Надежда Капитоновна Федосова, чудесная, неповторимая и единственная, истинно народная артистка, огромной мощи талант, оставила яркий след в нашем кинематографе. Даже можно сказать, что её киноработы алмазным резцом врезались в память зрителя, оставаясь там надолго. Такие народные типажи рождала наша родная земля в советское время редко. В ней было всё: индивидуальность, самородность, талант, была своя неповторимая манера игры. И такая глыба среди актёров-камушков ушла из жизни всего лишь заслуженной артисткой. Хотя была настоящей народной артисткой бескрайней русской земли.
К сожалению её кинематографическая судьба была не столь долгой. Но и каких-то пятнадцати-двадцати лет хватило чтобы зритель оценил её талант по достоинству.
Зритель запомнил артистку в возрасте. Её лицо долгие годы не менялось на экране и узнавалось сразу. Она появилась в кино в 50 лет в нашумевшей картине Ю. Райзмана «А если это любовь?», сыграв там мать главной героини. Картина Райзмана вообще изобиловала дебютами: Ж. Прохоренко, И. Пушкарёв, А. Назарова, Е. Жариков, А. Миронов, сыгравший этакого подленького одноклассника. Райзман намеренно набрал в кино много свежих лиц. И не удивительно, что почти у всех после пошли кинокарьеры. Эта картина была одной из самых обсуждаемых в своё время. Режиссёр затронул серьёзную тему взаимоотношений полов в школе.
«У твоего порога». 1962
Потом у Н. Федосовой была роль рабочей Потаповой в басовской киноленте «Битва в пути», и роль матери в киноповести В. Ордынского «У твоего порога». За эту роль актриса получила несколько международных кинопризов, включая приз «Golden Gate» Международного кинофестиваля в Сан-Франциско за лучшую женскую роль второго плана.
Дальше на Надежду Капитоновну посыпались роли одна другой интересней. Точней они бы могли быть менее интересными, если бы не её неповторимая манера игры.
Её тётя Груша в «Женщинах» была органична и правдива. Как она сильно говорит: «Войдешь в бабью пору, да как опостылит тебе век-то одной куковать!..Так рада будешь хоть хромому, хоть кривому, хоть охотнику заезжему». Мать Кости Проворова в «Вызываем огонь на себя», Ефросинья в «Мать и мачехе», Надежда Петровна в «По тонкому льду» и другие работы впечатались в нашу память крепко.
«Женщины». 1965
Её кинотраверс по 60-м годам плавно привёл её к сверхпопулярной роли анонимщицы Аникиной в «Журналисте». Вот где актриса развернулась во всю мощь своей русской души, слепив образ сложный, противоречивый, но очень жизненный.
Но и всё что было после «Журналиста» впечатлило зрителя не меньше. Помнит зритель и её Марью в картине «Впереди день». Правдивейший образ крестьянки, отдавшей сына сестре на воспитание, которая привязана канатами к земле и не поддаётся на уговоры о сладкой городской жизни. Прекрасна была её Анфиса в «Мачехе», и долгая работа в первом отечественном сериале «День за днём», где она сыграла роль матери Антонины и Ксении.
«Мачеха». 1973
А апофезом актёрской игры в кино у Надежды Капитоновны стала роль старушки в фильме «Дом у кольцевой дороги». Режиссёр картины С. Евлохишвили уже и сценарий писал под Федосову, и даже героиню её назвал похоже — Надежда Казимировна. Фильм очень сильный и очень мощные монологи в исполнении актрисы. Правда фильм как-то быстро забыли у нас.
«Дом у кольцевой дороги». 1980
После этой картины, которая вышла в 1980 году, актриса практически не снималась. Мелькнула в перестроечные годы в паре фильмов и всё.
Интересно было посмотреть на Федосову в молодости. Что же было до 50 лет? Казалось, что прибыла она к столицам из какой-нибудь далёкой сибирской глубинки. Ан нет. Надежда Капитоновна оказалась коренной москвичкой. Её отец, Капитон, служил кучером у князей Голицыных. С пятнадцати лет девушка стала работать на фабрике «Красные текстильщики», где и увлеклась самодеятельным театром. Потом работала массовиком-затейником в Парке Горького, устраивая досуг трудящихся масс. Именно там-то её и приглядели театралы, и пригласили в студию при театре Красной Армии.
Уже в 1930-е годы она выходила на сцену театра вместе с В. Зельдиным, Л. Добржанской, Ф. Раневской. С Раневской у Федосовой вообще сложились самые теплые отношения. Фаина Георгиевна опекала молодую актрису и их часто видели ходящими под руку. Раневская это объясняла так: «Надюша, народная артистка не может треснуться голой задницей об пол, поскользнувшись в грязном сортире, ваша задача — держать меня под локоток».
А после войны в 1946 году Н.К. Федосова стала работать в только что открывшемся театре драмы и комедии на Таганке, вернувшись из фронтовых бригад, с которыми много поколесила по разным передовым. На Таганке артистка проработала почти четверть века, пересидела многих режиссёров и дошла до любимовского призыва молодых артистов и полной перестройки театра. Многие считают, что Любимов выжил Федосову из труппы. Да, он избавлялся от балласта, но Федосову не трогал. По большому счёту только она и Готлиб Ронинсон остались из старого состава театра при Любимове. Актриса участвовала в первых революционных постановках модного режиссёра: и в «Десять дней, которые потрясли мир» и в других. К тому же Любимов не снял с репертуара «Оптимистическую трагедию», где Федосова играла главную роль много лет.
Комиссар в «Оптимистической трагедии». Театр на Таганке. 1950-е годы
Но всё же Надежда Капитоновна ушла из театра, ушла сама, мотивируя это так: «Зачем мне, старой тётке, маячить здесь и гундеть… У Любимова своя манера, свой стиль, свои актеры, способные воплотить его идеи. Я много чего могу, чего не умеют они, но это не нужно режиссёру. К чему путаться у него под ногами?».
После ухода она сохранила самые тёплые отношения с актёрами Таганки. Например она играет в уже упомянутом фильме «Впереди день» с таганским выводком младоактёров: Т. Иваненко, И. Бортником, Ю. Смирновым, Н. Корниенко, опекая их на съёмках по-матерински.
Больше ни в какой театр актриса не пошла работать. Да и плотный график съёмок не позволял это особо делать ей, немолодой актрисе. Жизнь у Надежды Капитоновне оказалась долгой. Она оставила наш грешный мир в возрасте 90 лет в 2000-м году.
Н. Федосова и Д. Анапольский
Н. Федосова и А. Фатьянов
И в личной жизни у актрисы всё было в полном порядке. Она дважды была замужем. Первый раз в 19 лет она вышла замуж за военного А. Кувшинова, который пропал без вести в 1941 году. От этого брака появилась на свет дочка Вероника. А второй раз она вышла замуж за учёного физика-ядерщика Давида Анапольского, и прожила с ним в браке долгих 43 года. Одним из больших фанатов её творчества был известный поэт А. Фатьянов, который искренне её любил долгие годы. Но актриса осталась верной женой.
Надежда Федосова не играла просто мам и бабушек. Она играла и проживала жизнь Человека на экране. Человек не может быть прост; сложности и перипетии его жизни — вот что передавала великая русская актриса Надежда Капитоновна Федосова. Низкий поклон наш ей за это.