Трудно, а, скорее всего, просто невозможно назвать еще одну актрису, столь долго преданную лишь одному театру, как Людмила Макарова — Большому драматическому. Здесь она сыграла свою первую роль на сцене, здесь провела практически всю свою творческую жизнь, и в спектакле этого театра вышла на сцену в последний раз. Да, она не играла в БДТ в годы войны — театр был эвакуирован на Урал, а Макарова осталась в блокадном Ленинграде. Случилось это из-за того, что перед самой войной БДТ побывал на гастролях в Ашхабаде, и Людмила заболела там брюшным тифом. По возвращению с гастролей она попала в ленинградские «Боткинские бараки» — знаменитую инфекционную больницу — и вышла оттуда лишь в сентябре. Но состояние ее было такое, что ни о какой эвакуации речи и быть не могло. Она осталась в городе и как только немного восстановилась после болезни, была приглашена в Театр Балтийского флота, где и служила всю войну. Но сразу после окончания войны она вернулась в БДТ и проработала в нем до конца своих дней.
Людмила Макарова. Фото newia.ru
В первый раз на сцену Ленинградского Большого драматического театра тогда еще имени Горького Людмила вышла в 1938 году. Было ей всего шестнадцать лет, она тогда занималась в студии при БДТ, а ее педагог, совсем недавно назначенный художественным руководителем БДТ прославленный и знаменитый Борис Бабочкин, пригласил ее во вспомогательный состав театра, и она дебютировала в пьесе Виктора Ротко «Кубанцы».
Борис Бабочкин. Фото rgnp.ru
Спектакль ставил сам Борис Бабочкин, роль Макаровой была небольшой, да к тому же играть ей пришлось Мальчишку. Впрочем, сыграла она замечательно, хотя больше к амплуа травести не возвращалась. Кстати, как вспоминала впоследствии Макарова, Борис Бабочкин был первым актером, которого будущая актриса увидела на сцене БДТ, когда впервые пришла в этот театр в качестве зрителя — он играл главную роль в спектакле «Большой день».
Людмила Макарова в роли Мальчишки в спектакле «Кубанцы». Фото bdt.spb.ru
А в 1941 году она окончила студию и была переведена из вспомогательного состава в основной. И до начала Великой Отечественной войны она успела сыграть еще в нескольких постановках, в том числе в спектакле «Вишневый сад» по пьесе Антона Павловича Чехова, которую поставил режиссер Павел Гайдебуров. Макарова играла Аню, дочь Раневской. И хотя сам Чехов когда-то сказал: «Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом», Макарову в этой роли зрители запомнили.
Людмила Макарова в роли Ани в спектакле «Вишневый сад». Фото bdt.spb.ru
Незадолго до войны Макарова встретила и любовь всей своей жизни — Ефима Копеляна. Копелян был уже маститым актером, играл во множестве спектаклей БДТ, а юная — почти на десять лет младше — Макарова еще только училась актерскому мастерству, но влюбились они друг в друга практически с первой встречи. Они гуляли по ночному Ленинграду, целовались в павильоне Росси в Михайловском саду, а в мае 1941-го поженились. И прожили вместе 34 года — до самой смерти Копеляна.
Ефим Копелян. Фото biography-life.ru
А медовый месяц у них продлился как раз месяц — с началом войны Копелян сразу же пошел записываться в добровольцы. Правда, на фронт в качестве бойца его не взяли, а определили в Театр народного ополчения, организованный Николаем Черкасовым. В репертуаре этого театра было несколько спектаклей, в том числе «Русские люди» по пьесе Константина Симонова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Братишка» Владимира Дыховичного, с которыми артисты выезжали на передовую. И Людмила в то же время, но уже в составе Театра Балтийского флота выступала на фронте. Часто эти представления давались на кораблях, а порой — и на подводных лодках. Как вспоминала сама Макарова: «Мы долгое время так и жили: он — в армии, я — на флоте». И лишь иногда, когда совпадало, что и Копелян, и Макарова были в городе, они могли встретиться.
