Писать о некрасивых поступках народных любимцев в СССР было не принято. И если о них и рассказывали, то только с юмором в сатирических передачах. Однако за ширмой шутливой истории часто скрывались не лучшие качества народных любимцев: зависть, ревность и настоящее коварство.
И сегодня несколько историй.
Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин
Они служили в одном театре на Таганке и по молодости крепко дружили. Однако уже в первом совместном фильме «Хозяин тайги» между друзьями наметился разлад. Его учинил ревнивый Золотухин, когда обнаружил, что о Высоцком знают все жители красноярского села, где снимали фильм. А его воспринимают как «просто мимо проходил».
Сельчане подходили к Валерию и уговаривали: «Покажи, мол, поющую знаменитость?» Золотухин злился… «Он, значит, знаменитость, а я кто?» За молоко и творог посвежее он обещал крестьянскому люду познакомить их с бардом. А потом, чтобы как-то задеть Высоцкого побольнее, рассказывал ему, как берёт с «простачков» мзду «молочкой», за возможность лицезреть своего кумира. Уловка «Бумбараша» Высоцкому не понравилась. Люди то, что про него подумают… И дружба дала трещину.
Татьяна Лиознова и Арчил Гомиашвили
Арчил Гомиашвили собирался получить роль Штирлица во что бы то ни стало. Он не давал прохода режиссёру Татьяне Лиозновой, рассыпался в комплиментах, дарил подарки, а потом признался ей в любви. Татьяна почти влюбилась, но ставить галочку с припиской «утверждён» напротив фамилии ухажёра не спешила. Чтобы добавить Лиозновой решимости, Гомиашвили попросил автора сценария Юлиана Семёнова «подыграть» ему. И тот не отказал.
Во время пышного обеда в ресторане Семёнов подошёл к Лиозновой и сказал: «Наш Бендер-то просто орёл. Думаю, он и Штирлица сыграет не хуже». Татьяна тут же смекнула, для чего распространял артист Гомиашвили свои «амуры», хлопнула дверью и сказала, чтобы этот грузинский «орёл» забыл про нашего Штирлица. Сердце железной женщины было разбито, но результатом этой несчастной любви стал всенародно любимый фильм.
Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин
Из-за обиды на режиссёра Высоцкий чуть не сорвал съёмки картины «Вертикаль». Говорухин попросил его написать для фильма несколько песен. Так случилось, что он случайно увидел черновик барда с только что родившимся стихом. Запомнил его и решил над другом подшутить.
В тот же день он попросил его при всех, спеть что-то новенькое. Высоцкий взял гитару и только затянул «Балладу об альпийских стрелках», как режиссёр тут же его прервал. «Слушай, это же известная военная песня. Дальше будет так…» Владимир чуть не сгорел от стыда — выходит, он украл идею. Говорухин потом, конечно, сознался в розыгрыше. Они помирились. Но к своему творчеству Высоцкий всегда относился ревностно и осадочек остался.
Василий Шукшин и Леонид Куравлёв
Они познакомились во время учёбы во ВГИКе. И если Шукшин был звездой режиссёрского факультета, то Куравлёв находился в шаге от отчисления, и всё из-за дефекта речи. Однако Шукшин считал заикание закадычного друга яркой «изюминкой». И снял его в своей дипломной картине «Из Лебяжьего сообщают».
Фильм, как говорится, «выстрелил». Леонида перестали подталкивать на вход из ВГИКа и отстали. А Шукшин решил, что деревенская фактура Лёни просто создана для его творений. Отныне он будет снимать его всегда и всюду. И пошло: «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат»…
Куравлёв приуныл: «Играю то деревенщину, то уголовника на фоне колхоза… Надоело. Хочу попробовать что-то новое…». Но Василий будто не замечал терзаний друга. И написан новый сценарий «Печки-лавочки» специально под Куравлёва. Как раз тогда актёру предложили сыграть эсэсовца в «Семнадцать мгновений весны», он ухватился за эту роль как за спасательный круг. И отказался играть шукшинского колхозника аккурат перед самым началом съёмок. «Ты просто добил меня»— обиделся Василий. И прекратил всякое общение с «предателем».
Наталия Кустинская и Юрий Чулюкин
Наталии Кустинской брак с режиссёром Юрием Чулюкиным с самого начала сулил хорошие роли. Через пару лет тот взялся за комедию «Девчата», где было несколько интересных героинь. Прочитав сценарий, актриса буквально одолела мужа: «Никаких Анфис. Хочу сыграть Тосю».
Юрий, который безумно любил свою красавицу жену, пообещал отдать ей главную роль. Но вскоре случайно встретил Михаила Ромма. «У твоей Наташи холодная красота и интеллигентная внешность»— предостерёг молодого режиссёра именитый мэтр. «У тебя в «Девчатах» должна быть девчонка — предел наивности. И это, конечно же, Надежда Румянцева».
Между тем Кустинская уже растрезвонила по всей столице о своей главной роли. Она учила текст, крутилась перед зеркалом, заплетала «наивные» косички. О том, что муж уже начал съёмки с «королевой бензоколонки» она узнала последней. В тот же вечер в режиссёра полетели тарелки, и всё, что попалось под руку. Супруги остыли и помирились, но Наталия так и простила мужа до конца. Спустя пять лет парочка рассталась.
Валентина Малявина и Нина Русланова
Эта история — исключение и не связана со съёмками. Но, наверно, самая трагичная. В Вахтанговке резкую и прямую как штык Русланову невзлюбили сразу. И начали травить. Малявина единственная, кто поддержал тогда Нину и не побоялась дать ей свою защиту. Актрисы крепко подружились. И были какое-то время не разлей вода. Но Валя любила шумные компании, а Нина — тихие семейные вечера.
Постепенно Русланова отошла в сторону. Когда же Малявину обвинили в том, что именно она лишила жизни своего сожителя, неожиданно в зале суда появилась её подруга и сказала своё решающее слово. Валентина получила солидный срок. Но прежде чем её успели вывезти из зала, в приступе бешенства и отчаяния она успела выкрикнуть своё проклятье…Нина всегда помнила о нём. С того дня её собственная судьба и жизнь дочери пошла наперекосяк. До сих пор неясно, кто там прав, кто виноват. Вот только тень предательства отравила жизни обеих актрис.
Склоки, скандалы и предательство в мире кино — дело обычное. К счастью, в жизни есть место и настоящей дружбе. А эти шесть неприглядных историй остались для советских зрителей за кадром. И хорошо.