История “ЧЕРНОГО ЛЬВА” — картины Пиросмани, похищенной и внезапно всплывшей на аукционе.

В 2011 году неожиданно была найдена картина, похищенная в 1993-м. Полотно «Черный лев» (1906 г) Нико Пиросмани — одна из лучших работ грузинского «художника-самородка», было выставлен в ЦДХ Москвы.

Шедевр принадлежал Аполлону Кутателадзе, бывшему ректору Тбилисской Академии художеств, и в 1993 году был похищен из его дома людьми с автоматами. После чего картина была объявлена в Международный розыск.

Организатор выставки — компания «Экспопарк» утверждала, что понятия не имела, что картина краденая. По словам Виктора Петракова (и.о. Росохранкультуры) события развивались так:

несколько лет назад нынешний владелец картины приобрел ее на аукционе, но узнав, что произведение в розыске, поехал в Тбилиси и выкупил ее у семьи Кутателадзе, но информация об этом не дошла до правоохранительных органов.

❗️Однако семья Кутателадзе опровергла слова Петракова. По их версии, картину украли, затем перепродали. Как рассказывает сам Караман Кутателадзе, помочь ему в поисках украденной картины вызвался российский коллекционер и близкий знакомый семьи Вячеслав Ефимов. «Я обратился к нему за помощью в поисках картины. Выдал доверенность и надеялся, что, обнаружив картину, он передаст ее соответствующим органам. Как можно было продавать картину, которая объявлена в розыск?!»

❗️Согласно расписке Кутателадзе передает Ефимову «Черного льва» «для проведения экспертизы в Государственной Третьяковской галерее с последующим правом на передачу картины другим лицам в собственность». Бумага заверена нотариально.
Поэтому никого не смутило, что полотно, стоимостью 1,5 млн. долларов, Куталадзе уступил за 2 тыс. долларов.

❗️Подлинность расписки оставляет и другие вопросы, если картина была продана законно, то:
-почему “Черного Льва” не сняли с международного розыска?
-где акт о купле-продаже?
-где разрешение на ее вывоз за рубеж?

Вот как рассказывает о событии похищения Мирель Кирилловна Зданевич-Куталадзе, дочь художника, которой «Черный лев» достался в наследство от отца.

— Все работы Пиросмани были отданы либо в музей, либо проданы, так как на что-то надо было жить, — рассказывала мне Мирель Зданевич. — У нас дома оставалась только самая знаменитая картина Пиросмани «Черный лев. От папы она перешла ко мне. Я так ее любила, часто разговаривала с ней. Знала ее наизусть и все равно удивлялась, как в творении Пиросмани органично сочетаются янтарные добрые глаза льва и хищно оскалившаяся пасть.

Мы тогда жили на улице Бакрадзе. И помню, как копоть от печки-буржуйки попадала на картину. Мне так было жалко «Черного льва», что я брала тряпку и начинала его мыть.

В начале девяностых картину выставляли в музее. И так получилось, что машина, на которой ее везли обратно к нам, почему-то не могла подъехать к дому. И в итоге полотно несли несколько кварталов прямо на руках. Мой сын Караман еще сказал, выглянув в окно: «Мама, нашего «Черного льва» несут». Я, кстати, просила работников музея оставить тогда картину у себя. Время было неспокойное и я волновалась за нее. Но они почему-то отказались. И привезли «Черного льва» нам.

И вот однажды в один из дней 1993 года, в одиннадцать часов вечера, в нашу дверь постучали. Я выглянула в окно — перед домом стоял человек с автоматом. Я крикнула сыну, что к нам пришел какой-то бандит. Но он сказал, что это ему, наверное, друг прислал автомат.

— Зачем? – удивилась я.

— Чтобы охранять наш дом, — ответил Караман и пошел открывать дверь.

Стоило ему это сделать, как следом за тем человеком ворвалось еще несколько. Оказалось, что они прятались за углом. Карамана тут же, прямо в прихожей, ударили рукояткой пистолета в лоб. А меня усадили в кресло и закрыли голову рубашкой. Но я запротестовала: «Зачем вы мне голову закрываете, когда вы и так спрятали свои лица». У налетчиков на лицах были повязаны платки.

И я сама освободила голову от наброшенной рубашки. Непрошенные гости заявили, что им нужна картина Пиросмани.

— У нас ее нет, — попыталась обмануть их я. — Мы все сдали в музей.
— Да я даже знаю, где она находится, — ответил один из молодчиков.

И что вы думаете? Он привел Карамана на второй этаж, где находилась картина Пиросмани. Поначалу он хотел вырезать холст из рамы. Наверное, насмотрелся в кино, как грабят музеи. Но тут уже вмешался мой сын и сказал, что картина такая старая, что если резать холст, то она рассыпется. И поэтому ее надо брать целиком. Что грабители и сделали, прихватив с собой еще и видеомагнитофон, который сын привез мне из Франции, и какие-то мои украшения.

Они выбежали из нашего дома и на поджидавшем их автомобиле скрылись. Причем картину Пиросмани положили сверху на багажник. И потом соседи рассказывали, что видели, как везли нашего «Черного льва». Но они и предположить не могли, что это ограбление.

Бандиты оставили у нас одного парня, который должен был следить за тем, чтобы мы не вызвали милицию. Но куда там. Стоило самим грабителям скрыться с картиной, как и от их соглядатая не осталось и следа, он тут же убежал. И тут произошла странная вещь. Не успели мы вызвать милицию, как к нам в дом пришли двое патрульных. Как они узнали о том, что случилось, для меня загадка.

От всего этого я пережила такой шок, что на несколько дней потеряла способность слышать. А потом ничего, пришла в себя. Когда сын привел домой голландских журналистов, я перед телекамерой попыталась с юмором рассказать о том, что случилось. Как сидела в кресле и пробовала взывать к совести бандитов.

«Как вам не стыдно заниматься такими вещами, — говорила я им, — ведь вы еще молодые люди! Идите работать! Но в ответ мне посоветовали замолкнуть и радоваться тому, что оставили меня в живых».

..Прошли годы, и картина обнаружилась в Москве. Сейчас все считают, сколько миллионов долларов она стоит. А вместо этого лучше потратить силы на то, чтобы работа Пиросмани вернулась в Грузию. Вы думаете мы с Караманом станем ее продавать? Нет, конечно. Мы ее тут же подарим стране. Как в свое время поступал мой отец, Кирилл Зданевич».