20 августа 1980 года Джо Дассен отдыхал с матерью, сыновьями и друзьями в Папеэте — столице Французской Полинезии на острове Таити. Обедая в ресторане, певец вдруг сказал, что ему нездоровится — и осел на стуле. Массаж сердца ничего не дал. Прибывшие медики констатировали смерть от инфаркта.
На Таити 41-летний Дассен прибыл не лучшей форме. Певец тяжело переживал развод со второй женой и разбирательства по поводу детей. За месяц до этого ему стало плохо прямо на сцене в Канне. Певец потерял сознание, но был приведён в чувство и довёл концерт до финала, после чего был оправлен в больницу. Ещё один приступ случился прямо во время транзитной пересадки между Парижем и Папеэте — в Лос-Анджелесе. Жизнь висела на волоске…
Проблемы с сердцем преследовали Джо Дассена с подросткового возраста. Первый инфаркт от пережил в 1969 году, в 30 лет. Оправившись после потрясения, продолжил записываться и выступать, как ни в чём не бывало.
Второй инфаркт в декабре 1979 года совпал с операцией в связи с язвой желудка. Проблемы со здоровьем усугубились работой на износ и стрессом из-за семейных неурядиц. Джо Дассен был на грани развода с Кристин Дельво, устав от бесконечных скандалов. При этом супруга была беременна его вторым сыном… Трагическая развязка наступила на Таити 20 августа 1980 года.
Уход Дассена последовал за смертью Владимира Высоцкого 25 июля 1980 года, что отразилось в горьких строках стихотворения Валентина Гафта «На смерть Высоцкого»:
«И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен,
И пусть молчат, что умер наш Высоцкий.
Что нам Дассен, о чём он пел не знаем мы совсем —
Высоцкий пел о нашей жизни скотской».
Дассен и Высоцкий были ровесниками. Оба ушли от остановки сердца. Оба — кумиры своего поколения, но разные по направленности и содержанию творчества. Первый — лощёный эстрадный сердцеед откуда-то с недоступных простому обывателю Елисейских Полей. Второй — хрипун с гитарой, народный бард и выразитель болей и бурь своей эпохи.
Пышные, бесконфликтные песни Дассена вполне вписались в эстрадный канон, официально одобренный в СССР. У него была образцовая биография: в эпоху маккартизма отец-режиссёр Жюль Дассен эмигрировал из США во Францию из-за симпатий к коммунизму, дед был евреем из Одессы, который отправился в Штаты в поисках спокойной жизни.
В 1979 году Джо Дассен даже приезжал в Москву, где выступил на закрытом концерте с Аллой Пугачёвой по поводу открытия гостиницы «Космос». Его выступления можно было застать по телевидению и на радио, пластинки выпускала фирма «Мелодия».
Но за сияющим внешним фасадом карьеры Джо Дассена скрывался целый клубок проблем. В сентябре 1973 года умер его первый сын Джошуа, не прожив и пяти дней. Это привело певца к затяжной депрессии — и в перспективе к разводу с первой женой Мариз Массьера. Новая пассия Кристин Дельво, которая была младше Дассена на 10 лет, родила ему двух сыновей, но пристрастила любимого к алкоголю и наркотикам.
Джо Дассен обрёл покой на еврейском участке кладбища в Голливуде, его могила закрыта для посещения. Но память — жива. Песни, которые он прославил, регулярно исполняют и записывают звёзды французской эстрады. Оба его сына — Джонатан и Жюльен — музыканты, опекающие отцовское наследие. А в нашей стране элегантного француза родом из Америки искренне любят с тех времён, когда в программе «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» звучал припев «О Шанз-элизе, о Шанз-элизе!»