Мария Александровна Стерникова родилась 18 мая 1944 года. Лучшие годы своей жизни она посвятила службе в Малом театре, а также работе в кино — «С любимыми не расставайтесь», «Нежность», «Гостья из будущего», «Мимо окон идут поезда», «Мальчик со шпагой», «Клоун» — фильмы и сериалы, в которых можно увидеть Стерникову.
Ее мать считалась лучшим гримером МХАТа и детство маленькой Маши прошло в закулисье. Ее соседом был Михаил Кононов, он то и посоветовал девушке поступать в театральное училище и взялся ее сопровождать. Мария поступила в Школу-студию МХАТ. Она выглядела такой юной, трогательной и беззащитной, что однокурсники прозвали ее — Малыш, Чижик и совсем обидно — Евсейка, потому что на вступительных экзаменах она читала сказку про Евсейку.
Мария в юности. Кадр из фильма «Нежность».
На курсе с Марией учились Всеволод Абдулов, Вера Алентова, Валентина Малявина, Владимир Меньшов, Ирина Мирошниченко, Алексей Борзунов, Владимир Суворов. С Верой Алентовой они подружились сразу после зачисления в Школу-студию. Как только объявили список поступивших, Мария и Вера, стоявшие рядом бросились обниматься и поздравлять друг друга. Обе девушки под впечатлением вышли из аудитории и долго гуляли по Москве, не замечая дождя, и не могли наговориться. С тех пор они крепко дружили.
С будущим мужем Маша познакомилась на первом курсе. Как-то с подружкой зашли в библиотеку, а там сидит симпатичный молодой человек с книгой. Алексей Стычкин был студентом иняза. Он предложил вечером куда-нибудь сходить, послушать музыку. Он стал ее первой любовью. Леша встречал и провожал ее, однокурсники шутили, выглянув из аудитории: «Маш, давай быстрее, там твой уже стоит!» Жизнь «мажоров» иняза несколько отличалась от жизни студентов театрального. Совершенно другая атмосфера, все из хороших семей, москвичи, современно и модно одетые, даже сигареты у них были только «Мальборо»… Два года молодые люди встречались.
Леша был талантливым, щедрым, заботливым, казался очень взрослым, хотя был старше только на два года. Свадьба состоялась в ресторане ВТО.
Свадьба Марии Стерниковой и Алексея Стычкина.
Маша первая из однокурсниц вышла замуж и первая снялась в кино. Она дебютировала в драме «Рано утром», которая рассказывает трогательную историю двух детей сирот. Ассистенты «Мосфильма» увидели молодую актрису в дипломном спектакле и ее пригласили на съемки в фильм «Мимо окон идут поезда» на роль молодой учительницы. Муж очень гордился, что Маше досталась ключевая роль, но отпускал своеобразные шуточки. Если кто-то звонил по телефону и спрашивал Машу, то он отвечал, что Маша на съемках. На вопрос, кого она играет, Леша шутил: «Мартышку без грима!» Молодая жена любила его за веселый нрав и не обижалась.
Главная роль также досталась Стерниковой и в мелодраме «Нежность», увидевшей свет в 1966 году. Картина состоит из трех новелл, которые объединены общими героями. Девушка совсем не ожидала, что зрители так тепло встретят картину, а главное оценят ее талант. Актрисе прочили большое будущее, она снималась с Родионом Нахапетовым. Ее мама сохранила заметку в газете, вышедшей после фильма «Нежность». О молодой актрисе писали: «Это удивительная девочка с удивительными глазами».
Алексей тем временем стал работать в кино — в Комитете Кинематографии переводчиком-синхронистом. Иногда Мария ходила с ним на закрытый показ какого нибудь западного шедевра, устроенного для партийной элиты. Вскоре мужу предложили поехать по контракту переводчиком в Иран на два года, а Маше в то время прислали интересный сценарий и пригласили на съемки. Алексей настоял, чтобы жена поехала с ним и отказалась от съемок. Мария пыталась уговорить Алексея, что снимется в фильме и сразу же приедет, но тщетно, муж был непреклонен, несмотря на большой гонорар, обещанный за картину.
Кадр из фильма.
Тегеран, в которой приехала молодая супружеская пара в те годы называли «маленьким Парижем». Там у них родилась дочь Катя. Вернувшись в Москву, по окончании срока контракта, Мария стала работать в театральной студии, а Алексей начал учиться на курсах, готовивших специалистов для работы в ООН, в его планах была командировка в Штаты на пять лет.
