Однажды летом на берегу Тихой бухты в Крыму, под Коктебелем, вырос типичный городок Дикого Запада Санта-Каролина. Его периодически сдувало ветром. Вся съёмочная группа, включая режиссёра, бегала спасать улетающие листы фанеры, на которых были нарисованы фасады домов и магазинов. И заново подпирать их сзади балками.
В этих дешёвых хрупких декорациях появилась на свет кинокомедия «Человек с бульвара Капуцинов» – история лёгкая, с драками и трюками… но в то же время – и с глубоким смыслом.
Актёрский состав картины — необычайно мощный. Хотя большинство звёзд вообще не собирались участвовать в этом проекте, либо планировались совсем на другую роль.
№7. Пародия на пародийный вестерн. Как это вообще снять, чтоб не получилась туфта?
История джентльмена, который привёз на Дикий Запад киноаппарат и катушки с добрыми фильмами, побудившими пьяниц и дебоширов бросить пагубные привычки, была написана сценаристом Эдуардом Акоповым давным-давно.
Об этом сценарии знали не только режиссёры. Он даже в открытом доступе – журнале «Искусство кино» печатался. Но желающих взяться за эту работу не находилось годами.
Алла Сурикова чисто «по женскому легкомыслию» (её собственные слова) решила попробовать снять этот пародийный вестерн. Сложный жанр. Велика вероятность, что получится туфта.
Сурикова вспоминает в этой связи шутку Жванецкого про советские вестерны: «Группа американских ковбоев на лошадях пока еще криво скачет, и даже у лошадей наши морды».
Кроме того, при всём уважении к сценаристу, сюжет слишком явно перекликался с популярным чехословацким пародийным вестерном «Лимонадный Джо».
И ещё – на щедрое финансирование проекта рассчитывать не приходилось. От слова совсем.
Но Сурикова взялась за дело со всей энергией и энтузиазмом, что в итоге превратило сомнительный проект в легендарный и культовый.
№6. Только с …надцатого раза разглядел, что роль дельная, а персонаж – истинный Дон Кихот
В главной роли она видела только Андрея Миронова (которого ранее снимала в своей мелодраме «Будьте моим мужем»). Или он – или никто!
Да только Миронов отказался участвовать в такой буффонаде. Получая от него отказ за отказом, режиссёр, однако, не уступала. По словам Суриковой, она «взяла Миронова в настоящую осаду».
Давила и на жалость: мол, если он не будет сниматься, то хороший проект так и останется нереализованным.
Миронов не устоял под этим напором, и нехотя согласился. А впоследствии — рассказывал, что очень сдружился со своим персонажем. Которого можно сравнить с Дон Кихотом.
Фото в свободном доступе
По инициативе Андрея Миронова даже подкорректировали финал фильма. В изначальной версии сценария, мистер Фёст уезжал в никуда морально сломленным и побеждённым. (Когда его преемник стал крутить низкопробные фильмы, чем снова вверг Санта-Каролину в пьянство и разврат).
Миронов же дал ему в верные друзья Чёрного Джека, а в жёны – красавицу Диану.
Финал истории получился от этого не менее трогательным, но гораздо более позитивным и жизнеутверждающим!
№5. Красотка Диана должна была быть совсем другой
Приму местного салуна Алла Сурикова представляла себе тоже максимально точно: «статная, пышнотелая белокурая девица с впечатляющим декольте».
Со статью и с декольте у Ирины Розановой всё было отлично – лучше и не бывает. А вот её кинопробы на роль Дианы неожиданно оказались неубедительными: не вписывалась она в этот типаж.
Сурикова тогда попробовала Ольгу Кабо. Но и показанный ею результат тоже режиссёра не устроил.
А с Александрой Яковлевой Сурикова вообще не планировала сотрудничать, даже на пробах. И декольте у этой актрисы не ахти, и репутация в то время была не самой лучшей.
На пробы Яковлева настойчиво напросилась сама. Ничего особенного Сурикова в итогах этого кастинга не увидела.
Фото в свободном доступе
А вот Миронову – понравилось. И это он выбрал себе в партнёрши именно Яковлеву. Суриковой пришлось согласиться.
Своенравный характер актрисы давал о себе знать, так что без склок на площадке всё же не обошлось. Режиссёру даже пришлось пугать Яковлеву тем, что её снимают с роли: получена, мол, официальная санкция на пересъём материала с другой исполнительницей. Тогда Александра немного притихла.
