«За двумя зайцами» — киношедевр 1961 года, которого могло и не быть

«У меня в голове такой водевиль, аж мерси!»

Уже более шестидесяти лет кинокомедия «За двумя зайцами» является любимым фильмом у нескольких поколений зрителей. Но немногие знают, что это фильм мог навсегда остаться «на полке» киевской киностудии по причине отсутствия «идейно-патриотического содержания».

Когда готовую картину посмотрели члены художественного совета, они посчитали, что мелкобуржуазная история из жизни дореволюционных мещан вряд ли заинтересует советских зрителей.

Шёл уже «оттепельный» 1961 год, но в советах и комиссиях заседали всё те же старые адепты идей строго коммунистического воспитания. Например, ещё с тридцатых годов существовал список авторов из дореволюционной классики, рекомендованных для экранизации. Но если фильм снимался по произведению автора, который не входил в этот утверждённый список, то всё отдавалось на откуп местным худсоветам. А они всегда работали по принципу, что лучше перебдеть, чем недобдеть.

Сценарий к фильму «За двумя зайцами» был написан по одноименной пьесе Михаила Старицкого, драматурга девятнадцатого века, который в утверждённый список не входил. Поэтому и сценарий, а позже и готовый фильм члены худсовета рассматривали «под лупой».

Режиссёр Виктор Михайлович Иванов вспоминал, что во время просмотра фильма члены худсовета и присутствующие на показе чиновники еле сдерживались, чтобы не рассмеяться. Но после завершения фильма сидели с серьёзными лицами и косились на председателя художественного совета.

В итоге, после жёсткой критики фильм всё же приняли. Мол, народные деньги уже потрачены, поэтому негоже их на ветер бросать. Правда, присвоили фильму вторую категорию, что подразумевало небольшое количество фильмокопий.

Комедия была рекомендована для республиканского проката по сельским клубам как сатира на мещанство, которое в те годы в сельской местности было особенно распространено.

Но сразу после премьеры за фильмом выстроилась очередь. Слух дошёл и до горожан. В республиканский отдел культуры шли письма с просьбой прислать фильм в их город или посёлок. На киностудии пришлось поднять категорию фильма и увеличить количество фильмокопий с двухсот до тысячи экземпляров.

Рассказывали, что слух о смешной комедии дошел до Хрущева. Ему привезли одну копию. Он смеялся до слез и распорядился о всесоюзном прокате картины.

Мнение недавних критиков тут же изменилось. Те, кто фильм ещё вчера ругали, начали писать об успехе режиссёра и актёров.

Олег Иванович Борисов позже вспоминал, что на фильм был выделен очень маленький бюджет. Поэтому экономили на всём.

Больше половины фильма снято с первого дубля, так как экономили на дорогой цветной плёнке. Костюмы и декорации были взяты из других картин, а приглашённые актёры проживали не в гостинице, а были расселены у друзей и родственников членов съёмочной группы.

Но, несмотря на все трудности, на съёмках царила по-настоящему творческая атмосфера. После завершения работы над фильмом режиссёр и актёры понимали, что получился смешной фильм, который наверняка понравится зрителям. И они не ошиблись.