Николай Черкасов – легенда советского кино. Он сыграл в кино Александра Невского и Ивана Грозного, однако сам он лучшей ролью на экране назвал режиссера в комедии «Весна», за которую его полюбили миллионы зрителей. Он хотел стать врачом, этого желали его родители, но перед поступлением в медицинский вуз он увидел, как трамвай сбивает человека, после чего понял, что лечить людей – не его призвание.
Родился Николай Черкасов 27 июля 1903 года – ровно 120 лет назад. Его отец трудился железнодорожником и хорошо зарабатывал. Дети в семье занимались в музыкальной школе, по выходным вся семья посещала Оперный театр.
После отказа от карьеры врача, Черкасов окончил студию мимистов и институт сценических искусств, после чего устроился статистом в Мариинский театр в Ленинграде. Потом он играл вторые роли в Театре юного зрители и Мюзик-холлах Москвы и Ленинграда. В 30 лет Николай Константинович пришел в Театр имени Пушкина, где проработал три десятилетия.
В кино Николай Черкасов пришел еще в годы службы в ТЮЗе, ему давали комические роли второго плана. Его первая серьезная роль приходится на 1936 год, когда актер сыграл профессора Полежаева в картине «Депутат Балтики».
За эту роль актеру пришлось побороться. Николай Константинович понял, что образ профессора поможет ему раскрыть свой потенциал, но персонажа хотел сыграть не он один – на роль пробовались многие актеры, включая звезд советского кино.
Проблема была в том, что 32-летний Николай Черкасов в силу возраста не был главным претендентом на роль 75-летнего профессора. Но режиссеры Александр Зархи и Иосиф Хейфец, ранее работавшие с Черкасовым над фильмом «Горячие денечки», стали на его сторону, и провели пробы так, что руководство киностудии утвердили именно его.
Эта роль принесла Николаю Черкасову признание, а чуть позже и звание заслуженного артиста РСФСР.
Актер не собирался замыкаться в одном экранном образе – он снялся в двух приключенческих кинолентах, сыграв сначала рассеянного ученого Жака Паганеля в «Дети капитана Гранта», а потом пирата Билли Бонса в «Острове сокровищ».
Чуть позже ему доверили роль царевича Алексея в фильме «Петр Первый» Владимира Петрова, что добавило ему популярности. Именно после этого фильма на талантливого актера обратил внимание самый известный советский режиссер того времени, один из зачинателей советского кино Сергей Михайлович Эйзенштейн.
Он дал Николаю Черкасову роль Александра Невского в одноименном фильме. Фильм этот, кстати, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Образ великого князя был воссоздан по крупицам, зритель увидел настоящего героя, не плакатного, а мудрого и сильного руководителя, который управляет государством в очень сложный момент. И этот образ в 1938 году представил Черкасов.
За эту роль Николай Константинович получил первую Сталинскую премию. И снова актер не стал замыкаться в одном образе – в 40-е годы он играл крестьян, сторожей, режиссеров, исторических персонажей, писателей и даже президента США Рузвельта.
А потом к нему снова обратился Эйзенштейн с предложением сыграть царя Ивана IV в фильме «Иван Грозный». Таким образом, Николай Константинович Черкасов создал яркие образы трех исторических персонажей – Александра Невского, царевича Алексея и Ивана Грозного.
В 1948 году не стало Сергея Эйзенштейна, в 50-е и 60-е годы Черкасову стали предлагать меньше ролей. Но он играл в театре и кино, еще трижды становился лауреатом Сталинской премии, получил еще несколько наград. Также он сыграл несколько значимых ролей в фильмах «Все остается людям» 1963 года и «Дон Кихот» 1957 года.
В 1966 году супругу Николая Черкасова уволили из театра по сокращению штата. Он в сердцах предложил уволить и его – легенду сцену и кино. И его тут же уволили. Так Николай Константинович в 63 года оказался на пенсии. Уход из профессии он переживал очень тяжело – рано утром 14 сентября 1966 года он умер на руках у жены в 63 года.