Талантливая советская актриса Евгения Ханаева в фильмах чаще всего исполняла роли женщин, которые во главу угла ставили семейные ценности: принципиальная учительница старших классов в кинокартине «Розыгрыш», требовательная мать Рудика в фильме «Москва слезам не верит». Однако личная жизнь актрисы складывалась абсолютно противоположным образом: она бросила семью, даже не попрощавшись, чтобы начать новую жизнь с мужчиной, который впоследствии так и не сделал ей предложение.
Будущая актриса родилась в январе 1921 года в городе Богородске. Её отцом был оперный певец и солист Большого театра — Никандр Ханаев, которому благоволил сам Сталин. Семья жила в достатке: просторная квартира, роскошная мебель, машина с личным шофером. Тем не менее детство Жени было далеко не безоблачным: окружающие завидовали положению Ханаевых, а злость срывали на непривлекательной дочери Никандра. Частенько за спиной Евгения слышала: «Эта страшненькая — дочь того самого Ханаева!»
Никандр Ханаев
По выходным в квартире Ханаевых собиралась вся столичная богема и девочка, глядя на гостей поняла, что в будущем она тоже хочет быть знаменитой. Женя мечтала выступать на сцене перед зрителями, однако ее отец был непреклонен. Он прямо сказал дочери, что с ее внешними данными успеха в театре не будет, и настоятельно посоветовал выбрать другое занятие.
Евгения Ханаева в молодости
Женя прислушалась к наставлениям авторитетного отца и в 1938 году поступила в Московский юридический институт. Однако втайне от своей семьи девушка пошла на вступительные экзамены в «Щепку» и тоже поступила! Весь первый курс Евгения с трудом совмещала учебу сразу в двух заведениях.
Но в 1941 эта ситуация разрешилась сама собой: началась Война. В 1943 году Школа-студия МХАТ впервые открыла свои двери для абитуриентов, и Женя без колебаний прошла вступительные испытания. Родителям оставалось лишь принять выбор любимой дочери.
Во время учебы во МХАТе
В период обучения в Школе-студии Ханаева увлеклась однокурсником Константином Градополовым — сыном знаменитого советского боксера, семья которого тоже принадлежала к «столичной элите». Юноша ответил взаимностью, и у одногруппников завязались отношения. В 1947 году влюбленные, ставшие самыми первыми выпускниками Школы-студии, решили поступить на службу в один театр, чтобы никогда не разлучаться: в итоге их пригласили в родной МХАТ.
Довольно скоро Константин предложил Евгении стать его женой, и влюбленная девушка согласилась. Во время знакомства Ханаевой с родителями жениха отец Градополова предложил сыну поговорить наедине. Выйдя из комнаты, он сказал: «Костя, ты хорошо подумал? Она же некрасивая!»
Константин Градополов
Евгения догадалась, о чем говорил ее будущий свекор, но своим родителям не стала рассказывать об этой ситуации. Однако до Никиндра всё же дошли некрасивые слухи: он расторг помолвку дочери и запретил возлюбленным встречаться. Тогда он не знал, что тем самым сломал жизнь не только дочери, но и Градополову, который всю жизнь будет любить лишь одну Женечку: Константин так и не смог забыть свою первую любовь и не женился на другой.
После тяжелого расставания с Градополовым Евгения на одном из застолий с коллегами познакомилась с Анатолием Успенским. Молодой человек, который был сыном главного бухгалтера театра, сразу приметил скромную и образованную актрису. Отцу Ханаевой Анатолий понравился тем, что его профессия не была связана с творчеством. Спокойное чувство Евгении к Успенскому не могло сравнится с пылкой любовью к Градополову, но все же молодые люди стали встречаться, а вскоре актриса узнала, что станет мамой. Родители на скорую руку организовали молодым свадьбу, а в 1953 году на свет появился мальчик, которого назвали Володей.
Анатолий Успенский с сыном
Семья Ханаевой разменяла свою большую квартиру, и молодые стали жить отдельно от родителей. Евгения старалась быть примерной женой и матерью: она следила за порядком в доме, готовила и воспитывала сына. Всей семьей они часто ездили на дачу и казались очень счастливыми.
Однако долго оставаться в роли идеальной домохозяйки у Ханаевой не вышло: карьера актрисы требовала полной отдачи, и на родных у женщины не оставалось времени. Так забота о сыне легла на плечи Анатолия, а также бабушек и дедушек. У мальчика даже не осталось ни одной детской фотокарточки с мамой.
На сцене театра. «Рабочий день В.И. Ленина» (1962)
В 1970 году Олег Ефремов стал главным режиссером МХАТа. С этого момента карьера Евгении Ханаевой, которой было уже под 50, пошла в гору. Ефремов увидел в стеснительной и «некрасивой» актрисе исключительный талант: женщина идеально входила в любой образ, ей нельзя было не верить. Евгения Ханаева стала примой МХАТа, вот только этот взлет в карьере окончательно загубил ее семейную жизнь, ведь актриса будто жила на работе, забыв про мужа и сына.
