Интеллигент, король эпизодов и «пионер советской киноэротики», который всю жизнь любил одну женщину. Не стало Игоря Ясуловича

На днях в Москве простились с удивительным советским актёром Игорем Ясуловичем. Да, он не играл главных ролей, но умел мелькнуть в кадре так, что затмевал собой так называемых звёзд. Инженер Щукина в «12 стульях», сосед с собачкой в «Бриллиантовой руке», фарцовщик в «Самой обаятельной и привлекательной», Белый клоун в «Айболите-66», слуга герцога в «Том самом Мюнхгаузене»…

Игорь Ясулович. Фото: legion-media.ru

На протяжении многих лет Ясулович оставался предан своей профессии и единственной женщине. Его ценностями всегда были любовь, семья и честность.

О том, каким Игорь Николаевич останется в памяти миллионов россиян, материал «Жизни».

В детстве Игорь Николаевич мечтал стать военным и служить на флоте, как его отец. Из-за специфики профессии семья часто переезжала из одного гарнизона в другой: Баку, Измаил, Москва, Бухарест, Одесса… Детство артиста было похоже на яркий калейдоскоп путешествий и переездов.

В итоге главу семейства перевели в Таллинн, где и обосновалась семья. Тогда Игорь уже ходил в старшие классы и собирался в морфлот, но перехитрить судьбу ему не удалось.

Профессия

Долгое время Ясулович посещал театральный кружок под руководством Ивана Россомахина. Педагог выбрал интересный путь работы с начинающими актерами — он давал им свободу в постановках и выступлениях. Ученики могли выходить на сцену с профессионалами, а также ставить свои любительские спектакли и представлять их на суд зрителя. Лицедейство увлекло Ясуловича, и он забыл о море. Однако близкие к выбору юноши отнеслись настороженно.

— Мое желание стать артистом мама одобрила не сразу: «Сыночек, лучше б ты на инженера пошел…» У нее были опасения, что моя творческая жизнь сложится неудачно, ведь перед глазами был послевоенный театр Измаила, куда мы часто ходили и куда папа отдавал собственную одежду, поскольку у них не хватало военной формы для постановки пьесы из морской жизни, – вспоминал Игорь Николаевич в интервью «Театралу».

Ясулович в молодости. Фото: legion-media.ru

Игорь не на шутку влюбился в театральный антураж, поэтому решил поступить на актерский факультет ВГИКа. Талантливому юнцу это удалось с первой попытки – так он оказался в мастерскую самого Михаила Ромма, и знаменитый режиссер сыграл в судьбе Ясуловича знаковую роль. Он одним из первых поверил в талант начинающего актера. Пока другие говорили про не особо запоминающуюся внешность и провалы в будущем, Ромм стоял на своем: «… интеллигенты в кино тоже нужны».

И Ясулович действительно был интеллигентным, преданным своему делу. Кроме того, артист был человеком чести – у него болела душа за всех коллег, кого необоснованно обвинили или засудили. Игорь Николаевич даже писал письма в защиту осужденных деятелей искусства. Он не боялся высказывать свои мысли, потому что правда была на его стороне.

Король эпизодов

Благодаря честному отношению к профессии и полной самоотдаче карьера артиста стремительно шла в гору, а его дебютной работой стала картина Михаила Ромма «Девять дней одного года», где еще совсем юный актер исполнил роль ученого-физика.

После первого фильма необычного Ясуловича заметили режиссёры и начали активно приглашать на съемки. Пик производства картин с участием «короля эпизодов» пришелся на 1970-е – 1980-е годы. Его слава – это загадочный феномен, которому трудно найти объяснение: главные роли исполняли другие актёры, но именно Ясуловича узнавали на каждом шагу. Люди могли не знать имени и фамилии, но вычисляли по голосу, для которого была характерна особенная хрипотца.

Фразы многих героев, воплощенных на экране Ясуловичем, стали крылатыми. Так миллионы советских граждан повторяли: «Не хочешь как Виноградова, будешь, как Персикова» и задавались в шутку вопросом: «Она что, с Урала?»

Сам же Игорь Николавевич никогда не стремился к славе и не гонялся за ней:

— Меня не слишком занимало стать первачом, растолкать коллег локтями, добиться, чтобы мою фамилию писали на афишах большими буквами. Довольно быстро мне стало понятно, что играть в кино главные роли – это не мое дело. Собственно, я от столбовой дороги был всегда в стороне и особенно не печалился по этому поводу. Мне всегда нравилось то, что я делал. Я получал и получаю от этого удовольствие. Я не занимаюсь тем, что мне не по душе, — признавался актер в интервью журналу «Самарские судьбы».

