19 апреля 1900 года родился знаменитый советский кинорежиссёр Александр Лукич Птушко. Сегодня есть повод вспомнить этого легендарного мастера кино.
Многие не знают, что в 30-х годах Александр Птушко, ещё будучи малоизвестным режиссёром в СССР, получил приглашение переехать в США и работать на знаменитой киностудии «Уолт Дисней». Причем суммы озвученных гонораров, которые американцы были готовы платить 35-летнему советскому режиссёру, были соизмеримы с годовыми бюджетами «Мосфильма» в начале 30-х годов.
«Новый Гулливер» (1935).
Причиной такой заинтересованности стал первый полнометражный фильм Александра Птушко «Новый Гулливер», который вышел на экраны в 1935 году и поразил весь мир своей необычностью и мастерским совмещением различных киножанров.
Это был первый в мире полнометражный художественный фильм, который совмещал объёмную кукольную мультипликацию с классическим игровым кино. Причем комбинирование съёмок было сделано так мастерски, что многие десятилетия, вплоть до появления в кино компьютерных технологий, фильм 1935 года служил учебным пособием в институтах кинематографии многих стран мира, включая СССР и США.
«Новый Гулливер» (1935).
В съёмках этой картины было задействовано около двух тысяч кукол, и впервые при озвучивании мультперсонажей была применена технология изменения частоты звука. Но самое главное — был мастерски применён метод транспарантных комбинированных съёмок, который в те годы использовался лишь в качестве экспериментов.
«Новый Гулливер» (1935).
После мировой премьеры Чарли Чаплин направил Александру Птушко личное письмо, в котором выразил своё восхищение фильмом и называл советского режиссёра «гением мирового кинематографа».
Никто на Западе даже не стал обращать внимание на то, что сам фильм имел остросатирическую основу, и клеймил капиталистический образ жизни, пропагандируя коммунистические идеи.
Александр Птушко, который в начале 30-х годов занимался исключительно мультипликацией, после «Нового Гулливера» всерьёз увлёкся детским игровым кино. Позже он писал, что любой, самый красивый и талантливо нарисованный персонаж никогда не сможет заменить на экране живые человеческие эмоции.
Он снимал мультфильмы ещё три года, но в 1939 году окончательно перешёл в игровое кино, сосредоточившись на сюжетах сказок и легенд.
Но мультипликаторы не захотели отпускать своего талантливого сценариста и режиссёра. Ему было отказано в призыве на фронт по причине плохого зрения, а в 1944 году инвалиду по зрению (миопия второй степени) предложили возглавить студию «Союзмультфильм». Он согласился на эту хлопотную должность при условии, что ему и дальше позволят в качестве кинорежиссёра снимать художественные фильмы.
В 1946 году на экраны страны вышел один из самых успешных фильмов Александра Птушко — «Каменный цветок». За этот фильм режиссёр получил приз Каннского кинофестиваля и почти сразу после этого Сталинскую премию.
«Каменный цветок» (1946).
Потом был целый ряд фильмов, которые навсегда вошли в Золотой фонд не только советского, но и мирового кинематографа.
В 1967 году на него опять вышли американские продюсеры и предложили в его распоряжение любую из киностудий, входящих в корпорацию Уолта Диснея. Например, ему было предложено возглавить одну из крупнейших киностудий мира — «20th Century Studios».
За огромные гонорары ему предлагалось стать художественным руководителем и заниматься только творчеством, избавив его от хлопотной административно-хозяйственной деятельности.
Александр Птушко на съёмках фильма «Сказка о потерянном времени» (1964).
Американцы, зная, что в СССР советские граждане не могли сами решать подобные вопросы, направили письмо-предложение не только самуму Птушко, но и министру культуры СССР. Они просили отпустить Александра Лукича Птушко если не насовсем, то хотя бы отдать его в «аренду» на несколько лет за хорошую плату в бюджет нашей страны.
И говорят, что Фурцева даже задумалась о возможности такой сделки. Но сам Птушко категорически отказался, сказав, что его съёмочная площадка – это Россия.
Александр Птушко на съёмках фильма «Алые паруса» (1961),
В итоге американцам пришлось довольствоваться только его фильмами. Причем за право проката картин Александра Птушко они платили нашей стране валюту тоже в немалых суммах.
В 1960 году в Великобритании вышел продублированный американцами фильм «Илья Муромец» под названием «Былинный герой и чудище». А в США этот фильм вышел под названием «Меч и Дракон». Правда, американцы его немного изменили, добавив стереозвук и несколько новых красочных эпизодов с массовыми съёмками.
В начале 60-х годов этот фильм вошёл в Книгу рекордов Гиннеса как первый в мире широкоэкранный фильм с объёмным стереофоническим звуком.
В 1962 году в США вышел фильм «Садко» под названием «Волшебное путешествие Синдбада». А в 1964 году, там же в США, вышла сильно сокращенная версия фильма «Сампо» под названием «День, когда Земля замёрзла».
Александр Птушко на съёмках фильма «Руслан и Людмила» (1972).
Даже будучи смертельно больным (у Птушко было тяжелое заболевание почек) он продолжал работать с тем же усердием, как и в прежние годы. Последний фильм «Руслан и Людмила» стал достойным украшением его фильмографии и вышел на экраны страны за три месяца до смерти режиссёра. Говорят, что в день смерти в больнице он продолжал работать над сценарием своего нового фильма «Слово о полку Игореве».
Могила режиссёра на Новодевичьем кладбище в Москве.
Народного артиста СССР Александра Лукича Птушко не стало 6 марта 1972 года. А сегодня, 19 апреля, исполнилось ровно 123 года со дня его рождения.