В фильме «Девчата» «мама» Вера бросала в огонь письма от мужа, предавшего её. Нина Меньшикова в жизни поступала с точностью до наоборот — мужа удерживала, как могла, в семье, а на его похождения смотрела со снисхождением.
В фильме «Девчата»
Нина легко поступила во ВГИК в 1947 году. Одарённая девушка не обладала броской внешностью, но и уродиной ни у кого бы язык не повернулся её назвать. Миловидная, приятная, куда как страшнее артистки делали приличную карьеру на сцене театра и прорывались в кинематограф, благодаря таланту.
Однако, Борис Бабочкин, прославленный актёр, сыгравший Чапаева, невзлюбил Меньшикову. Нину зачислили на его курс, и частенько она плакала после занятий.
— Лицо у тебя невзрачное, и зачем ты в актрисы пошла! Ничего из тебя не выйдет с такой-то внешностью! Талант если и имеется, глубоко закопан, бездарная ты, Нина!
Меньшикова терпела два года, но потом упросила Сергея Герасимова и его супругу Тамару Макарову взять её на свой курс. Девушке пришлось отучиться лишний год, зато постоянные придирки закончились, и жизнь вновь расцвела красками. Кроме того, произошла встреча со своей единственной любовью. Далеко ходить не пришлось — Стас Ростоцкий тоже учился во ВГИКе на режиссёрском факультете.
Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий
Очень красивый, по-мужски обаятельный, Станислав сразу выделялся из толпы студентов. В роду смешалась кровь разных национальностей — русская, польская, французская, и результат очаровывал. Особенно, девушек! Ростоцкий пользовался огромным успехом, в него были влюблены все студентки, даже подруга Нины красавица Алла Ларионова.
Не устояла и Нина, но гнала мысли о Стасе прочь из головы.
— Я себя буквально заставляла не думать о нём, иначе сошла бы с ума! — как-то призналась Меньшикова своей невестке Марианне Ростоцкой.
В фильме «Баллада о солдате»
Станислав пришёл на дипломный спектакль «герасимовцев», постановка была о Петре I, которого играл Николай Рыбников. А Нине досталась роль Анны Монс.
— Мне кажется, Вы в одной сцене запнулись. Не знали, как поцеловать партнёра: подняв вуаль или через неё, — Ростоцкий с интересом рассказал о своих наблюдениях Нине.
Влюблённая девушка отметила, как хорошо Стас разглядел и понял её крохотную заминку. А весной 1952 года Ростоцкий с Владимиром Красильщиковым собрались поехать в глушь, чтобы в тиши поработать над сценарием фильма «Пути-дороги».
— Мы едем работать в деревню. Если хотите, поехали с нами! Нам нужна повариха, и не бойтесь — никаких романов! — неожиданно предложил Ростоцкий, столкнувшись с Меньшиковой в коридоре.
Она не раздумывала ни секунды и согласилась. В назначенной день в шесть утра прибежала к месту отправления, ехать должны были на стареньком «Москвиче».
— Сижу с другом в машине и гадаю: придёт — не придёт… Вдруг вижу, бежит с двумя огромными сумками, набитыми продуктами. Кормить же мужиков поехала! И я сразу же влюбился… — Ростоцкий очень любил рассказывать эту историю.
Вскоре после этой поездки во Владимирскую область они поженились. У Станислава был любимый тост:
— Вот Нинка не любит эту фразу, но всё-таки скажу. Какой же я был умный, когда женился на Меньшиковой! Если бы не женился, уже умер бы! — Ростоцкий говорил это совершенно искренне. — А ещё хорошо, что женился на тебе, а не на Ларионовой!
Станислав открыл Нине тайну своей не сильно бросавшейся в глаза хромоты. Он вернулся с войны без ноги. Во время боя бросил зажигательную бутылку в фашистский танк и чуть сам не погиб. Были повреждены позвоночник и лёгкое, особенно сильно была задета нога. Трое суток его тащили на себе санитары.
— Вместо ноги у меня протез! Ты готова жить с инвалидом?
— Да всю жизнь! — радостно воскликнула Меньшикова.
Ампутацию сделали в госпитале, и Ростоцкий носил протез, который не мог надеть без новокаиновой блокады. Нина всю жизнь, как наседка, пеклась о здоровье и благополучии мужа, помогала и с культей: вязала тёплые шерстяные накладки, покупала специальные мази.