Большой артист никогда не стремился к славе. Фото: legion-media.ru

Мимика

Еще одним занятием, которое по-настоящему доставляло удовольствие Ясуловичу, был театр. На сцене он воплотил самые разные роли – от молчаливого Чичикова до смелого Короля Лир. Артист не умел работать спустя рукава, поэтому отдавал всего себя сцене и зрителям. Поклонники творчества Игоря Николаевича отмечали, что он обладал неповторимой мимикой и жестами — в этом нет ничего удивительного, ведь начало его карьеры тесно связано с театром пантомимы.

По мнению самого актера, именно там, где торжествуют жесты и эмоции, он прошел суровую школу истинных перевоплощений и стал настоящим профессионалом. Например, знания всех тонкостей пантомимы пригодились ему на съемках картины «12 стульев».

— Дело в том, что все движения инженера Щукина, как он кричит, как упускает дверь, как садится на лестницу — всё это надо было заранее продумать и исполнить при помощи пантомимы, поэтому всё и получилось, — рассказывал актер в одном из интервью.

Кадр из фильма «12 стульев», реж. Леонид Гайдай, 1971 год

Первый в советской киноэротике

Продолжая рассказ о «12 стульях», невозможно не упомянуть «голый» перформанс инженера Щукина. Герой Ясуловича оказался на лестнице совсем без одежды, а для 1971 года это была весьма откровенная сцена, несмотря на пену и мочалку, которые скрывали пикантные подробности. После этого Ясулович в шутку называл себя родоначальником киноэротики в СССР.

— После этой роли меня стали называть пионером эротического фильма, но лично я думаю, что настоящим первопроходцем стал Евгений Леонов после фильма «Полосатый рейс». Когда я прочитал сценарий «Двенадцати стульев», то даже не спросил у Гайдая, надо мне раздеваться или нет? Если надо, значит, надо. Мне хотелось, чтобы эта обнаженка не стала главной в картине, – признавался Ясулович в программе «Наблюдатель».

Так и вышло, но эпизод всё равно зрителям запомнился, главным образом благодаря прекрасной игре Ясуловича.

Лебединая верность

Однако такая откровенность была только в кадре — в жизни талантливый актер был воплощением скромности, порядочности и благородства. За все годы карьеры (а Игорь Николаевич, на минуточку, выходил на сцену и съемочную площадку даже в 81 год) он не потерял голову от всенародной любви — в нем не было ни капли тщеславия или гордыни.

Интеллигентный Ясулович работал с самыми красивыми, обаятельными и привлекательными актрисами, но никогда даже не думал о служебных романах и интрижках. Его преданность делу могла посоревноваться только с супружеской верностью. Еще в студенческие годы Игорь познакомился со своей будущей женой Натальей Егоровой, дочерью режиссера Юрия Егорова. Они поженились в 1963 году, когда Ясуловичу исполнилось 22 года, а его избраннице — 20.

Артист с супругой Натальей Егоровой. Фото: legion-media.ru

— … Год мы с Наташей хороводились, встречались почти каждый день, а потом все-таки поженились… Я ведь хитрый, с будущей тещей сразу подружился. Мама у Наташи была замечательная — легкая, веселая. У них тогда как раз появился магнитофон, мы записывали постановки, с помощью включенного пылесоса, к примеру, озвучивали подъезжающую машину. Играли в английские шарады, устраивали праздники. Много шутили, смеялись. В общем, грех жаловаться, большая Наташина семья — мама, папа-режиссер, бабушка с дедушкой, другие родственники — приняли меня как своего, – поделился Ясулович в интервью «АиФ».

Родители переживали, что ранний брак просуществует недолго, но молодых не остановили ни предрассудки, ни страхи родных — они берегли друг друга всю жизнь.

В 1966 году пара стала родителями единственного сына Алексея, который пошел по стопам отца и стал актером и режиссером. Рождение ребенка еще больше сплотило Наталью и Игоря — тогда они окончательно осознали, что самое ценное в жизни, то, что нельзя терять, это их семья.

Болезнь

Именно близкие помогали актеру бороться с тяжелой болезнью в последние годы. Ясулович страдал от серьезного почечного заболевания. 18 июля артиста госпитализировали и провели несколько серьезных операций. Даже после выписки из больницы состояние здоровья оценивалось как тяжелое, но Игорь Николаевич не собирался сдаваться. Он строил планы на будущее, расписывал планы для нового курса студентов ГИТИСа и ВГИКа.

19 августа большого актера не стало. 24 сентября ему исполнилось бы 82 года. Светлая память…