У Фаины Раневской был сложный характер, неординарная для актрисы внешность и детское заикание. Она с детства чувствовала себя одинокой, не создала семьи и не имела детей. Тем не менее, были в ее жизни и дружба, и любовь. О близких подругах Раневской, которые сыграли большую роль в ее жизни, в этой статье.
Фаина Георгиевна Раневская
Балерина Екатерина Гельцер
Екатерина Васильевна Гельцер оказалась первой «спасительницей» юной Фаины, когда та приехала в Москву с мечтой стать великой актрисой. Театральная Москва не оценила слишком высокую (180 см), неуклюжую, к тому же заикающуюся девушку, и она оказалась фактически на грани выживания. В этот сложный момент Фаина пришла ко входу в Большой театр, где на нее обратила внимание известная балерина Екатерина Гельцер.
Гельцер была ведущей балериной Большого театра и имела свой театральный салон. Увидев несчастную девушку, она прониклась к ней сочувствием и ввела ее в свой дом, познакомила со многими театральными деятелями, известными артистами. Благодаря новым знакомым, Фаина смогла посещать театральные постановки во многих известных театрах Москвы, а вскоре, благодаря связям Гельцер, Фаина Раневская получила работу – в 1915 году ее взяли на сезон в Летний театр.
Балерине было уже около 40 лет, детей у нее не было, и она прониклась к юной Фаине материнскими чувствами, поддерживала ее, сама делилась с ней своими переживаниями. Они дружили много лет, обеих женщин связывала, в том числе, и любовь к России. Они обе могли покинуть страну после революции, как это сделали большинство артистов, но обе остались, и Екатерина Гельцер стала, как ее называли, «настоящей хозяйкой Большого театра». Молодая советская республика ценила артистку, и Гельцер стала первой из артистов балета, кто был удостоен звания народного артиста.
Екатерина Васильевна Гельцер
Екатерина Гельцер была популярна не только в Москве, но и за рубежом, ей предлагали остаться в США, но она неизменно возвращалась в любимую Москву, на родную сцену Большого театра.
Раневская и Гельцер сохраняли дружеские отношения до смерти балерины в 1962 году.
Актриса Павла Вульф
Своим успехом Фаина Георгиевна во многом обязана тем, кто поддержал ее в трудные эпизоды жизни, помогал ей проявить свои таланты. Вторым таким человеком для Раневской стала провинциальная актриса Павла Вульф. Эта женщина не только обучила театральному мастерству девушку, которая не закончила ни одного театрального учебного заведения, но и сделала ее членом своей семьи. Фактически она заменила Фаине мать.
Павла Вульф была дворянского происхождения и блестящей провинциальной актрисой, которая не представляла своей жизни без театра. Раневская была восхищена ее игрой. К тому же, Вульф была отличным театральным педагогом. По возрасту, а она была старше Фаины на 18 лет, она годилась Раневской в матери.
Павла Леонтьевна Вульф
Много лет они жили одной семьей, поддерживая друг друга в тяжелые моменты и морально, и материально. Так, известно, что Фаина Раневская в период безденежья искала деньги, чтобы поехать на отдых вместе болевшей Павлой Вульф. И хотя после войны подруги разъехались, Фаина Георгиевна продолжала навещать больную Павлу Леонтьевну, поддерживала материально ее семью.
У самой Раневской детей не было, но внука Павлы Вульф Алексея Щеглова Фаина Георгиевна называла своим «эрзац-внуком».
Поэтесса Анна Ахматова
Если Екатерина Гельцер и Павла Вульф были для Фаины Раневской не только близкими подругами, но и «Ангелами-спасителями», то в отношениях с Анной Ахматовой ситуация была наоборот – в роли спасителя неоднократно выступала Фаина Раневская.
Стихами Ахматовой будущая великая актриса восхищалась еще в юности. Чтобы увидеть поэтессу, она даже специально приехала из Таганрога в Петербург. Узнав адрес Ахматовой, Фаина пришла к Ахматовой и с порога заявила: «Вы – мой поэт!». Ахматова пригласила поклонницу в свою квартиру, и они долго беседовали – конечно, о поэзии.
Анна Андреевна Ахматова
Сдружились они во время войны, когда обе оказались в эвакуации в Ташкенте. Узнав, что в городе находится и Анна Андреевна Ахматова, Раневская тут же пошла ее навестить – и нашла ее в удручающем состоянии. В комнате поэтессы было холодно и сыро, сама она, больная, обреченно сидела на кровати.
Раневская раздобыла дрова, натопила печку, сварила картошку. Она часто приходила навещать Анну Ахматову, поддерживая тяжело переживающую все невзгоды поэтессу. Когда Ахматова слегла, то Раневская ухаживала за ней, кормила ее с ложки, приносила ей свои теплые вещи.
Анна Андреевна Ахматова
Между тем окружение Ахматовой противилось их дружбе, так как считало прямолинейную и резкую Раневскую не ровней утонченной Ахматовой. Но Анна Ахматова уже прочно вошла в жизнь Раневской. Позже она записала в дневнике:
«Любила, восхищаюсь Ахматовой. Стихи ее смолоду вошли в состав моей крови».
