Тихом Доне» стала главной во всей карьере. Ему было около 40 лет, он играл в театре — и чаще всего второстепенных персонажей. Актер мечтал о действительно большой роли, в которой проявится весь его талант.

 Петр Глебов / Википедия

Петр Глебов / Википедия

Режиссер «Тихого Дона» настаивал на его кандидатуре, а оператор и ведущая актриса Элина Быстрицкая отказывались с ним работать — именно из-за возраста. В романе Шолохова Гришка Мелехова гораздо моложе и выглядит по-другому: у него крючковатый нос с горбинкой. У актера нос был совсем другой, плоской формы.

 Х/ф «Тихий Дон» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Тихий Дон» / Киностудия им.Горького

Гример исхитрился и сделал накладку из воска — новый нос. Также к образу добавили густые усы, кудрявый чуб, уменьшили размер глаз и изменили форму бровей — и от внешности Глебова ничего не осталось. Актер превосходно исполнил роль Мелехова. Но почему же это не принесло ему радости?

Дело в том, что после оглушительного успеха картины актер хотел насладиться славой, но не получилось — его совершенно никто не узнавал. Глебову было обидно.

В Александре Хвыле никто не узнавал чудовищ из киносказок

Википедия / «Марья-искусница», киностудия им.Горького

Википедия / «Марья-искусница», киностудия им.Горького

Этому удивительному актеру на экране удавалось перевоплощаться в совершенно противоположных персонажей: то он строгий и молчаливый метрдотель ресторана «Плакучая ива» в «Бриллиантовой руке», то поп в «Королеве бензоколонки», то казак Чуб в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», то легендарный Морозко в одноименной сказке.

Х/ф «Морозко» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Морозко» / Киностудия им.Горького

Пластичная внешность и безмерный талант позволяли ему исполнять любые роли. Но есть несколько киноперсонажей, в которых Хвылю не узнают даже его поклонники.

Это мудрец-молчальник в «Марье-искуснице», Королевский Обер-повар в «Королевстве кривых зеркал» и оборотень, слуга Кащея в «Огонь, вода и медные трубы».

Х/ф «Марья-искусница» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Марья-искусница» / Киностудия им.Горького

Для персонажа в «Марье-искуснице» актеру сделали накладку с проплешиной, изменили форму носа и наклеили огромные густые усы.

Х/ф «Королевство кривых зеркал» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Королевство кривых зеркал» / Киностудия им.Горького

Чтобы стать Обер-поваром в «Королевстве кривых зеркал», Хвыля носил гротескные ярко-рыжие брови, такие же густые бакенбарды и огромный нос, который напоминает картофелину.

Х/ф «Огонь, вода и медные трубы» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Огонь, вода и медные трубы» / Киностудия им.Горького

В сказке «Огонь, вода и медные трубы» Хвыля сыграл сразу двух персонажей — Плешивого и Черного мудреца. В образе оборотня он предстал совершенно лысым, с накладным носом и необычной бородой. И каково же было удивление зрителей, когда они узнали, что Черного мудреца играет этот же актер!

Х/ф «Огонь, вода и медные трубы» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Огонь, вода и медные трубы» / Киностудия им.Горького

Андрей Файт: за маской злодея скрывался настоящий красавец

В свое время Андрей Файт был известен как главный кинозлодей. На экране он мастерски перевоплощался в негодяев, особенно в сказках. Вспомнить хотя бы роль Нушрока в «Королевстве кривых зеркал».

Википедия / «Королевство кривых зеркал», киностудия им.Горького

Википедия / «Королевство кривых зеркал», киностудия им.Горького

Гримеры изменили лицо Файта до неузнаваемости: вылепили глубокие морщины, очень высоко подняли брови, сделали накладку на нос, который стал как клюв у коршуна (что оправданно, ведь Нушрок — и есть коршун).

Х/ф «Королевство кривых зеркал» / Киностудия им.Горького

Х/ф «Королевство кривых зеркал» / Киностудия им.Горького

Итак, с экранов Андрей Файт наводил страх на маленьких зрителей, а в жизни он был весьма привлекательным мужчиной. Но далеко не все зрители узнавали любимого актера — настолько его внешность менялась из-за грима.

Ради роли в «Мэри Поппинс» Табаков делал яркий маникюр и носил чулки

«Полеты во сне и наяву», киностудия им. Довженко / «Мэри Поппинс, до свидания», Мосфильм

«Полеты во сне и наяву», киностудия им. Довженко / «Мэри Поппинс, до свидания», Мосфильм

На роль деспотичной Мисс Эндрю в фильме «Мэри Поппинс, до свидания» не соглашалась ни одна актриса. И тогда режиссеры стали искать среди мужчин. Табаков сразу же ухватился за этого персонажа, понимая, что ему придется стать женщиной — как внешне, так и в поведении. Уж очень актеру хотелось поозорничать, а тут такая уникальная возможность!

Х/ф «Мэри Поппинс, до свидания» / Мосфильм

Х/ф «Мэри Поппинс, до свидания» / Мосфильм

Парик, классический макияж, яркий маникюр, накладной бюст, чулки — все это Олег Табаков носил ежедневно. Чтобы не выглядеть лишь пародией на женщину, он перенял многие дамские повадки у своей тещи.