Они стали жить в отдельной квартире, Алексей по вечерам частенько собирал гостей. Муж звонил перед «нашествием»: «Маш, мы идем. Будем через полчаса!» Дочке было всего два года. Мария готовила, накрывала на стол, сидела с гостями, потом мыла посуду и убирала до ночи. Компания Алексея ей не нравилась, а когда у нее собирались театральные коллеги, Алексей сухо с ними здоровался и уходил в комнату. Накопилась усталость и они с мужем стали отдаляться друг от друга. Мария сама предложила ему пожить отдельно и Стычкин уехал к родителям. В Америку он полетел один.
В 1970-х Мария снова стала сниматься. Среди наиболее заметных работ — «Спеши строить дом» (Маша), «Необычный день» (Тома), «Всем — спасибо!» (Виолетта), «Ожидание» (мать Славки), «Клоун» (Надежда Русакова), «Гостья из будущего» (медсестра Шурочка), «Ка-ка-ду» (судья).
В фильме «Нежность» с Родионом Нахапетовым.
Когда Мария снималась в фильме «Спеши строить дом» с Александром Январевым, они часто в перерывах между съемками летали самолетом в Москву. Съемки были в живописном месте — Калинковичи. Однажды, когда вылет задержали из за грозы, они с Александром сидели в ресторане аэропорта и к ним присоединился актер Валерий Носик. Валерий признался ей в симпатии и попросил ее телефон. В Москве он заехал в гости и познакомился с маленькой Катей. Девочка плохо ела и Валерий разыгрывал целый спектакль перед ней. Так, через Катю, он постепенно завоевал Марию.
С Носиком отношения начались еще до официального развода с первым мужем. Мария забеременела. Когда Алексей Стычкин вернулся из США, то они развелись и в тот же день она стала женой Валерия Носика. 6 ноября 1971 года у них родился сын Александр. В это время вышел фильм «Большая перемена» и у Валерия совершенно не было времени на семью. Он едва успевал совмещать работу в репертуарном театре и многочисленные съемки.
Его обожали друзья, у него всегда можно было попросить о помощи, одолжить деньги. Мария говорила, что с мужем невозможно было ходить на рынок, все просили автограф, хотели сфотографироваться с ним. Таксисты, повернув голову, не глядя на дорогу, выражали ему свое восхищение и панибратски переходили на»ты», что раздражало Марию. Он был слишком добрый и безотказный, его не интересовали материальные ценности.
Валерий пригласил жену работать в Малый театр и она согласилась. Но семейная жизнь не заладилась. Валерий мог не придти домой ночевать, мог пропасть на несколько дней, присутствовал известный актерский порок — алкоголь. Мария, иногда до утра ждала его, уложив детей и всматриваясь в темноту из окна кухни. Она решилась на разговор: «Валера, ты катишься вниз, остановись!» В ответ она услышала: «Да кому ты нужна с двумя детьми!» Это стало последней каплей. Они развелись. Сыну было девять лет.
Валерий редко виделся с сыном. А Катин отец, Алексей Стычкин, хоть и женился на балерине Ксении Рябинкиной (бывшей солистке Большого театра) и стал отцом, никогда не забывал дочь. Кстати, сын Алексея — известный актер Евгений Стычкин.
Евгений Стычкин.
Более того, обоим детям Марии, Алексей Стычкин — Кате и Саше привозил из-за границы одинаковые куртки, свитера и джинсы, кроссовки и всячески помогал. Забирал Катю на каникулы, общался с дочерью. Спустя годы, Мария назовет Алексея Стычкина не только первой, но и самой большой любовью. Валерий Носик больше не женился, в 54 года он умер от сердечной патологии.
Мария Стерникова.
Мария вышла замуж третий раз за коллегу, прекрасного актера Малого театра Алексей Кудиновича. Сыну тогда было около 12 лет и Алексей оказал влияние на развитие подростка. Заставил заниматься спортом, читать. Александр Носик говорил: «У меня три отца!» Мария Александровна Стерникова с Кудиновичем прожила более тридцати лет.
Когда-то давным-давно, случайно встреченная цыганка, нагадала ей три брака. В тот момент они только поженились с Алексеем Стычкиным и это рассмешило молодоженов, женившихся по любви и собирающихся прожить долгую и счастливую жизнь.
Алексей Кудинович.
Дочь Екатерина стала переводчицей и переехала в США, а сын Александр Носик, закончил Щукинское училище, он известный актер, преподает театральное мастерство.
Александр Носик с мамой Марией Александровной.
В последние годы актриса не появляется на сцене, поскольку страдает нарушением памяти. Александр Носик комментирует ситуацию: «Она помнит все старые события, людей, свою жизнь, тексты и спектакли, но может потеряться в пространстве и забыть, что сделала только что…» Хочется пожелать здоровья прекрасной актрисе и долгих лет, а ее семье надежды и терпения.