В 1943 году Раневская уехала из Ташкента, но они регулярно переписывались с Ахматовой. После войны Ахматова оказалась в опале, а популярность Раневской росла еще больше. Но она не забывала свою подругу, поддерживала ее, неоднократно навещала. Когда в 1966 году Анны Ахматовой не стало, Раневская очень тяжело переживала ее смерть, ведь к тому времени она уже потеряла Павлу Вульф. Фаина Георгиевна даже не смогла набраться сил, чтобы поехать на похороны.
Актриса Любовь Орлова
Дружба Раневской и Любови Орловой может показаться очень странной – резкая и грубоватая, в том числе и внешне Раневская, и изящная, утонченная и интеллигентная Орлова. Но это и сближало двух актрис – они были полной противоположностью друг другу, у них были совершенно разные амплуа и делить им было нечего. Потому не было и повода для обид и конкуренции.
Любовь Петровна Орлова
Если бы не совет Раневской, данный вовремя, может, и не было бы у нас такой звезды, как Любовь Орлова. Между женщинами разница в возрасте была небольшой, но когда они встретились, Раневская была уже известной киноактрисой, а Орлова только начинала кинокарьеру.
Как-то они встретились в коридоре Мосфильма. Орлова была расстроена и попросила у Раневской совета. Орлову тогда пригласили на съемки музыкального фильма, а в театре, где служила Орлова, ее не отпускали. Вопрос стоял остро: или театр, или кино. Для Любови Орловой это был первый фильм, и она еще не была уверена, получится ли у нее. На это Раневская ответила Орловой:
«Сейчас вами любуются ваши близкие и зрители одного театра. Когда вы уйдете в кино, вами будут восхищаться все. Поверьте опыту моих театральных героинь. Я серьезно благословляю вас и не сомневаюсь в успехе».
Любовь Петровна Орлова так и сделала – она снялась в фильме, который назывался «Веселые ребята». Она не только стала вмиг известна на всю страну, но и стала супругой и музой режиссера фильма – Григория Александрова. Стоит ли удивляться, что Орлова называла Раневскую своим «добрым гением».
Но как-то между ними все-таки «пробежала кошка»:. Александров для съемок в фильме «Весна» пригласил Раневскую. Главную роль, 30-летней красавицы, естественно, должна была играть Любовь Орлова, который было уже 44 года. А Раневскую пригласили на роль ее пожилой экономки, которая героине годилась чуть ли не в бабушке. Раневскую это обидело, она посчитала, что это несправедливо, ведь она была только на 6 лет старше Орловой.
Любовь Орлова и Фаина Раневская. Кадр из фильма «Весна»
И все-таки Фаина Георгиевна приняла приглашение на участие в фильме, так как съемки проходили в Чехословакии и это позволило Раневской встретиться с родными, которые в Россию не вернулись.
В 1960-ые годы, когда Орлова, все-таки, оставила кино, они вместе с Раневской играли на сцене театра имени Моссовета. Позже Фаина Георгиевна признавалась, что ни к кому из коллег по сцене она не была настолько по-дружески привязана, как к Любочке Орловой.
Актриса Татьяна Пельтцер
Дружба этих женщин была очень странной. Они обе были неординарными личностями с нестандартной, нехарактерной для актрис внешностью. Обе имели непредсказуемый характер и были остры на язык. Обе были «королевами эпизода» и играли не молодых красавиц, а в основном мам и бабушек. И обе были очень талантливы.
Татьяна Ивановна Пельцер
Их притягивало друг к другу, но и частенько они ссорились, чему виной были их язвительные языки. Но долго их ссоры не длились, они опять мирились. Пожалуй, самая серьезная ссора между двумя актрисами произошла в конце декабря 1945 года.
В честь Нового года вдова Михаила Булгакова, Елена Сергеевна, решила устроить маскарад: заранее было объявлено, что все гости должны прийти в костюмах и будет проведен конкурс на самый оригинальный костюм. Первой пришла Фаина Раневская. На ней была шляпа из соломы, сделанная в виде гнезда, в котором сидел большой бутафорский гусь. Все были в восхищении, а за столом эффект был еще больше. Когда актриса наклонила голову, гусь неожиданно для всех вытянул шею и потянулся к блюду. Раздались аплодисменты, присутствующие были в восторге.
Но не успела Раневская насладиться комплиментами, как пришла Пельтцер. И все гости просто ахнули. На голове у нее был всего лишь венок из соломы, зато какое на ней было платье! На нем были нашиты множество баранок, баранки также украшали ее запястья, свисали с ушей как сережки и даже на носу было закреплено кольцо из баранки. Она объявила, что ее костюм называется Урожай. Это был настоящий фурор!
Раневская, у которой забрали и победу, и внимание, не могла спокойно такое перенести и язвительно сказала:
«Как же вы позволяете себе так обращаться с хлебом? Еще не отменены продуктовые карточки…»
Две претендентки надулись и перестали друг с другом разговаривать. В конце вечера Пельтцер сняла с себя баранки и раздала их присутствующим. Это смягчило Раневскую, она подошла к Татьяне Ивановне и произнесла: «Гениально!». Фаина Георгиевна умела ценить способности других. Подруги помирились.
Фаина Раневская и Татьяна Пельцер
Конечно, у Фаины Георгиевны были теплые дружеские отношения и с другими женщинами. Так, уже став знаменитой, она покровительствовала молодым артисткам Марине Нееловой, Ие Савиной, певице Елене Камбуровой. Но с этими пятью женщинами, о которых рассказано в статье, ее связывала дружба на целые десятилетия, и прерывалась она после смерти одной из них.