Второго такого, как Петр Алейников в советском кино не было. Его улыбка, голос, манера игры и, конечно, герои, которых он играл, все это было в сердцах миллионов зрителей. Он был беспризорником и оборванцем, а стал живой легендой кино.
Родился Петр Алейников 25 июля 1914 года в небольшой деревне Кривели под белорусским городом Могилев. Отца рано не стало, он умер от воспаления легких, в семье подрастали шестеро детей, и мать не смогла прокормить их – пришлось отправить попрошайничать старшую дочь Катю и сына Петю. Катя через несколько месяцев вернулась домой, а Петр так и остался беспризорником. Ему тогда было всего 6 лет.
Несколько раз мальчик попадал в колонию для несовершеннолетних, откуда успешно убегал, его возвращали. Именно в такой колонии подросток впервые увидел кино, и познакомился с киномехаником, и захотел стать актером.
Для того, чтобы сделать в будущем карьеру, Петр Алейников вел себя в колонии очень примерно, за что в 14 лет его перевели в связи с исправлением в трудовую коммуну, где Петр создал свой кружок самодеятельности.
В 1931 года парень едет в Ленинград, где поступает в Техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Так будущий актер познакомился с одним из самых знаменитых советских режиссеров, который стал его крестным отцом в кино.
В студенческие годы Петр Алейников сыграл небольшую роль в фильме «Встречный», потом тоже эпизод в картине «Крестьяне», а потом Сергей Герасимов доверил ему небольшую роль в своем фильме «Люблю ли я тебя?».
В 1936 году Петр Мартынович получил неплохой опыт работы на съемочной площадке и Герасимов дал ему более значительную роль в своем фильме. В киноленте «Семеро смелых» (настоящая классика советского кино) Алейников сыграл поваренка Петю Молибога.
Киноленту снимали, в том числе, в ледниках Эльбруса. Закалку съемочная группа получила хорошую. Это был первый большой фильм Герасимова, и первая значительная роль Алейникова.
А следующий фильм сделал актера настоящей звездой. Речь о «Трактористах» Ивана Пырьева 1939 года, где Петр Мартынович снялся, а потом подружился с коллегой Борисом Андреевым. Дружили они до конца жизни.
Позже актер сыграл Ваню Курского в фильме «Большая жизнь», посвященном шахтерам Донбасса. Когда Петр Мартынович приезжал с концертами в этот регион, на концертах ему не давали сказать ни слова – жали руки, обнимали, носили на руках. Для них он был одновременно легендой и своим человеком, который показал всей стране, какой он на самом деле Человек труда.
Роли у Петра Алейникова были разноплановыми, он не замыкался в образе парня с рабочей окраины. Так, например, в картине «Глинка» актер сыграл Александра Сергеевича Пушкина.
Единственная жена Петра Мартыновича – Валентина Ивановна Лебедева, монтажер на «Мосфильме», в этом браке родились сын Тарас, который выучился на кинооператора, а дочь Арина – ставшая актрисой.
В период славы Петра Алейникова часто приглашали на застолья, с ним хотели выпить и директора заводов и простые работяги. Актер, простой по характеру, почти никогда не отказывал. Это стало причиной болезни – Петр Мартынович пристрастился к алкоголю.
Он не раз срывал съемки и постепенно лишился всех значимых для его карьеры предложений от режиссеров. Алкоголизм спровоцировал другие болезни, Петр Алейников стал постепенно угасать.
Но в его карьере еще случился один яркий момент: режиссер Булат Мансуров дал актеру главную роль в фильме «Утоление жажды», где он снялся вместе с детьми Ариной и Тарасов. Но этот фильм Петру Алейникову не суждено было увидеть – он умер до премьеры – 9 июня 1965 года в возрасте 50 лет.
Званий актер не имел, поэтому и престижного места на кладбище ему не полагалось. И тогда его друг Борис Андреев отдал Петру Алейникову место на Новодевичьем кладбище, зарезервированное для самого Андреева.