Чем дольше живу на свете, тем больше убеждаюсь в том, что для человека очень важно ментально принимать ту среду, в которой он живет. Важно ощущать себя частью целого, часть своего народа, его культурной традиции.
Тогда жить становится легче. Ты ощущаешь себя «своим». А иначе загрызут внутренние противоречия, понимание того, что как ни старайся – не впишешься ты в окружающий мир.
И пример тому – актёрские судьбы Савелия Крамарова и Семена Трескунова. Молодой актер на наших глазах удивительным образом повторил путь советского актера. И руководствовался схожими мотивами.
Как взлетела звезда Савелия Крамарова
Он мечтал о сцене в детстве. Но хотел играть драматические роли, воображая себя Ромео. Его мечта сбылась лишь отчасти, хотя Савелию удалось добиться того, что его полюбили миллионы зрителей.
Он родился в 1934 году и в возрасте 4 лет пережил арест отца. Отца осудили, отправили в лагерь, потом на поселение, потом снова арестовали. В 1951 году он покончил с собой.
Мать Савелия умерла от рака в 1950 году. В 16 лет юноша остался круглым сиротой. Тогда шла борьба с космополитизмом, репрессиям подвергалось немало представителей его национальности. И паспортистка в загсе пожалела Савелия и выправила ему документы, в которых было написано, что он русский.
В театральный институт его не взяли, он поступил в лесотехнический, но не сдался, стал рассылать свои фото по киностудиям и играть в массовках. В итоге его заметили. Стали приглашать на маленькие роли.
А запомнился он образом незадачливого вояки в «Неуловимых мстителях»:
«Мертвые с косами стоят. И тишина».
И после этого краткого успеха Савелий Крамаров стал необыкновенно востребованным. Его – человека, не имеющего актерского образования, стали приглашать сниматься именитые режиссеры. Но чаще всего это были роли этаких «Иванушек-дурачков».
Но даже вожделенный успех и актерская слава не радовали Крамарова. Он был человеком интеллектуальным, любил книги и искусство, обратился к вере предков, посещал синагогу, занимался йогой.
А играть приходилось слишком уж незамысловатых людей!
Крамаров пытался поступить в театр, закончив ради этого в середине 1970-х годов ГИТИС. Но на сцену его не приглашали, а в кино предлагали только тех же самых смешных героев.
Погоня за мечтой
И он решил бежать из страны, где ему было некомфортно. Эмигрировать собрался в Израиль, потому что там уже жили его родственники. Но известного актера никто не собирался отпускать в капстрану!
Еще чего? Что за блажь? Пусть здесь живет и работает!
Но Крамаров был упрям. И решил сделать ход «конем». Он написал открытое письмо тогдашнему президенту США Р. Рейгану, в котором попросил ему помочь «как актер актеру». Савелий рассказывал, что хочет жить и работать в демократической стране. Ну и еще написал то, что обычно пишут в таких посланиях.
Письмо администрации американского президента понравилось. И его стали использовать как инструмент в холодной войне: много раз «крутили» по «Голосам», вещавшим на СССР.
Наконец, советские власти не выдержали такого давления и отпустили Савелия Крамарова на все четыре стороны.
Правда, до Израиля он не доехал. Остановился в Вене, где его встретил импресарио Виктор Шульман, организовавший его первые международные гастроли.
Голливуд
Позже Савелий переехал в США и добился там определенного успеха для актера-эмигранта. Его приглашали сниматься в кино! И даже давали ему роли русских. Правда, это были не просто роли русских идиօтов, но еще и подлȇцов.
Но что же тут поделаешь. Он приехал в США, и здесь русские были не в почете. Приходилось играть глуповатых врагов.
Но эти роли не приносили Крамарову былой славы. Они были проходящими, потому что американские зрители, избалованные огромной голливудской фильмотекой, запоминали только имена «звезд», а уж каких-то там отрицательных или смешных персонажей знать не хотели.
В итоге Крамаров прожил в Америке еще 13 лет. Еще раз дважды женился. Купил дом на берегу океана. А умер рано (хотя всю жизнь чрезвычайно заботился о своем здоровье) .
Он дважды в 1990-е годы приезжал в Россию, рассказывал о своем американском успехе. Но русские зрители его новые фильмы не приняли. Крамаров в них был похож на какого-то моллюска: плоский, несмешной, шаблонный.
Ромео ему так и не удалось сыграть. Остались только роли русского Иванушки-дурачка, которые до сих пор любят наши зрители.
Ребенок, играющий в кино
На съемочную площадку Семена привела мачеха, когда ему было 10 лет. Смешной, немного неуклюжий мальчик стал активно сниматься в фильмах.
За 11 лет ему удалось принять участие в более чем 40 проектах! При чем играть не только второстепенные и эпизодические, но и главные роли (как например, в фильме «Призрак» или сериале «Зеленый фургон»).
И играть Семену приходилось чаще всего тех же Иванушек-дурачков на современный лад. Немного закомплексованных, добродушных, но чистых сердцем.
Имя Семена Трескунова, его лицо стало известно миллионам зрителям. Конечно же, до славы Савелия Крамарова ему было еще очень далеко, но к ребенку пришел настоящий актерский успех.
Учиться, правда, театральному делу Семён не успевал. Все время занимали съемки в кино.
Но роли, которые он играл, тоже показались ему скучными и неинтересными. Себя он видел в другом.
Семен решил попробовать свои силы в политической деятельности.
Он пришел к людям, но они его не поняли
Правда, открытого письма Р. Рейгану (или всем известному Джо, который сейчас исполняет обязанности Р. Рейгана) Семен писать не стал. Но открыто выступил против существующих в России порядков и призвал выходить молодежь «на площади».
За что был публично осмеян мэтром отечественного кино Н.С. Михалковым.
Обиделся, вызвал Никиту Сергеевичу на дуэль, но ответа не получил. Снова обиделся, дал несколько интервью, где пытался доказать правильность своей позиции, называл себя «новым Моисеем», который призван вывести свой народ из рабства.
Опять не был услышан и осенью 2021 года репатриировался в Израиль.
И живет теперь Семен на земле предков уже полтора года, ведет канал в «Телеграме», где от души ругает и нынешнюю власть, и народ, который его не понял, и пророчествует всякое для его бывшей страны нехорошее.
Правда, в кино уже не снимается, изредка вспоминая, что «когда-то он был актером в России», пытается организовать бизнес по переезду молодых людей из РФ в страну предков, активно учит английский язык, стремясь переехать в США и состояться там.
Поэтому подчас пишет посты на английском. При этом делает это специально для «Роскомнадзора». Мол, там читать на этом языке не все умеют.
Вот скриншот его поста:
«Но где же общее в судьбах Савелия Крамарова и Семена Трескунова?» – спросите вы меня, мои уважаемые читатели, и будете правы.
Мне кажется, они оба оказались не готовы принять ту роль, которую им предлагало общество в нашей стране. Почему-то эта роль Иванушки-дурачка, который у нас является любимым народным героем, их раздражала.
Они считали, что над ними смеётся глупая толпа, а люди их любили за эти роли.
Но на чужбине не так легко найти счастье.
Просто потому что ты все равно остаешься чужим, даже если очень хочешь стать «своим».
А вы что думаете по этому поводу, мои уважаемые читатели?