«А я ему дам сдачи. Только другим способом», – помните, чьи это слова? Так сказал Юрий Самохвалов, когда Анатолий Новосельцев ему дал пощечину в замечательной советский комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Так вот мстить можно разными способами. Самохвалов сделал это, мягко говоря, не совсем интеллигентно.
А еще бывают способы креативные – интеллигентные или не очень… или очень не… Например, режиссер может отплатить неугодившему актеру, придумав для него определенный поворот сюжета, или специфический грим, или нелепую прическу, или одежду не по размеру, или «неформатного» партнера по съемочной площадке.
Давайте назовем 5 курьезных примеров подобных случаев.
1. «Склероз и клuмaкc»
Уж простите за такой подзаголовок, это просто цитата о фильме, придуманная остроязыкой Фаиной Раневской…
Советское кино Григория Александрова «»Скворец» и «Лира»» 1973 г. стало последним фильмом с Любовью Орловой. Актрисе во время съемок было уже более 70 лет.
Здесь она сыграла Людмилу Грекову («Лиру») в паре с Петром Вельяминовым, воплотившимся на съемках в ее мужа – Федора Грекова («Скворца»). И в этом была тройная неувязка:
1) «Лира» была по сюжету, хоть и не юной, но далекой от 70-летнего возраста;
2) сам Вельяминов был младше Орловой на добрых 24 года;
Кадр из фильма с Орловой и Вельяминовым «»Скворец» и «Лира»»
3) наконец, в картине принимали участие красавицы и просто симпатяги, которые выглядели гораздо свежее нашей примы. Так, задействованная в съемках Светлана Светличная была младше ее на целых 38 лет.
Всё это ущемляло гордость прославленной советской актрисы – Орлова привыкла быть везде первой, выделяться.
Всё говорило за то, что Любови Петровне следовало тщательно замаскировать возраст. И чтобы это сделать, подключили всех – от гримеров и костюмеров до косметологов и даже операторов. В частности, последние были вынуждены подбирать ракурсы и свет, избегать крупных планов, использовать специальные светофильтры для кинообъективов и прочие ухищрения.
Но это было бы полбеды. Главная же проблема состояла в том, что Орлова, всегда такая доброжелательная и улыбчивая, на этих съемках вела себя нервно, капризно, вспыльчиво. Доставалось от нее даже Александрову (хотя как раз его-то она должна была щадить больше всех – как собственного мужа и общепризнанного мэтра советского кино).
Если верить рассказу киноведа Глеба Скороходова, режиссер даже творчески отплатил норовистой актрисе.
В одной сцене она решила сниматься в траурном платье, шляпке и вуали. То ли Любовь Петровна решила, что темный цвет будет сглаживать следы возраста, то ли просто у нее был такой каприз.
И тогда Григорий Васильевич изменил изначальный сценарий: он сделал свою жену… вдовой. Разумеется, в кадре, а не в жизни: в сюжет ввели сцену, где ее кино-муж умирал от сердечного приступа, из-за чего траурные одеяния Орловой в следующей сцене выглядели уместно.
Заметим, что в реальности Александров затем вторично отомстил (конечно же, невольно) супруге: он пережил Орлову на 8 лет… даже после ее смерти женился заново…
2. «Мы живем сегодня и будем жить вновь, вернувшись во множестве обличий»
В голливудском фильме – перезапуске франшизы «Мумия» в 2017 г. режиссером Алексом Куртцманом – съемочной группе также пришлось столкнуться с капризами актера, на сей раз мужчины: Тома Круза.
Кадр из голливудского кино с Крузом «Мумия»
Он в то время уже был знаменитостью и, видимо, слегка «зазвездился». Самым большим его капризом стало решительное требование серьезно переписать сценарий. Актеру не понравилось, что его персонаж и мумия появлялись в кадре приблизительно одинаковое время.
Круз настаивал, что мумия, так сказать, не должна оттягивать одеяло зрительского внимания на себя, главным должен быть его герой. В противном случае актер сниматься отказывался.
