Михаил Жаров стал популярным актёром ещё в те времена, когда в нашей стране снимались первые черно-белые немые фильмы. Что самое интересное, он оставался на плаву вплоть до 1980-ых годов, и тем самым, стал любимым актёром сразу для нескольких поколений. Большинству он знаком по роли милиционера Анискина. Жаров перевоплощался в этого яркого героя четыре раза, и, кроме того, именно он являлся режиссером двух самых популярных фильмов о сельском страже правопорядка.
Михаил Жаров
Семья Михаила Жарова страдала от нищеты. Деньги приносил лишь отец, который трудился на типографии, но платили ему крайне мало. С каждым годом финансовые проблемы только усугублялись. В четырнадцать лет Михаил был вынужден бросить школу, чтобы начать работать. На протяжении года он вместе с отцом работал на типографии, а потом уволился из-за того, что родитель постоянно за ним наблюдал и критиковал. Большую роль в судьбе будущего актёра сыграл Оперный театр Зимина, в который он устроился помощником режиссёра при помощи своего бывшего одноклассника, сына директора театра. Михаил, как говорится, «работал на износ». Он был ответственным и внимательным, поэтому вскоре его повысили до статиста. А ещё позже, парень, благодаря своим навыкам игры на баяне и гитаре, стал полноценным участником труппы. Стоит сказать, что у него были потрясающие вокальные данные, которые он довольно часто использовал в кинолентах. Самыми популярным шлягерами Михаила Жарова были: «Цыпленок жареный», «Меняю женщин, как перчатки», «Песенка Зачёсова», «Нас на свете два громилы» и «Дивлюсь я на небо». Почти в каждом фильме с участием актёра можно услышать песни в его исполнении.
Михаил Жаров с баяном в театре
Михаил Жаров дебютировал в кино ещё во времена Российской империи, когда только-только начал свою актёрскую деятельность. Отбор на съёмки в те времена был очень строгим, что неудивительно, ведь Россия снимала свои первые фильмы и не хотела уступать другим странам. Жаров не был профессиональным актёром, но в свои пятнадцать лет уже имел большую популярность среди театралов. Большую роль ему, увы, не доверили. В дебютной картине «Царь Иван Васильевич Грозный» он предстал в образе незаметного солдата, но даже такая маленькая роль значительно повлияла на его карьеру. Известные театры столицы готовы были платить ему огромные суммы денег, лишь бы он перешёл к ним работать. Михаил Жаров служил более чем в десяти театрах, и благодаря своему таланту смог вытащить семью из бедности.
Михаил Жаров в кинокартине «Выборгская сторона»
Однажды труппа театра классической комедии, в которой участвовал Михаил Жаров, бесплатно выступала перед учениками младших классов в столице. Во время перерыва к нашему герою подошла Надежда Гузовская, учительница русского языка и литературы, чтобы с ним познакомиться (она была его большой поклонницей). Женщина так сильно понравилась актёру, что он в первый же день знакомства привёл её домой к родителям, а через две недели предложил стать его женой. В семье Жарова и Гузовской родился талантливый сын Женя, который пошёл по стопам отца. Через девять лет совместной жизни, отношения супругов стали ухудшаться. Каждый день они ругались друг с другом, расходились и сходились вновь. В какой-то момент супруги решили разойтись навсегда. Интересно то, что родная мать сказала Михаилу Жарову: «Делайте что хотите, вы взрослые люди, но имей ввиду — Надя для меня, как дочь, и я от неё не отвернусь». Сын и бывшая жена актёра продолжили жить с его мамой, а сам он вскоре съехал, когда нашёл новую жену.
Михаил Жаров в картине «Счастливый рейс»
Михаил Жаров считал, что обрёл семейное счастье, когда женился во второй раз — на работнице театра Людмиле Полянской. Рядом с ней актёр выглядел невероятно счастливым, но и этот брак, к сожалению, распался через четырнадцать лет. Причиной развода была продолжительная депрессия жены. Она очень хотела стать мамой, но дважды потеряла ребёнка во время родов, и из-за этого впала в отчаяние. Жаров долго пытался её подбодрить, а жена отталкивала его, говорила, что хочет остаться в одиночестве. На накопленные сбережения актёр приобрел квартиру на Тверском бульваре, недалеко от жилья родителей супруги. До череды несчастий Людмила говорила, что такая квартира — это её главная мечта, но даже после покупки она оставалась холодной по отношению к Жарову. В 1942 году супруги пришли к общему решению, что им будет лучше расстаться.
