19 августа 2023 года скончался актёр, который стал для зрителей и коллег настоящим символом эпохи. Игоря Ясуловича называли одним из главных людей русского театра, а ещё человеком, от которого на душе становилось светлее. Он мог превратить небольшой эпизод со своим участием в целую историю, даже если в кадре актёру требовалось произнести всего одну фразу или вовсе не сказать ни слова.
Один из самых снимаемых актёров был человеком скромным, интеллигентным и очень верным. Он был предан и своей профессии, и единственной жене, вместе с которой прожил 60 лет.
Верность профессии
Игорь Ясулович. / Фото: www.pinterest.com
Родители Игоря Ясуловича не имели никакого отношения к искусству, его отец был военным моряком, мама занималась домом и воспитанием сыновей, а Игорь родился 24 сентября 1941 года. Семья в послевоенные годы постоянно переезжала с места на место, жили в Баку и Измаиле, Москве и Бухаресте, Таллине и Очакове. В школе он начинал учиться ещё в то время, когда мальчики и девочки посещали разные учебные заведения, когда же их объединили, в течение пары месяцев все ходили под большим впечатлением.
Увлечение театром пришло к нему в Таллине, где он учился в старших классах. Драматический кружок там вёл артист Таллинского Русского драмтеатра Иван Рассомахин, который не только учил юных актёров основам мастерства, но ещё выводил их иногда на большую сцену. Это было очень престижно, поэтому все ученики очень старались удостоиться привилегии сыграть в настоящем театре, пусть даже совсем крохотную роль или просто выйти в массовке.
Игорь Ясулович в фильме «Приваловские миллионы». / Фото: www.kino-teatr.ru
Многие выпускники театрального кружка после его окончания становились артистами. Несмотря на всё желание отца «заразить» сына морской романтикой, Игорю Ясуловичу куда больше нравилось перевоплощаться в разные образы, он мечтал о сцене и кино, поэтому сразу после окончания школы отправился покорять Москву. Он подал документы сразу в 4 театральных вуза, но в трёх из них ему отказали. Зато он поступил на курс Михаила Ромма во ВГИК и считал: ему несказанно повезло учиться у такого мастера. Через 12 лет после окончания института Игорь Ясулович снова поступил во ВГИК, но уже на режиссёрский факультет и опять учился у Михаила Ромма.
Ещё в студенческие годы он сыграл свою первую крошечную роль в фильме мастера курса «Девять дней одного года». Тогда же актёр стал выходить на сцену Экспериментального театра-студии пантомимы под руководством Александра Румнева. Игорь Ясулович обладал удивительной пластикой и позже стал ассистентом по пластике при создании балета «Чайка», который ставила Майя Плисецкая. Он ставил пантомимы для спектаклей, снимался в кино, стремился постоянно развиваться в профессии. Актёр каждую свою роль делал яркой и запоминающейся, будь работа, даже не удостоенная упоминания в титрах, как, например, в ленте «Приключения Кроша» или же главная роль в фильме «По законам военного времени».
Игорь Ясулович в фильме «Чудо с косичками». / Фото: www.kino-teatr.ru
Главные роли Игорю Ясуловичу доставались нечасто, но режиссёры очень ценили актёра, называли его «королём эпизода» и знали: он никогда не подведёт. Возможно, в советское время многие зрители не знали его фамилию, но они всегда узнавали его в лицо. Он очень много снимался в кино, сыграл инженера Щукина в «Двенадцати стульях», скульптора Васю в комедии «Ехали в трамвае Ильф и Петров», Электрона Ивановича в «Гостье из будущего», снимался в «Бриллиантовой руке» и фильме «Тот самый Мюнхгаузен». А ещё сам выпустил на экраны несколько фильмов, занимался озвучиванием. Иногда его даже узнавали именно по голосу, причём в бытовых ситуациях вроде поездки на такси. Он никогда не уставал от работы и до последнего продолжал сниматься в кино несмотря на то, что в течение нескольких лет до своего ухода испытывал часто сильные боли. Даже сейчас в производстве находятся сразу 3 фильма с участием Игоря Николаевича.
Игорь Ясулович. / Фото: www.epscape.com
Игорь Ясулович щедро делился своими знаниями и опытом, на протяжении многих лет он был профессором, заведующим кафедрой актерского мастерства во ВГИКе, руководителем курса факультета музыкального театра в ГИТИСе (совместно с Александром Тителем). Актёр всегда считал себя очень счастливым человеком, он всю жизнь занимался любимым делом, да и личная жизнь у него сложилась очень удачно.
