7 самых провальных фильмов СССР, снятых до Перестройки

Какие советские фильмы, снятые до Перестройки, имеют самый низкий зрительский рейтинг?

В советское время кинофильмы были одним из любимых вариантов досуга для всех слоев населения, в особенности молодежи. Во времена Брежнева в среднем на киноэкраны каждый год выходило по 130-150 отечественных игровых фильмов, общее число киноустановок в кинотеатрах, домах культуры, клубах и кинопередвижках достигало 100 тыс. штук, а среднестатистический житель СССР в среднем 15 раз за год ходил на киносеансы.

Все мы помним шедевры советского кинематографа на все времена как «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи» и «Москва слезам не верит». Однако далеко не все фильмы, снятые в СССР, имели успех у зрителей или кинокритиков. Некоторые ленты даже при большом числе копий не смогли собрать более 15 млн. зрителей за год проката либо сделали кассу исключительно на эксплуатации какой-либо актуальной на тот момент тематики в отсутствии конкурентов из капстран при разгромных отзывах кинокритиков, и сейчас уже давно потеряли актуальность, растворившись среди более успешных конкурентов.

Как основной критерий мы использовали рейтинг фильмов, выпущенных с 1960 по 1986 годы, на популярном сайте «Кинопоиск» при наличии более 2000 отданных за них голосов, чтобы фильм был более ли менее «на слуху». Перестроечные фильмы, снятые в 1987-1991 годах, мы затрагивать не будем, поскольку около 90% из них составляет низкопробная продукция, которая несомненно возглавила бы наш рейтинг.

7. Вооружен и очень опасен (1977)

Кинопоиск: 6,1/10

Кадр из фильма

Советский вестерн, снятый режиссером Владимиром Вайнштоком по мотивам «Калифорнийских рассказов» Фрэнсиса Брета Гарта, про нелегкую жизнь простого старателя Габриэля Конроя, который искал на Диком западе золото, но нашел нефть и тем самым перешел дорогу толстосуму Питеру Дамфи, был успешен в прокате, где его посмотрели 39 млн. зрителей. Вполне возможно, что многие зрители шли на него в кино ради довольно смелой сцены с Людмилой Сенчиной, поскольку перестрелок в фильме было не очень много.

Сейчас же кинолента померкла на фоне множества оригинальных американских вестернов, ставших доступным россиянам.

6. Женщина, которая поет (1978)

Кинопоиск: 6,0/10

Кадр из фильма

Музыкальная мелодрама, ставшая предвестником «Телохранителя» с Уитни Хьюстон, с популярной в те годы эстрадной звездой Аллой Пугачевой в главной роли в свое время посмотрели в кино почти 55 млн. зрителей. Режиссировал киноленту тогдашний муж Примадонны Александр Стефанович. Фильм стал лидером кинопроката 1979 года. Кинолента повествует о судьбе эстрадной певицы Анны Стрельцовой, которая не может полностью раскрыть свой талант на сцене, расстается с мужем, рожает ребёнка, но несмотря на последовавший карьерный успех, так и не находит личного счастья.

В основном на фильм зрители шли, как на концерт, чтобы послушать новые песни Пугачевой. Кроме того, картина позиционировалась как автобиографическая, хотя это и не вполне соответствовало действительности. Критики же разнесли фильм в пух и прах за его ширпотребность и низкопробную драматургию. Современная зрительская аудитория о фильме также невысокого мнения.

5. Будни уголовного розыска (1973)

Кинопоиск: 6,0/10

Кадр из фильма

Черно-белый детектив от Киевской киностудии им. Довженко режиссёра Суламифи Цыбульник является неким сиквелом «Инспектора уголовного розыска» 1971 года. Кинолента рассказывает о нелегким рабочих буднях инспектора УГРО, который расследует серию ограблений касс.

В свое время в прокате фильм посмотрели 27 млн. зрителей, в основном ввиду недостатка в то время на экранах остросюжетных лент. Однако современным зрителям он кажется банальным и скучным из-за типичных и ничем не выделяющихся пропагандистских образов бравых милиционеров и, наоборот, закоренелых преступников.

4. Двойной обгон (1984)

Кинопоиск: 5,9/10

Кадр из фильма

В боевике с элементами роуд-муви, вероятно, вдохновленном «Дуэлью», два рецидивиста угоняют фуру с дорогим грузом, направившись в путь через таджикскую пустыню к своим сообщникам. Однако в погоню за злодеями устремляется капитан ГАИ. В прокате ленту посмотрели 26 млн. зрителей, однако из-за маленького бюджета спецэффекты выглядят совсем не реалистично, а первая половина фильма очень монотонна. Несколько вытягивает откровенно слабый сценарий фильма лишь прогрессивной электронный саундтрек от группы «Машина времени».

3. Тайны мадам Вонг (1986)

Кинопоиск: 5,8/10

Кадр из фильма

Приключенческий боевик Степана Пучиняна про королеву современных пиратов мадам Вонг и ее подручных, снятый на «Казахфильме», в свое время стал лидером кинопроката, когда фильм посмотрели 30 млн. человек. На хвост преступникам садится комиссар полиции, внука которого похитили люди мадам Вонг. Фильм задумывался как сиквел «Пиратов XX века», однако оригинальный актерский состав, прочитав сценарий, отказался в нем сняться. Несмотря на участие в съемках Ирины Мирошниченко (которая не очень-то похожа на азиатскую мафиози), а также Армена Джигарханяна и Александра Абдулова, фильм имеет многочисленные сюжетные неувязки, скучные трюки и в целом сюжет, за что и получил низкую оценку от современных киноманов.

2. Комедия давно минувших дней (1980)

Кинопоиск: 5,7/10

Кадр из фильма

В комедии Юрия Кушнерева нечистые на руку Бывалый и Трус, а также Остап Бендер и Киса Воробьянинов, всем известные по фильмам Леонида Гайдая, узнают от старушки о кладе, который её муж спрятал в каком-то приморском городке, где в свое время снималось «немое кино». Получив фотографию дома, проходимцы отправляются на киностудию, однако весь фильм только и занимаются, что просматривают фрагменты старых кинолент 1920-30-х годов, что делает фильм невероятно нудным, несмотря на участие именитых актеров. В прокате фильм посмотрели лишь 9 млн. зрителей, что является провалом по тогдашним меркам.

1. Скворец и Лира (1974)

Кинопоиск: 4,3/10

Кадр из фильма

Последний фильм именитого режиссера Григория Александрова, где он снял свою молодящуюся супругу Любовь Орлову в главной роли, рассказывает про советских агентов разведки Федора («Скворец») и Людмилу («Лира»), которые внедряются в высшее общество в Германии и выполняют важные задания КГБ в 1940-60-е годы.

Просмотрев данный фильм, руководство Госкино тотчас отправило его «на полку» из-за низкого художественного уровня, а также того факта, что 72-летняя Орлова по сюжету нереалистично играет 35-летнюю женщину, чтобы не позорить классиков советского кино. На закрытом показе провальную ленту язвительно прозвали не иначе как «Склероз и Климакс». Среди других причин также назывались недавнее разоблачение в ФРГ шпионов из ГДР, а также скрытая пропаганда буржуазной жизни. Впервые зрители смогли увидеть данное кино лишь в 90-е годы по ТВ.