Он влюбился в 13-летнюю девочку ещё мальчишкой, и она стала его единственной женой. Судьба Вадима Спиридонова, который прожил 45 лет

Вадим Спиридонов — советский актер, который завоевал сердца зрителей своими ролями в картинах «Любовь земная» и «Судьба», «Демидовы», «Батальоны просят огня», «Вечный зов» и мн. др. Его внешность и харизма не оставляли равнодушными никого. Но, к сожалению, прожил он непозволительно мало: не стало его в 1989 году в возрасте 45 лет. Но до сих пор созданные им образы живут на экране и не теряют своей притягательности.

Он был настоящим творцом, который не просто играл своих героев, а проникал в их души и отражал их судьбы. Зрители часто ошибочно думали, что он в жизни такой же, как его персонажи: злодей и негодяй. Это очень обижало актера, потому что он был культурным и воспитанным человеком, родом из достаточно интеллигентной семьи. Его родители были простыми москвичами: мать работала бухгалтером, а отец — инженером.

Вадим с детства увлекался театром и боксом. Казалось бы несочетаемые увлечения гармонично соединились в его характере: он выглядел сурово и действовал смело, но при этом был очень умным и образованным человеком. Иногда его интеллигентность приводила к неприятностям. Он всегда защищал собственные взгляды и не позволял себе оставаться безучастным к несправедливости, из-за чего иногда попадал в скандалы. Из Школы-студии МХАТ его выгнали за драку — он тогда заступился за девушку, которую обижали хулиганы. Однако он не сожалел об этом, а продолжил обучаться актерскому искусству во ВГИКе.

«У озера», 1969

Спиридонов был очень востребован у режиссеров, которые видели в нем идеального исполнителя негативных образов. Это сложилось после того, как он убедительно сыграл роль полицейского в картине «Судьба». Его персонаж так возмутил зрителей, что потом ему не раз приходилось слышать за своей спиной возмущенные возгласы: «Смотрите, предатель идёт». А когда он воплотил на экране очередного негодяя, Федора Савельева в киноэпопее «Вечный зов», то стал по настоящему знаменит: за эту работу актёра наградили Госпремией СССР, а между зрителями разошлись слухи, будто бы он имел связи с бандитами и вообще имеет довольно тёмное прошлое.

Но помимо отрицательных героев, актёр также был востребован как исполнитель образов военных: так, в динамичном боевике «Ответный ход» он сыграл капитана морпехов, а в кинофильме «Батальоны просят огня» — комдива.

«Ответный ход»

О личном

В детстве он проживал на одной улице с девочкой Валентиной, которая была старше его на пару лет. Ей исполнилось 13, а ему — 11, когда он в неё влюбился. Вадим не упускал случая показать ей свою заинтересованность. Валентина потом вспоминала, как он тянул её за косы, запускал в неё снежки, в общем, демонстрировал привязанность как только мог в своём возрасте.





Позже они случайно встретились в Доме культуры, и с того дня началась их любовная история. Но родители Валентины не одобряли её выбор: им больше нравился сын дипломата, который ухаживал за девушкой, и они даже спрятали её паспорт. Однако молодые люди любили друг друга больше, чем представляли себе их родители, и они решили пожениться. Вадим всегда казался старше своего возраста — крепкого телосложения, здоровенный, и Валентина узнала о том, что он младше её только тогда, когда они подавали заявление, что немного её обидело. Расписались они в 1963 году, когда Вадиму было 19.

У молодоженов не было своего жилья, и они жили то у его родителей, то у её. Со временем жизнь супругов столкнулась с новым испытанием — безумной популярностью актера. При этом Валентина говорила, что Спиридонов всегда был верен ей и никогда не заставлял её сомневаться в этом — он отваживал многочисленных поклонниц, а когда отправлялся в командировки, то писал жене письма и на выходных возвращался. Но главной проблемой их 26-летнего брака было то, что супруги так и не смогли родить детей. У Валентины был шанс стать матерью, когда они только поженились, но из-за неустроенности и отсутствия финансов она решила сделать прерывание. После этого она осталась бесплодна.
Спиридонов не только снимался в кино, но и занимался дубляжом. Его голосом говорят многие иностранные актеры. Он так умело изменял голос, что порой озвучивал сразу нескольких героев одного фильма.

Заработок у него был весьма достойный. За день съемок он получал примерно столько же, сколько Нонна Мордюкова. А жена была главным инженером на секретном заводе и тоже неплохо зарабатывала. Поэтому они ни в чем не нуждались. Вадим обожал дарить жене подарки, привозил из командировок ценные вещи. Любил, когда она носила красивую одежду. 8 декабря, в её день рождения, он дарил ей большие букеты: столько цветков, сколько исполнялось ей лет.

Со временем супруги смогли купить трехкомнатную квартиру. Конечно, они могли бы получить её от государства, но что-либо выпрашивать Вадиму было не по нраву.

Валентина

С началом перестройки, он предпринял попытку стать режиссером и снял короткометражку «Два человека», за что получил премию. Он мечтал снять фильм по мотивам произведения «Князя Серебряного» писателя Алексея Толстого, однако продюсеры отвергали такие предложения, говоря, что востребованы совсем другие фильмы. Потом он решил сам придумать сценарий фильма, но опять столкнулся с массой препятствий.
Вадим Спиридонов чувствовал, что его время подходит к концу. Однажды, в расстроенных чувствах, он поделился с женой своими мыслями о том, как хорошо было бы покинуть этот мир зимой, 7 января (у него была любимая цифра 7). Супруга в ответ упрекнула Вадима за то, что тот хочет сделать это в праздничный день. Он же ответил ей, что постарается ускорить свой уход и сделает это 7 декабря.

И вот, 7 декабря 1989 года, в преддверии дня рождения Валентины, актёр готовился к поездке в Минск на съемки очередного фильма и решил отдохнуть перед самой дорогой. Когда жена пришла разбудить его, он не подавал признаков жизни. Валентина вызвала скорую, но помочь ему уже было нельзя. Сердце 45-летнего актера остановилось.

Проводить Вадима Спиридонова в последний путь пришли много коллег и знакомых.

Валентина осталась одна и больше свою личную жизнь не устроила, так как понимала, что такой большой взаимной любви у нее больше не будет.

«Оглашению не подлежит», 1987 г.