Людмила Макарова в спектакле «Когда цветет акация» в роли ведущей. Фото kino-teatr.ru
После войны Макарова вновь стала работать в БДТ. Копелян сделал это чуть раньше — как только театр вернулся из эвакуации после прорыва блокады. И больше они с БДТ не расставались.
Людмила Макарова сыграла на сцене Большого драматического театра почти восемь десятков ролей. Иногда, кстати, она играла вместе со своим мужем, например, в спектакле «Девушка с кувшином» по пьесе Лопе де Вега, где у Макаровой была роль Леоноры, а у Копеляна — Мартина. Но особенно всем зрителям запомнилась, конечно же, роль Людмилы Макаровой в спектакле «Ханума». К слову, в этом спектакле также был задействован и Копелян, игравший Микича Котрянца. Этот музыкальный спектакль впервые был показан на сцене БДТ еще в 1972 году. И выдержал после этого более трехсот представлений. А через шесть лет после премьеры, в 1978 году, он был даже записан для телевидения.
К сожалению, первого исполнителя роли Микича Котрянца уже не было в живых — Копелян скончался за год до записи, и в телеверсии играл Вадим Медведев. Но Хануму в исполнении Людмилы Макаровой мы, к счастью, можем видеть и сейчас.
Кадр из телевизионного спектакля «Ханума», 1978 г. Тэкле — Мария Призван-Соколова, Ханума — Людмила Макарова, князь Вано Пантиашвили — Владислав Стржельчик
Людмилу Макарову и до «Ханумы», разумеется, приглашали кинорежиссеры в свои фильмы. Всего она снялась более чем в сорока картинах. Правда, большая их часть — это телеверсии спектаклей, в которых она играла на сцене БДТ. Это и «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони, и «Мещане» по Горькому, и «Мертвые души» Николая Гоголя, и многие другие. Но были приглашения и в «обычные» кинофильмы. Так, еще в 1955 году она сыграла подругу Кати в популярнейшей кинокартине режиссера Владимира Венгерова «Два капитана», в 1957-м — маму «Козлика» в комедии «Улица полна неожиданностей» Сергея Сидилева, в 1963-м — Валентину в киноповести Владимира Шределя «Два воскресенья». Но главным делом для нее оставался театр. Она играла ведущие роли в чуть ли ни во всех спектаклях Георгия Товстоногова: Катя в «Пяти вечерах» Александра Володина, Анечка в «Океане» Александра Штейна, Лиза в грибоедовском «Горе от ума» , Наташа в «Трех сестрах» Чехова, Елена в «Мещанах» Горького, Анна Андреевна в гоголевском «Ревизоре»… К слову, специально для нее и Зинаиды Шарко в БДТ режиссером Юрием Аксеновым в 2009 году был восстановлен спектакль «Кошки-мышки». В нем Макарова продолжала играть практически до своей смерти, даже уже когда ей была нужна инвалидная коляска. В последний раз на сцену Людмила Макарова вышла восьмого мая 2011 года. Правда, здание БДТ было на ремонте, поэтому спектакль прошел в помещении театра имени Веры Комиссаржевской.
Людмила Макарова в роли Гизы в спектакле «Кошки-мышки»
В 1977 году Людмиле Макаровой было присвоено звание народной артистки СССР. В 1999 году Людмила Макарова стала лауреатом премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» — «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру». В 2001 году актрисе вручили знак народной признательности «Созидатель Петербурга». В 2006 году она была удостоена премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
Большой драматический театр имени Товстоногова. Этому театру Людмила Макарова служила почти три четверти века
Людмила Иосифовна Макарова скончалась 30 мая 2014 года. Гражданская панихида состоялась в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Прощание по воле актрисы прошло на сцене театра, где на время приостановили ремонт. Она была похоронена на «Литераторских мостках» Волковского православного кладбища, рядом со своим мужем Ефимом Копеляном.
Памятник на могиле Людмилы Макаровой на «Литераторских мостках»