В 1993 году Никита Михалков в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым за несколько месяцев написал сценарий фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии». Роли в фильме написали под конкретных актеров, поэтому кастинг провели в краткие сроки. Проект воплощали в жизнь вместе с продюсером Мишелем Сейду из Франции.
Роль комдива Котова Михалков написал для себя, его дочь сыграла дочь режиссера Надя. Митю сыграл Олег Меньшиков, с которым Никита Сергеевич работал на съемках фильма «Родня».
Актер должен был сниматься в тот период в румынском фильме, однако съемки сорвались, и Меньшиков дал согласие Михалкову.
Жену главного героя Марусю могла сыграть Елена Яковлева, но на пробы пришла Ингеборга Дапкунайте, которая в итоге и получила роль. До этого Михалков не видел фильмы с участием актрисы.
Основная часть съемок проводилась на даче, которая была в собственности мэра Нижнего Новгорода. Снимали осенью, хотя сюжет развивался летом. Пришлось актером мерзнуть в летней одежде. Ждать до следующего лета Никита Михалков не мог, потому что его дочь Надя к тому времени уже бы изменилась.
В 1994 году режиссер презентовал киноленту «Утомленные солнцем» на Каннском кинофестивале, но главный приз отдали фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Зато фильм Михалкова получил «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
В 2000-е годы режиссер снял два продолжения фильма «Утомленные солнцем», хотя в первой части история была завершена. К съемкам «Предстояния» и «Цитадели» Никита Сергеевич тщательно готовился, изучив сотни документов времен Великой Отечественной войны.
Съемки заняли несколько лет, но прежнего успеха у зрителей оба продолжения не имели, хотя в них с десяток режиссерских находок, оригинальный сюжет и великолепные актерские роли.