60 лет рая на земле
Игорь Ясулович и Наталья Егорова. / Фото: www.wday.ru
Со своей женой Натальей Егоровой он познакомился благодаря Всеволоду Абдулову. По одной версии, друг решил устроить Ясуловичу свидание с симпатичной девушкой, по другой – сам должен был встретиться с ней и другом, но опоздал на встречу и пришёл, когда они уже не только познакомились, но и поняли, что нравятся друг другу. Они поженились в 1963 году, когда актёру исполнилось всего 22 года, а его избраннице – 20. Родители просили влюблённых не торопиться с созданием семьи, переживая о том, что ранние браки часто заканчиваются разводами. Игорь и Наталья потерпели года, а после всё же отправились в ЗАГС. И возраст не помешал им беречь друг друга, любить и заботиться о сыне, который родился в 1966 году.
Когда Наталья была в роддоме и показала мужу через окошко новорождённого Алексея, супруг молча развернулся и ушёл. Молодая мама растерялась, меньше всего она ждала такой реакции. Он вернулся через несколько часов, когда Наталья уже решила, будто он её разлюбил и бросил. Но он успел за время своего отсутствия собрать возле роддома всех друзей семьи и устроить под окнами целое представление, во время которого ходил на руках, показывал невообразимые пантомимы танцевал и демонстрировал без слов все испытанные им эмоции от встречи с маленьким человеком – их сыном.
Игорь Ясулович и Наталья Егорова. / Фото: www.2aktera.ru
Жизнь супругов поначалу не была лёгкой, случались и ссоры, и недопонимание, но Игорь Ясулович и его жена знали: семья – это самое ценное, что у них есть. Поэтому никто за 60 лет брака ни разу не пытался стать в позу и сказать: «Всё, я ухожу». Актёр никогда не был требовательным в быту, радовался уюту в доме и простой еде на столе. Жена окончила исторический факультет МГУ, работала искусствоведом в Бахрушинском театральном музее, преподавала в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ.
Несмотря на занятость, она всегда находила время на то, чтобы посмотреть спектакли и фильмы с участием мужа, хвалила его, иногда критиковала. И старалась радовать какими-то мелочами, любимым блюдом или приобретённой для него хорошей книгой. А он с гастролей привозил ей красивые наряды или шикарные альбомы художников, которые в Москве было не достать. И даже собирал хороший букет цветов, как говорил Игорь Ясулович, «не просто какие-то розы». На протяжении многих лет сестра жены актёра снимала всё лето на видео хроники дачной жизни семьи Ясулович, а осенью монтировала и устраивала показ. И каждый раз её фильм назывался «Рай на земле».
Чего зрители не знали об актёре
Игорь Ясулович. / Фото: www.liveinternet.ru
Игорь Ясулович никогда не распространялся о своих корнях, говорил только об отце-моряке и маме, которая после окончания техникума не работала, занималась воспитанием сыновей. Когда семья жила в Баку к ним в гости пришёл сослуживец отца, который обратил внимание на необычное белое полотенце, на котором был вышит сюжет с царскими орлами. По словам актёра, этот момент вызвал некоторое напряжение в то время, ведь полотенце было подарено маме её мамой и считалось семейной реликвией.
Игорь Ясулович. / Фото: www.pinterest.com
На протяжении многих лет Игорь Ясулович вёл творческую мастерскую во ВГИКе, причём, по словам Владимира Грамматикова, делал это одно время абсолютно бесплатно, объясняя тем, что ему это очень интересно. Работал же там актёр также самозабвенно, как и снимался в кино. Игорь Николаевич готов был на любые подвиги, как, например, съемки в обнажённом виде в советское время.
Он ничуть не сомневался, соглашаться на это или нет. Если режиссёр решил так, то его актёрская задача – сделать всё в лучшем виде. И в эпизоде комедии Леонида Гайдая «12 стульев» он появляется совсем без одежды, правда, в «маскировке» из пены. А ещё Игорь Ясулович коллекционировал старинную одежду, в которой он выходил на сцену в подходящих по эпохе постановках. Он вообще был очень увлечённым человеком и на самом деле великим мастером своего дела.