Лучшие «оттепельные» фильмы по версии журнала «Советский экран»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-7

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».

Несмотря на то, что популярный советский журнал о кино появился ещё в 1925 году, первый опрос читателей по поводу выбора лучшего советского фильма прошёл лишь в 1957 году. Дело в том, что с начала войны в 1941 году журнал перестал издаваться, так как властям было не до этого. После войны были попытки возродить ранее популярное издание, но чиновники от культуры посчитали его лишним. И лишь в 1957 году, когда политика в культуре кардинально изменилась, журнал о кино наконец возродился.

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».

Конец пятидесятых ознаменовался сильным ослаблением цензуры. Уже в первых выпусках «Советского экрана» стали появляться публикации, которые ещё несколько лет назад в советской прессе были невозможны. На страницах журнала разгорались яростные споры кинокритиков и режиссёров. Новые фильмы хвалили, ругали, обсуждали и критиковали.

Часто мнения об одно и той же кинокартине сильно отличались друг от друга. И тогда главному редактору пришла в голову идея проводить опросы среди читателей, которых в те годы уже было более двухсот тысяч. А если учесть, что значительная тиража (200 тысяч) поступала в клубы и библиотеки, то читателей журнала на самом деле было в разы больше.

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-2

Редакционным советом было принято решение о проведении ежегодных опросов читателей сразу по пяти номинациям: «Лучший фильм года», «Лучший актёр года», «Лучшая актриса года», «Лучший фильм для детей года» и «Лучший музыкальный фильм года».

И всего через пару лет после этого, выиграть номинацию «Советского экрана» для актёров и режиссёров по значимости было сопоставимо с получением Государственных премий или официальных званий. И такая высокая престижность этих номинаций сохранялась долгие годы, вплоть до развала СССР в 1991 году.

Сегодня я расскажу о кинокартинах – первых обладателях звания лучшего фильма года в период с 1957 по 1964 годы. То есть в самый разгар хрущевской оттепели.

1957 год. «Высота»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-3

Первым обладателем почётного звания стал известный фильм режиссёра Александра Зархи «Высота». Производственный и агитационный фильм полюбился зрителям за романтическую историю главных героев картины, которых сыграли Николай Рыбников и Инна Макарова.

Фильм вошёл в число лидеров проката, а также завоевал несколько призов на кинофестивалях. В том числе взял главную премию в Карловых Варах.

1958 год. «Идиот»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-4

Критики считают его одним из лучших фильмов в карьере режиссёра Ивана Пырьева. И это несмотря на то, что, в отличие от других картин Пырьева, «Идиот» не имел наград на кинофестивалях. Главные роли блистательно исполнили Юрий Яковлев и Юлия Борисова.

1959 год. «Судьба человека»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-5

Об этом фильме Сергея Бондарчука уже написано очень много. В том числе и на нашем канале. Безусловно, что это шедевр советского кинематографа. Главную роль в фильме исполнил сам Бондарчук. Фильм уже много лет входит в Золотой фонд мирового кино.

1960 год. «Серёжа»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-6

Этот фильм стал не только кинодебютом 29-летнего режиссёра Георгия Данелии, но и его первым большим успехом в карьере. Мелодрама «Серёжа» завоевала несколько наград на фестивалях, в том числе в Канаде и Греции. Главные роли исполнили Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева и 6-летний Борис Бархатов.

1961 год. «Чистое небо»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-7

Этот фильм стал первым из перечисленных выше кинокартин, который затронул тему несправедливых репрессий в период сталинской эпохи. Для зрителей он стал откровением и поэтому быстро вошёл в число лидеров проката. Снял картину Григорий Чухрай, а главную роль исполнил Евгений Урбанский.

1962 год. «Девять дней одного года»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-8

Это был тоже во всех смыслах новаторский фильм в нашем кинематографе. В нём всё было в новинку: необсуждаемая до этого тема, необычный сценарий, методы съёмок и т.д. Режиссёр Михаил Ромм считал этот фильм самым любимым в своей карьере. В главных ролях сыграли Алексей Баталов и Татьяна Лаврова.

1963 год. «Оптимистическая трагедия»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-9

Фильм на революционную тему, который напугал даже новых «перестроечных» чиновников 60-х годов. Снят режиссёром Самсоном Самсоновым по одноимённой пьесе Всеволода Вишневского.

Фильм стал лидером проката 1963 года и взял приз в Каннах. Поэтому неудивительно, что по опросу зрителей именно он стал лучшим фильмом года, а исполнительница главной роли Маргарита Володина стала лучшей актрисой 1963 года.

1964 год. «Гамлет»

В этой публикации продолжаем тему легендарного отечественного журнала «Советский экран».-10

Фильм сразу поле премьеры стал настоящим событием в нашем кинематографе. Картину поставил по своему же сценарию режиссёр Григорий Козинцев. Основой для сценария послужила великая трагедия Шекспира в переводе Бориса Пастернака.

Картина взяла несколько наград на международных фестивалях, в том числе и в Венеции. Номинировалась на «Золотого Льва», премию BAFTA и «Золотой глобус». Главную роль блистательно сыграл Иннокентий Смоктуновский. В 1965 году за этот фильм ему и режиссёру в Кремле были вручены Ленинские премии.

Как видите, из представленных киноработ по настоящему «оттепельным» можно назвать лишь фильм «Чистое небо» с Евгением Урбанским. Остальные фильмы практически не касались периода сталинского правления. Хотя самим Хрущёвым любая критика предыдущей власти в кино только приветствовалась и поощрялась. Но создатели картин оказались выше этих внутрипартийных разборок и с уважением отнеслись к непростому этапу своей прошлой жизни.

В связи с этим невольно напрашивается параллель с перестройкой и началом 90-х годов, когда многие известные кинорежиссёры в своих фильмах от души наплясались на костях бывшего Советского Союза.