Но в целом «она была убедительной, обворожительной и трудолюбивой. Она часами, до изнеможения репетировала и оттачивала до совершенства танцы, пение и верховую езду», – вспоминает Алла Сурикова о Яковлевой.
Правда, спела за Александру в итоге всё-таки Лариса Долина. Так что вокал у певички из захолустного салуна получился что надо!
В титрах фильма Яковлева, к удивлению многих зрителей, была обозначена как «Александра Аасмяэ».
Она тогда в третий раз вышла замуж, за спортсмена-парашютиста Калью Аасмяэ. А интернета, «жёлтой прессы» и сплетен на ТВ ещё не существовало. Поэтому публика была вообще не в курсе, кто там с кем сошёлся и разошёлся.
Не то, что сейчас.
№4. «Билли, заряжай!»
Самого крутого ковбоя Билли, по замыслу режиссёра, должен был сыграть Алексей Жарков. Караченцов тоже в проекте был, но как Чёрный Джек.
Николай же просил и настаивал попробовать его именно как крутого Билли. И добился своего.
Сам выбрал очень сложный (но убедительный) эпизод для кастинга – драку, насыщенную трюками, и блестяще отыграл его в паре с известным спортсменом и каскадёром Александром Иншаковым.
Фото в свободном доступе
Далее Караченцов работал не менее самозабвенно: он много импровизировал, придумывал забавные гэги, большинство трюков исполнял сам, без дублёров.
№3. Мушкетёр всея Руси стал благородным разбойником. Помимо своей воли
Боярского – того вообще заманили в этот фильм хитростью. Михаил наотрез отказался, поскольку был занят сразу в нескольких других проектах. В том числе и в легендарных «Гардемаринах».
Но Алла Сурикова так хотела заполучить его в свою картину, что решила схитрить. Она заверила Боярского в том, что приглашение его на роль благородного разбойника – это личная просьба Андрея Миронова, который, дескать, очень хочет с ним поработать.
Фото в свободном доступе
Этому человеку Боярский отказать не мог, поэтому принялся выкраивать себе «окошки» для того, чтобы сгонять в Крым и сыграть Чёрного Джека.
На съёмочной площадке обман раскрылся, но было уже поздно, и актёр на Сурикову совсем не обиделся (по её словам).
№2. Обаятельный прохвост, который зарабатывал как раз на пьянстве и разврате
Очень колоритным персонажем получился хозяин салуна (Олег Табаков). Он принимает участие почти во всех массовых сценах. А на самом деле, это был как раз тот пресловутый монтаж, смысл которого объяснял Диане мистер Фёст: из-за огромной занятости Олега Табакова его пришлось для большинства сцен снимать отдельно.
Но если об этом не знать, то ничего и не заметишь. А Олег Павлович своим обаянием очень украсил этот фильм. Помните его слёзное и пафосное: «Прощай, моя любовь! Судьба разлучает нас, но в моём сердце ты будешь жить вечно!» – и стопарик опрокидывается в лужёное горло расчувствовавшегося трактирщика Гарри…
№1. Десять капель для храбрости
Кстати, «Человеку с бульвара Капуцинов» изначально прочили другое название – «10 капель перед стрельбой».
Это прямая цитата из самого фильма. Но комиссия Госкино её отвергла – как стрёмную и неуместную: намекающую на распитие крепких напитков. Возражения напористой Суриковой: мол, «всё-таки комедия, так что имеет право называться иронично» – тут не помогли.
Фото в свободном доступе
Поэтому оставили то название, которое было у сценариста – отсылку к тому парижскому бульвару, где в 1895 году братья Люмьер провели первый публичный кинопоказ.
Правда, по-правильному называется та улица «бульвар Капуцинок» – от существовавшего там когда-то женского монастыря одноимённого ордена. Но и во втором варианте – бульвар Капуцинов – название тоже иногда употреблялось. Так что, решили оставить всё как есть. И не прогадали!
***
Фильм получился классным во многом благодаря лёгкой и позитивной атмосфере, сложившейся на съёмках. Всё актёры получали настоящее удовольствие от этой работы в Крыму. Они от души радовались, дурачились и охотно жили жизнью своих персонажей. Эти положительные эмоции попросту не могли не выплеснуться на экран!