Михаил Жаров с третьей женой в картине «Ночной извозчик»
Третья попытка создать семью тоже оказалась неудачной для актёра. Михаил Жаров познакомился на съёмках киноленты «Ночной извозчик» с обаятельной коллегой Людмилой Целиковской, на которой вскоре женился, несмотря на то, что она была младше на целых двадцать лет. Именно ради неё актёр занялся режиссурой — хотел снять красивую картину с ней в главной роли. Этот фильм назывался «Беспокойное хозяйство», и в 1946 году пользовался немалой популярностью. Также Жаров раз за разом выбивал для неё роли в фильмах других режиссёров, готовил для неё необычные блюда, рецепты которых находил в иностранных книгах. Казалось, что эти прекрасные отношения невозможно разрушить. Однако как-то Людмила Целиковская пришла со съёмок домой и на пороге заявила, что беременна. Вот только не от Жарова, а от соседа по лестничной клетке — архитектора Каро Алабяна, который являлся близким другом актёра. Из-за предательства жены у нашего героя случился инсульт. Он на протяжении года лечился в клинике, в которой встретил свою последнюю и самую любимую жену Майю, подарившую ему настоящее счастье.
Михаил Жаров с четвертой женой и дочками
Майя была дочкой немалоизвестного врача-кардиолога Элиазара Гельштейна. Сначала Михаил Жаров поддерживал с ней исключительно дружеские отношения и мило общался, когда она появлялась в стенах клиники. В начале пятидесятых годов родители Майи были арестованы по делу врачей (власти подозревали знаменитых врачей в заговоре против советских политиков). У Элиазара Гельштейна забрали единственную квартиру, и две его дочери — Вика и Майя остались без крыши над головой. Наш герой протянул девушкам руку помощи, пригласив их к себе. Кроме того, актёр добился встречи со Сталиным и лично попросил, чтобы родителей девушек выпустили на свободу. Однако ничем хорошим его дерзкая выходка не закончилась. Михаила Жарова запретили снимать в фильмах и оставили без работы в театре, а также за ним ежедневно наблюдали люди из правоохранительных органов. Проблемы закончились, когда Сталина не стало. Родители Майи и Вики были выпущены на свободу, а актёр снова мог свободно работать. Майя считала Жарова своим героем и хотела создать с ним семью, так как за время, проведенное в его квартире, она увидела, что он невероятно мужественный и заботливый. Помехой для их отношений была огромная разница в возрасте. Майе было всего лишь восемнадцать лет, а Михаилу Жарову уже за сорок. Однако отец Майи был только рад видеть рядом с дочкой такого мужчину, и сам убедил актёра на ней жениться. Наш герой прожил с четвертой женой до своего последнего дня. Они стали родителями двух прекрасных дочек — Ани, актрисы Малого театра, и Лизы, работницы студии «Союзмультфильм».
Михаил Жаров в картине «И снова Анискин»
В 1969 году вышла кинолента «Деревенский детектив», в которой Михаил Жаров исполнил роль милиционера Анискина. Затем он сыграл этого же героя в картине «Развод по-нарымски». Во время съёмок этих фильмов актёр так проникся историей Анискина, что решил самостоятельно снять о нём кинокартину. Сценарий, кстати, он тоже писал сам, вкладывая всю свою душу. Жена Жарова говорила, что когда он работал над фильмом «Анискин и Фантомас», он практически не ел, а спал всего по паре-тройке часов. Всё свое время актёр отдавал написанию сценария и его улучшению, поиску декораций и мест для съёмок. Впоследствии он снял настоящий шедевр и непревзойденно сыграл в нём главную роль. Потом Михаил Жаров занялся продолжением картины — «И снова Анискин». Как и во время съёмок первого фильма, актёр отдавал все свои силы, и это негативно влияло на его здоровье. В 1977 году съёмки «И снова Анискин» были завершены. Михаил Иванович решил отдохнуть от актёрской и режиссёрской карьеры. Друзьям он говорил, что чувствует приближение своего скорого ухода. Оставшиеся годы актёр отдал на написание двух книг-воспоминаний — «Мои встречи с временем и людьми» и «Жизнь. Театр. Кино», последние страницы которой дописывала уже его жена. Михаила Ивановича не стало из-за перитонита в 1981 году.