Позже выяснилось, что у Ханаевой, помимо профессионального долга, была еще одна причина пропадать на работе: она влюбилась в коллегу по спектаклю «Чайка» – привлекательного актера Льва Иванова, который ответил ей взаимностью. Усложнялось ситуация и тем, что у Льва Иванова тоже была жена, причем психически нездоровая. Заботливый муж хотел спасти супругу, которая часто выпивала, и старался не оставлять ее одну, несмотря на то, что любовь к ней давно угасла.
Лев Иванов
Долго скрывать тайный роман коллегам не удалось. К тому же, став примой МХАТа, Ханаевой обзавелась завистниками, которые не упускали возможности намекнуть мужу актрисы о недостойном поведении его жены. После очередного скандала с супругом Ханаева просто ушла из дома. В квартиру она вернулась лишь днем, когда никого не было, собрала свои вещи и покинула семью навсегда.
В каком году это произошло, неизвестно. Даже в биографических передачах, посвященных Евгении Ханаевой, данные не совпадают. Однако, если учесть то, что артистка позвонила сыну спустя 17 лет разлуки, незадолго до того, как ушла из жизни в 1987, получается, что семью она бросила в 1970-м году, когда Владимиру было 16 или 17 лет.
Евгения Ханаева и Лев Иванов. Спектакль «Чайка» (1968)
Впрочем, возраст сына не играет роли, важно то, что мать осознанно перестала общаться со своим ребенком. Придя домой со школы, Володя понял: мама домой не вернется. Тогда они с отцом съехали с квартиры Ханаевой и стали жить у родителей Успенского. В будущем, рассказывая о том периоде своей жизни, Владимир признавался, что для него изменилось только место жительства, а в остальном все осталось по-прежнему, ведь воспитывал его отец.
И все же Володя никак не мог понять самого главного: почему мама с ним не общается? Он пару раз приходил к театру после спектакля и видел счастливую мать у запасного выхода, но подойти к ней он так и не решился.
Владимир Успенский
Анатолий Успенский не стал искать для сына вторую маму, поэтому молодой человек сам научился готовить и решать бытовые проблемы. В будущем Владимир, как и его отец, стал экономистом. Свою маму мужчина видел лишь в кино или на телеэкранах, он до сих пор хранит у себя дома все фильмы с участием актрисы.
Свою семью Владимир так и не создал, возможно, на это повлиял тяжелый опыт отца. Мужчина посвятил себя своим любимым питомицам, которые никогда его не предадут – собакам. У него дома всегда проживает 2-3 больших пушистых «друга».
«Просто ужас» (1982)
Успенский не держит обиду на мать, он просто не понимает ее: можно перестать любить мужа, но как можно потерять интерес к собственному ребенку? Ханаева же объясняла свой поступок тем, что, прежде всего, хотела наказать себя: женщина намеренно выбрала одиночество, ведь Лев Иванов в итоге так и остался со своей нездоровой женой.
Однако разрыв с возлюбленным — не единственная беда, которая приключилась с актрисой. Однажды Евгения была за рулем и резко затормозила, чтобы избежать аварии. После этого Ханаеву стали тревожить боли в шее, но вскоре все прекратилось, и женщина не стала придавать этому особого значения.
«Непохожая» (1985)
Когда через 2-3 месяца тревожные симптомы снова вернулись, актриса не пошла к врачу, так как боялась, что ей придется отставить сцену на время лечения. Стиснув зубы, Ханаева целый год принимала обезболивающие, чтобы сохранять работоспособность.
Когда женщине все же пришлось обратиться за медицинской помощью, врачи сказали, что требуется достаточно сложная операция (была 40-процентная вероятность, что актриса не выживет). Только после этой новости Ханаева решилась позвонить уже взрослому сыну, с которым не виделась почти 20 лет.
«Под знаком Красного креста» (1987)
Владимир ответил на звонок и согласился прийти в больницу. Когда состоялась долгожданная встреча, и мужчина увидел несчастную женщину, ему искренне стало ее жаль. Актриса извинилась перед сыном, а тот ее, конечно же, простил.
Володе не терпелось поведать маме о годах, проведенных без нее: о своих увлечениях, работе, доме, но Ханаевой, будто бы, не было дела до его жизни. Их общение состояло из вопросов о самочувствии женщины и том, что принести ей следующий раз.
Владимир великодушно не стал допытываться у матери о том, почему она пропала из его жизни. Сын был с Евгенией Никандровной до самого конца. Актриса не справилась с операцией и ушла из жизни 8 ноября 1987 года. Ей было 66 лет. Евгении Ханаевой не суждено было узнать о том, что ей присвоили звание Народной артистки СССР, а также о расколе МХАТа, который заменил актрисе родной дом.
Владимир Успенский
Остается лишь посочувствовать Владимиру и отдать должное его отцу Анатолию Успенскому, который воспитал действительно достойного человека. Жаль, что из-за травмы детства сын актрисы так и не смог создать собственную семью. Желаем 70-ти летнему Владимиру Успенскому здоровья и долгих лет жизни!