Мечтала 16 лет: почему до одури хотевшая замуж Вертинская отказала Ефремову

Анастасия Вертинская и Олег Ефремов

О бурном романе звезд судачила вся Москва.

– Слушай, ты же дружишь с Настей Вертинской, – сказал Олег Ефремов Коле Бурляеву за завтраком. – Как она тебе? Нравится?– Эта девушка – чудо! – воскликнул 22-летний парень. – Красоты необыкновенной! А какие глаза! Умная, добрая, талантливая! Она вообще будто инопланетянка! А почему вы спрашиваете? Влюбились?– Мягко сказано, – вспылил Олег Николаевич. – Да я с ума схожу! А Настя ни в какую! Я из-за нее в психушку попаду!

Однако не зря Ефремова прозвали донжуаном и ловеласом. Уж кто-кто, а он умел добиться своего! Даже несмотря на разницу в возрасте.

Вообще-то он был… женат

В «Современник» Анастасия пришла в сентябре 1968 года. И моментально свела заслуженного деятеля искусств РСФСР с ума. Ефремов как завороженный твердил:

– Божественное лицо! И дар от Бога! А какая она элегантная, аристократичная!

Вертинская только что рассталась с 22-летним мужем Никитой Михалковым, от которого растила двухлетнего сына Степу. Развод дался звездам тяжело. Настя сильно переживала. И не желала никаких отношений. Все знаки внимания 41-летнего Ефремова игнорировала.

Вообще-то он был… женат. На 37-летней Алле Покровской. У них рос четырехлетний сын Миша. Но семья не мешала главе крутить интрижки на стороне и иметь давнюю связь с 33-летней Ниной Дорошиной. Покровская все знала. Но смотрела сквозь пальцы. Мол, творческий человек, ему это необходимо. А по поводу 23-летней Вертинской лишь посмеивалась.





Ефремов же исходил гневом. И даже поделился с молодым коллегой своим «горем» на съемках фильма «Мама вышла замуж» в Ленинграде – уже шла весна 69-го. Но в августе «Современник» выехал на гастроли в Ташкент. И там мечта ловеласа наконец сбылась.

Ночью Олег Николаевич, зажав в зубах красную розу, забрался на балкон гостиничного номера Насти. А когда она в испуге выскочила из номера, страстно прочел любовный монолог Сирано де Бержерака. Вертинская была сильно впечатлена. И позволила худруку войти в номер.

«Ну ты меня не забудешь!»

О романе звезд знала вся Москва.

– Ефремова я обожала, – признается 78-летняя Анастасия Александровна. – Он был учителем, творившим из меня актрису, и любимым. Олегу не нужно было, чтобы я готовила супы. Он позволял мне быть просто актрисой.

Осенью 1970 года любимец женщин и публики ушел-таки из семьи. И стал жить с Вертинской. Она привила мэтру изысканный вкус. Сделала стильный ремонт в квартире худрука, поменяла ему гардероб. Мужчина стал выглядеть как денди. Он был счастлив.

Но… разводиться не желал. Ибо знал, что тогда Настя потребует жениться. А товарищу не хотелось. Мол, тогда «красивые отношения свалятся в бытовуху».

– Я до одури мечтала стать женой Олега Ефремова! – не скрывает Анастасия Вертинская. – Но когда он позвал в загс… отказала!

Красавице просто надоело ждать. И летом 76-го она поддалась на ухаживания 26-летнего Александра Градского. Осенью певец и актриса расписались.

– Мне назло, что ли? – фыркнул Ефремов. – Ну ты меня не забудешь!

И они… продолжили общаться. Как друзья. Худрук никогда не отказывал Насте в помощи. И не скрывал, что «по-прежнему восхищен и бешено влюблен». Брак с Градским продержался всего два года. Уже летом 78-го на съемках фильма «Безымянная звезда» у Анастасии Вертинской вспыхнул роман с Михаилом Козаковым.

Вернувшись в Москву, актриса выставила супруга:

– Наши отношения были ошибкой!

И Козаков, бросив 38-летнюю жену Регину, перебрался к своей «безымянной звезде». Однако уже через месяц… вернулся домой. 43-летний актер оказался не готов к тому, что женщина не озаботится его питанием и… поселит на кухне на диванчике! Дабы не травмировать 12-летнего сына.

И вот тут Ефремов решил «ловить момент». Актера невыносимо бесило, что любимая «пускает в сердце всяких посторонних мужиков». Узнав, что Козаков сбежал, подал на развод, о чем и сообщил Анастасии.

«Это очень пьющий человек»

– И началась вторая часть романа, – усмехается народная артистка РСФСР. – И Олег наконец-то позвал меня замуж. Обидно, конечно. Когда пылала любовь, я желаемого не получила. А когда Ефремов «созрел», я его уже не любила. Смотрела с холодным рассудком. И видела: это очень пьющий человек. Столь тяжкий крест взвалить на себя я не могла.

Для Олега отказ был ударом. Однако бурный роман двух звезд продолжился! Мэтр переманил Вертинскую во МХАТ, куда ушел худруком еще в 1970 году. Завалил ролями. И бешено ревновал. Любовники то сходились, то расходились. Со скандалами, жаркими «примирительными» ночами…

Жирная точка была поставлена осенью 1987 года. Олег Ефремов увлекся 45-летней Ириной Мирошниченко. И утвердил ее вместо Вертинской на роль Елены Андреевны в спектакле «Дядя Ваня».

– И я подумала: «Вот он, тот самый час пробил!» – продолжает Анастасия Александровна. – И написала заявление об уходе.

Мэтр попытался красавицу вернуть. Не получилось…Но даже сейчас Вертинская вздыхает:

– Ефремов восхитителен. Наши отношения были мучительны и прекрасны. И счастье, что они были! Но я не создана быть женой гения. Семья – это не мое.