В январе 1957 года родился сын Андрюша. Меньшикова на первое место поставила семью. Она потом советовала поступить так же невестке Марианне. В итоге талантливая актриса немного сделала в профессии. Она стремилась обеспечить домашний комфорт супругу и сыну, поэтому отказывалась от больших ролей.
С Натальей Фатеевой
Кстати, супруги не хотели, чтобы пошли пересуды в случае, если Ростоцкий начнёт снимать жену в своих фильмах. Мол, по блату роли получает, а не за талант! Поэтому лишь однажды в 1968 году Станислав дал Нине сыграть учительницу Светлану Михайловну в фильме «Доживём до понедельника». Между прочим, она получила за эту роль государственную премию СССР!
В фильме «Доживём до понедельника»
Казалось бы, брак идеальный! Но о романах Ростоцкого-старшего в киношной среде все знали. Он совершенно искренне считал, что режиссёр просто обязан влюбиться в свою героиню, а иначе фильм не получится.
— У Ростоцкого были романы со всеми актрисами, что играли в его фильмах ведущие роли, — рассказывает Лариса Лужина. — И у меня тоже. Я снималась в фильме «На семи ветрах» в 1961 году. И когда мы стали ездить с этой картиной на международные фестивали, вспыхнул яркий роман. В Ростоцкого невозможно было не влюбиться! Мощная мужская харизма, от которой все дамы дурели! Он был неотразим! Но все знали, что Нину не оставит.
Лариса Лужина в фильме «На семи ветрах»
Об одной истории Меньшикова вспоминала даже с юмором. На съёмках «Героя нашего времени» у Станислава случился роман, как судачили, с 21-летней Сильвией Беровой, игравшей Бэлу. Приехал Ростоцкий-старший домой с непривычной бородой, он её никогда не носил. Сидит угрюмый и думает: «Как сказать Нине, что ухожу от неё?» На полу маленький сын возится с игрушками. Станислав отводит глаза, вздыхает и думает свою тяжёлую думу дальше.
Сильвия Берова в фильме «Герой нашего времени»
— Нина… — начал Станислав. — Ты знаешь…
— Знаю! — супруга рассмеялась. — Ты должен немедленно сбрить бороду!
И после этой реплики он понял, что уже никуда не хочет от неё уходить.
В фильме «Сто дней после детства»
Как-то после съёмок, на которые уезжала уже Нина, Ростоцкий встретил её в аэропорту и вёз домой. Настроение у него было поганое, он знал, что жене доложили про его очередной роман, и ждал, что она начнёт скандалить. Не выдержав молчания, сам пошёл в наступление: нападение — лучшая защита!
— Если ты хочешь поскандалить — пожалуйста, — спокойно сказала супруга. — Но лично я повода не вижу…
VI Московский международный кинофестиваль (1969 г.). Председатель жюри Сергей Герасимов вручает золотой приз актрисе Нине Меньшиковой и режиссёру Станиславу Ростоцкому за фильм «Доживем до понедельника»
Конечно, она всё-таки переживала из-за похождений Станислава, но терпела, потому что любила и знала, что он её тоже любит. А муж был благодарен ей за это терпение. Сам-то он и мысли не допускал, что супруга может ответить тем же, да она и повода ни разу не давала.
Лишь однажды Станиславу доложили, что в его супругу на съёмках картины влюбился оператор Урусевский и подбивает к ней клинья. Ростоцкий-старший немедленно помчался к Нине. Привёз фрукты, вино, мясо, устроил застолье для всей съёмочной группы. И… сел с женой в машину и укатил домой — для неё съёмки закончились! Пришлось срочно искать Нине замену.
Сын Андрей пошел по стопам родителей — стал известным актером и режиссером
Родные вспоминали, что Меньшикова никогда не обижалась на супруга, считая, что невозможно совмещать две роли — жены и актрисы. Она выбрала первое и говорила «Моя главная роль — жена!» А вспоминая многочисленные увлечения супруга, шутила «Зато как он меня любит в старости!»
— Если бы я от неё ушёл, я был бы последним идиотом, — не раз говорил Ростоцкий-старший на закате жизни.
В его дневнике была такая запись: «Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенёс бы в жизни, если бы не Нинка! Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо»