Знаменитый фильм «Максимка» в начале пятидесятых был невероятно популярен. Среди идеологически выдержанных кинолент о войне и о производстве, которые в те годы доминировали на советском экране, фильм режиссёра Владимира Брауна был как глоток свежей воды.
Конечно, и в этом фильме не обошлось без идеологии, но она была больше нацелена на патриотизм, так как сюжет происходил в девятнадцатом веке. Сценарий был написан по мотивам одноименного рассказа русского писателя Константина Станюковича.
Главную роль вместе с Борисом Андреевым сыграл чернокожий советский школьник Толя Бовыкин.
Его судьба была, с одной стороны, необычной, а с другой – вполне типичной для своего поколения. Он родился в 1943 году в Архангельске, где в то время в порту обосновались большая команда американцев. Из США шёл поток военной техники по ленд-лизу, и команда американских военных, прикомандированных в Архангельске, занималась передачей её советским войскам.
Мама Толи работала там же в порту, и у неё завязался роман с одним из союзников. В результате романа родился темнокожий мальчик. Отец не собирался бросать свою новую семью, но при сопровождении очередного конвоя погиб. Толя, как и все дети, сначала ходил в детский сад, а потом пошёл в школу. И каждый второй его сверстник тоже был «безотцовщиной».
Ему было 8 лет, когда он случайно попался на глаза помощнице режиссёра Владимира Брауна. Они собирались снимать фильм «Максимка», и режиссёр планировал найти талантливого мальчишку где-нибудь в школьных драмкружках и снимать его в темном гриме негритёнка. А тут такое везение: и грим не нужен, и парень прошел кинопробы на «отлично»!
В картине Толя сдружился со своим партнёром по съёмочной площадке Борисом Андреевом. У Андреева ещё не было детей (супруга была беременна), а у Толи никогда не было отца. К концу съёмок у них уже были отношения, как у отца и сына. Андреев часто ему повторял, мол, ты, главное, в школе хорошо учись, а уже потом я тебя во ВГИК устрою, и ты у меня будешь в Москве жить.
Толя на самом деле так и планировал поступить в будущем, так как ему понравилось сниматься в кино. Борисов даже убедил его мать, что сыну надо идти по актёрской части. Дескать, со своей внешностью он без работы в нашем кино никогда не останется. И мать Толи тоже видела в этом будущее своего сына и буквально молилась на Андреева.
Но, как это бывает в жизни, судьба внесла свои коррективы. Толя рос активным сорванцом, и когда учился в 8-м классе, по одной из версий, он упал из грузовика и получил травму головы.
В больнице у него диагностировали сотрясение мозга и после недолгого лечения выписали домой. Но у Толи продолжала болеть голова, а выписанные таблетки помогали мало. Через два месяца его опять госпитализировали, потому что мальчик стал периодически терять сознание и постоянно жаловался на головную боль.
В местной больнице врачи ничего не могли сделать, а состояние Толи ухудшалось. Отчаявшись, мать Толи послала телеграмму Андрееву в Москву с просьбой помочь. Тот, конечно, сразу же откликнулся и даже договорился, чтобы мальчика положили в Москве в Морозовскую больницу на обследование.
Но не успел. Буквально через два дня после ответа Андреева Толя в больнице скончался. В медицинском заключении о смерти ему написали «водянку», а что было на самом деле, так никто и не понял.
Борис Андреев очень переживал его смерть и прислал матери деньги на похороны и памятник.
Вот так трагически закончилась жизнь этого юного актёра. А фильм «Максимка» стал кинематографическим памятником Толе Бавыкину.
Позже, много лет этот фильм показывали по телевидению в один и тот же день — 18 августа. И только родственники и близкие Толи знали, что это ещё одна дань уважения от Бориса Андреева. Благодаря своему авторитету, он договорился с руководством телевидения, чтобы этот фильм показывали именно в день памяти Толи.