И режиссер со сценаристом пошли ему навстречу, добавив дополнительные эпизоды и целые сцены с участием этого капризы.
Неизвестно, намеренно или нет, но создатели фильма сделали эти сцены неудачными, в итоге картину ожидал провал, и лично Круз получил за роль в ней пoзopную антинаграду «Золотая малина».
3. «Каждые 12 лет у него бывают приступы человеколюбия. Я полагаю, это связано с вращением Юпитера»
Самый известный и самый длинный сериал «Санта-Барбара» 1984–1993 гг. режиссеров Бриджет и Джерома Добсонов попал в Книгу рекордов Гиннесса: его 9 сезонов состояли из ни много ни мало 2137 серий.
Так вот там долгое время все актрисы, которых планировать снимать, проходили через «кастинг»: кровать актера, игравшего Мейсона Кэпвелла, и по факту во многом бывшего неофициальным режиссером фильма.
Отказалась от этих «проб» лишь одна – Харли Джейн Козак, по сценарию воплощавшая как раз жену самого Мейсона.
И актер отплатил ей – он уговорился с Добсонами и по отредактированному им сценарию на героиню… упала вывеска.
Причем и способ вывода актрисы со съемочной площадки, и сама эта сцена были не самыми приятными для Козак. Там по переписанному отвергнутым ею мужчиной сценарию ее героиня стояла на крыше отеля Кэпвеллов и пыталась вспомнить, что она ела на завтрак, как вдруг на нее свалилась буква «С» от вывески Capwell.
Ах, как же душевно Мейсон потом перед камерой горевал, оплакивая супругу!…
С актрисой же пришлось распрощаться… разумеется, в хорошем смысле – просто отстранить ее от съемок в сериале, ведь ее героину по сюжету вывели из игры и жизни.
И сколько бы зрители ни упрашивали режиссеров хоть как-нибудь «воскресить» Козак, она так в этот сериал и не вернулась. И понять ее можно.
4. «…когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо»
Еще одна история связана с любимцем публики – Владимиром Высоцким.
Он еще не был звездой первой величины во время съемок фильма «Стряпуха» 1965 г. Эдмонда Кеосаяна, но на съемочной площадке постоянно провоцировал конфликты. Критикуя Кеосаяна, Высоцкий предлагал собственные варианты.
Кадр из советского фильма с Высоцким «Стряпуха»
Как делился с журналистами впоследствии сын Высоцкого Никита, именно из-за этих частых ссор режиссер решил переозвучить роль Андрея Пчелки. И в итоге комбайнер-гармонист заговорил голосом другого актера.
Правда, сам Кеосаян уверял, что во время озвучивания Высоцкий просто потерялся – его искали-искали да не нашли.
Однако, как уже сказано, Владимир Семенович в то время еще не был мега-звездой. Поэтому он держался за каждую роль; честно ждал, когда его пригласят на звукозаписывающую студию, но, очевидно, его просто не позвали.
В наши дни слава Высоцкого бесспорна. И невозможно, даже как-то смешно представить, чтоб его персонаж говорил и даже пел чужим голосом.
Что ж, как говорится, и смех, и грех…
5. «Это не моя тайна… Я должна исчезнуть…»
Подобная история случилась с Ириной Алферовой.
В фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» 1978 г. ее буквально «впихнули» вопреки желанию режиссера. Он с самого начала не видел в этой актрисе Констанцию, а потом на съемках постоянно нервничал, что Алферова банально не умеет играть. В интервью он делился, что красавица «пробуксовывала» даже в мелочах, к примеру не могла легко и кокетливо помахать своему гасконцу на прощание рукой.
В результате Юнгвальд-Хилькевич в сердцах отдал ее роль на переозвучку.
Впрочем, отомстил он таким образом только ей самой, но не публике – Констанция перед телезрителями предстала как результат работы двух самых красивых актрис СССР: в образе Ирины Алферовой и с голосом Анастасии Вертинской.
Коллаж кадров из советских фильмов с Вертинской и Алферовой «Алые паруса» и «Д’Артаньян и три мушкетера»