Каждый советский фильм Эльдара Рязанова – большой творческий проект с множеством мелких, порой незаметных штрихов, на который зрители часто не обращают внимания. Иногда то, что творилось на съемочной площадке, оставалось за кадром. Это же можно отнести к фильму «Служебный роман».
Так, например, Рязанов искал изюминку к образу Мымры для актрисы Алисы Фрейндлих. Ее помог найти оператор картины Владимир Нахабцев. Он принес на съемки старые очки в роговой оправе своего деда. Когда этот раритет надела Алиса Бруновна, то получился образ Мымры, который мы все прекрасно знаем.
Верочка ругается по телефону с Басилашвили
Очки помогли созданию образа Новосельцева. У зрителей Андрей Мягков после выхода телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» прочно ассоциировался с Женей Лукашиным.
Теперь же режиссер, чтобы помочь актеру кардинально сменить образ, «наградил» его накладными усами и очками в массивной оправе.
Часы в кабинете Калугиной стоят
Интересный момент: если приглядеться, то часы в кабинете Калугиной всегда показывают одно и тоже время – 9:30. Видимо, часы просто сломаны. А, если прислушаться, то можно понять, что секретарша Верочка ругается по телефону с мужем, который говорит голосом Олега Басилашвили.
Кстати, актеру пришлось несладко. По сюжету его персонаж Самохвалов водит машину, но Олег Валерианович в жизни ни разу не сидел за рулем. Пришлось учиться, но это не помогло. На съемках актер врезался в киоск «Союзпечати».
Рыжовой приходилось каждое утро добираться на работу на электричке
Чтобы подчеркнуть социальный статус сотрудников учреждения, где происходит действие, места жительства им определили по всей Москве. Так, например, Калугина и Самохвалов живут в центре столицы, Верочка и Новосельцев едут на место из Чертаново и Новослободской, Ольга Рыжова добирается до работы на электричке из Подмосковья.
Крылатый бронзовый конь с киностудии «Мосфильм», которого тащит Новосельцев, стал настоящей легендой советского кино. Помимо «Служебного романа» он появился еще в пяти фильмах «Секретная миссия» 1950 года, «Пакет» 1965 года, «Бриллиантовая рука» 1968 года, «Мой ласковый и нежный зверь» 1978 года и в российском фильме «Ширли-мырли» 1995 года.
Этот конь стал талисманом хорошего отечественного кино
Сцену, где Новосельцев дает убедительную оплеуху Самохвалову, сняли с пятого раза. Мягков, несмотря на уговоры Рязанов и Басилашвили, никак не мог дать по лицу своему коллеге. В итоге Андрей Васильевич разозлился на самого себя за это, и залепил хорошую пощечину Басилашвили. Этот дубль попал в окончательную версию фильма.