Он отказался от американского благополучия и снимал в нашей стране настоящие киношедевры. Судьба режиссёра Александра Птушко

 

Александр Птушко на съёмках фильма "Алые паруса" (1961),

19 апреля 1900 года родился знаменитый советский кинорежиссёр Александр Лукич Птушко. Сегодня есть повод вспомнить этого легендарного мастера кино.

Многие не знают, что в 30-х годах Александр Птушко, ещё будучи малоизвестным режиссёром в СССР, получил приглашение переехать в США и работать на знаменитой киностудии «Уолт Дисней». Причем суммы озвученных гонораров, которые американцы были готовы платить 35-летнему советскому режиссёру, были соизмеримы с годовыми бюджетами «Мосфильма» в начале 30-х годов.

"Новый Гулливер" (1935).

«Новый Гулливер» (1935).

Причиной такой заинтересованности стал первый полнометражный фильм Александра Птушко «Новый Гулливер», который вышел на экраны в 1935 году и поразил весь мир своей необычностью и мастерским совмещением различных киножанров.

Это был первый в мире полнометражный художественный фильм, который совмещал объёмную кукольную мультипликацию с классическим игровым кино. Причем комбинирование съёмок было сделано так мастерски, что многие десятилетия, вплоть до появления в кино компьютерных технологий, фильм 1935 года служил учебным пособием в институтах кинематографии многих стран мира, включая СССР и США.

"Новый Гулливер" (1935).

«Новый Гулливер» (1935).

В съёмках этой картины было задействовано около двух тысяч кукол, и впервые при озвучивании мультперсонажей была применена технология изменения частоты звука. Но самое главное — был мастерски применён метод транспарантных комбинированных съёмок, который в те годы использовался лишь в качестве экспериментов.

"Новый Гулливер" (1935).

«Новый Гулливер» (1935).

После мировой премьеры Чарли Чаплин направил Александру Птушко личное письмо, в котором выразил своё восхищение фильмом и называл советского режиссёра «гением мирового кинематографа».

Никто на Западе даже не стал обращать внимание на то, что сам фильм имел остросатирическую основу, и клеймил капиталистический образ жизни, пропагандируя коммунистические идеи.

Александр Птушко, который в начале 30-х годов занимался исключительно мультипликацией, после «Нового Гулливера» всерьёз увлёкся детским игровым кино. Позже он писал, что любой, самый красивый и талантливо нарисованный персонаж никогда не сможет заменить на экране живые человеческие эмоции.

Он снимал мультфильмы ещё три года, но в 1939 году окончательно перешёл в игровое кино, сосредоточившись на сюжетах сказок и легенд.

Но мультипликаторы не захотели отпускать своего талантливого сценариста и режиссёра. Ему было отказано в призыве на фронт по причине плохого зрения, а в 1944 году инвалиду по зрению (миопия второй степени) предложили возглавить студию «Союзмультфильм». Он согласился на эту хлопотную должность при условии, что ему и дальше позволят в качестве кинорежиссёра снимать художественные фильмы.

В 1946 году на экраны страны вышел один из самых успешных фильмов Александра Птушко — «Каменный цветок». За этот фильм режиссёр получил приз Каннского кинофестиваля и почти сразу после этого Сталинскую премию.

"Каменный цветок" (1946).

«Каменный цветок» (1946).

Потом был целый ряд фильмов, которые навсегда вошли в Золотой фонд не только советского, но и мирового кинематографа.

В 1967 году на него опять вышли американские продюсеры и предложили в его распоряжение любую из киностудий, входящих в корпорацию Уолта Диснея. Например, ему было предложено возглавить одну из крупнейших киностудий мира — «20th Century Studios».

За огромные гонорары ему предлагалось стать художественным руководителем и заниматься только творчеством, избавив его от хлопотной административно-хозяйственной деятельности.

Александр Птушко на съёмках фильма "Сказка о потерянном времени" (1964).

Александр Птушко на съёмках фильма «Сказка о потерянном времени» (1964).

Американцы, зная, что в СССР советские граждане не могли сами решать подобные вопросы, направили письмо-предложение не только самуму Птушко, но и министру культуры СССР. Они просили отпустить Александра Лукича Птушко если не насовсем, то хотя бы отдать его в «аренду» на несколько лет за хорошую плату в бюджет нашей страны.

И говорят, что Фурцева даже задумалась о возможности такой сделки. Но сам Птушко категорически отказался, сказав, что его съёмочная площадка – это Россия.

Александр Птушко на съёмках фильма "Алые паруса" (1961),

Александр Птушко на съёмках фильма «Алые паруса» (1961),

В итоге американцам пришлось довольствоваться только его фильмами. Причем за право проката картин Александра Птушко они платили нашей стране валюту тоже в немалых суммах.

19 апреля 1900 года родился знаменитый советский кинорежиссёр Александр Лукич Птушко. Сегодня есть повод вспомнить этого легендарного мастера кино.-7

В 1960 году в Великобритании вышел продублированный американцами фильм «Илья Муромец» под названием «Былинный герой и чудище». А в США этот фильм вышел под названием «Меч и Дракон». Правда, американцы его немного изменили, добавив стереозвук и несколько новых красочных эпизодов с массовыми съёмками.

В начале 60-х годов этот фильм вошёл в Книгу рекордов Гиннеса как первый в мире широкоэкранный фильм с объёмным стереофоническим звуком.

В 1962 году в США вышел фильм «Садко» под названием «Волшебное путешествие Синдбада». А в 1964 году, там же в США, вышла сильно сокращенная версия фильма «Сампо» под названием «День, когда Земля замёрзла».

Александр Птушко на съёмках фильма "Руслан и Людмила" (1972).

Александр Птушко на съёмках фильма «Руслан и Людмила» (1972).

Даже будучи смертельно больным (у Птушко было тяжелое заболевание почек) он продолжал работать с тем же усердием, как и в прежние годы. Последний фильм «Руслан и Людмила» стал достойным украшением его фильмографии и вышел на экраны страны за три месяца до смерти режиссёра. Говорят, что в день смерти в больнице он продолжал работать над сценарием своего нового фильма «Слово о полку Игореве».

Могила режиссёра на Новодевичьем кладбище в Москве.

Могила режиссёра на Новодевичьем кладбище в Москве.

Народного артиста СССР Александра Лукича Птушко не стало 6 марта 1972 года. А сегодня, 19 апреля, исполнилось ровно 123 года со дня его рождения.