Харассмент по-советски: Иван Пырьев и его женщины, самые красивые советские актрисы

Уже несколько лет у нас в обиходе прочно засело забугорное понятие «харассмент». У нас в стране олицетворением его стала Елена Проклова с примером про Табакова (о котором рассказала, уже когда объект скончался, ага). Хотя я считаю, что настоящим олицетворением мужчины, который злоупотреблял своим положением, у нас был кинорежиссер Иван Пырьев. Он тоже давно уже в мире ином, пик его творчества пришелся на 50-е, однако даже в те далекие годы он, сам того пока не зная, мог бы стать олицетворением харассмента.

Харассмент – назойливое ухаживание, физическое и психологическое нарушение личных границ в ситуации, когда один человек явно имеет больше власти, чем другой. Вот долго думала, какой синоним можно привести из русского языка. «Синдром вахтера» – нет, вообще про другое. «Домогательство» – не синоним, потому что не уточняется, что оно исходит от властного лица, от начальника, что несет особый психологический нюанс. В общем, если найдете синоним, пишите в комментариях. А я вот не смогла найти.

Будучи не самым красивым мужчиной, обладая тяжелым и мрачным характером, Пырьев успел побыть с самыми красивыми актрисами 50-х и 60-х.

Будучи не самым красивым мужчиной, обладая тяжелым и мрачным характером, Пырьев успел побыть с самыми красивыми актрисами 50-х и 60-х.

***

Человек был очень интересный, его судьбу впору экранизировать.

Иван Пырьев (1901 — 1968) появился на свет в Томской губернии Российской Империи. Сейчас там город Камень-на-Оби. Родители были крестьянами. Мальчику было три, когда отца убили в драке. Ваня остался на попечении деда-старообрядца Осипа Комогорова и уже в восемь лет начал работать пастухом.

Потом мать забрала 11-летнего Ивана с собой в городок Мариинск. Там у нее уже был новый супруг, торговец фруктами по фамилии Амиров. Подросток подрабатывал в лавках, продавал газеты и папиросы в поездах. Отчима терпеть не мог. Будучи горячим и своенравным подростком, в тайне от матери, 15-летний Иван сел в воинский эшелон и отправился на фронт. В Первой мировой войне он отличился большой храбростью в разведке, был удостоен Георгиевских крестов 3-й и 4-й степеней. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Ну а потом в его жизни появилось вино. Свою преданность «красным» он ранее доказал в бою своими делами, поэтому его цепляли. В начале 20-х Иван служил в 1-м Рабочем театре Пролеткульта, окончил актерское, а параллельно и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской Мейерхольда.

В 1931 году Пырьев работал над картиной "Партийный билет". Картину затребовал Иосиф Сталин, после чего признанный политически верным и актуальным фильм вышел большим тиражом и принес его создателю всесоюзную известность. Правда, потом Сталин передумал.

В 1931 году Пырьев работал над картиной «Партийный билет». Картину затребовал Иосиф Сталин, после чего признанный политически верным и актуальным фильм вышел большим тиражом и принес его создателю всесоюзную известность. Правда, потом Сталин передумал.

***

Первой его женой стала Ада Войцек. Увидев ее на экране, он влюбился, и поставил себе цель любым способ добиться взаимности. Добился. В 1931 году у пары родился сын Эрик. Однако, несмотря на якобы большую любовь, супермачо крестьянского происхождения беззастенчиво променял Войцек на Марину Ладынину. Правда, и этот брак ничуть не мешал ему встречаться с другими женщинами.

А что ж Войцек?… После брака с Пырьевым она утратила веру в человеческую порядочность и даже не делала попыток вступить в новый брак. Сын Эрик пустился по кинематографической дорожке, но далеко не продвинулся. Он выпустил лишь одну полнометражную документалку. Парень имел слабое сердце, еще и попивать начал. Скончался в возрасте 39 лет. Ада Войцик пережила и Пырьева, и сына. На старости лет ей пришлось поднимать внучку, ибо жена Эрика повесилась, оставив девочку сиротой.

***

Ладынина умела находить подход к нраву Пырьева. Он был взрывной, мог начать громко ругаться что на работе – прямо на съемочной площадке, что дома. Ладынина родила Андрея, когда Иван все еще был женат на Войцек. Узнав о сыне, он тут же его признал, но в итоге женился на Марине, когда мальчику уже было 8 лет. Мальчик рос в золотой, но крайне неблагополучной атмосфере.

Измены Пырьева Марина переносила тяжело. Из воспоминаний сына:

«Вообще, у отца с матерью были хорошие отношения, пока она не начала стареть. С возрастом мать всех стала ненавидеть — всех людей на свете! Почти каждый день такое случалось: вот она встанет утром, в зеркало посмотрит — все, дома скандал. Постоянно лаялась, раздражалась, была очень сварливой. Придиралась к любой мелочи»

***

Едва женившись на Марине, Пырьев закрутил рабочий роман с юной Людмилой Марченко. Режиссер выбил Марченко квартиру в строящемся для киношников кооперативном доме, и ходил туда к ней, как в свой второй дом. Глупенькая Людмила же привела туда своего второго любимого – геолога Владимира Березина.

Людмила Марченко

Людмила Марченко

***

Пырьев устроил в едва оборудованной квартире погром.
Дадим слово сестре Людмилы:

«Сестры дома не было. Тогда он взломал дверь и начал погром. Все, что он когда-то привозил любимой из заграничных командировок, полетело в помойные ведра. Потом ревнивец принялся ломать мебель. Нам позвонили испуганные соседи: «Приезжайте, тут Пырьев хулиганит!» — «Ну, так вызовите милицию!» — «Да вы что! Мы же его подчиненные, он нас потом в порошок сотрет…» Так никто и не вмешался. Вернувшись домой, Люда обнаружила полный разгром. Ей на гастроли ехать, а нет ни одной кофты, ни одной юбки, пришлось «занимать» у подруг. На рассказы соседей о том, что день назад тут творил Пырьев, она лишь улыбнулась. Я ей говорю: «Слушай, ты доулыбаешься! Дело кончится плохо. Ты
видишь, какой он псих ненормальный…»

Всесильный режиссер отдал негласный приказ по «Мосфильму»: «Марченко не снимать!» Вахтеры получили инструкцию не пропускать Людмилу через проходную. Позже Березин в припадке ярости изобьет ее, сломает ей нос и безнадежно испортит внешность. После этих перипетий, увы, ее актерская карьера заглохла.

***

Трагично закончилась и история другой музы Пырьева, Екатерины Савиновой. 25 апреля 1970, накануне Светлого праздника Пасхи, актриса покончила с собой. Молодая сибирячка, приехав в столицу с намерением стать актрисой, успешно училась и волей судьбы попала сниматься к Пырьеву. Начался роман, но Савинова позволила себе в итоге отшить начальника. Он ее за это возненавидел и «перекрыл воздух», она перестала получать роли. Потом в обход Пырьева, чуть ли не тайно, Савинову стал другой режиссер. Фрося Бурлакова прочно вошла в народное сознание. Савинова, наконец, стала кинозвездой. Вот только работать полноценно она, увы, не могла. Бруцеллез привел Катю к вялотекущей шизофрении. Ее и сейчас вылечить сложно, а уж тогда… уставшая от борьбы с болезнью Савинова, разодевшись в пух и прах, бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска.

Лионелла Скирда (Пырьева, Стриженова) и Иван Пырьев

Лионелла Скирда (Пырьева, Стриженова) и Иван Пырьев

***

Клара Румянова по праву считается голосом советской мультипликации. Без нее продукция «Союзмультфильма» просто непредставима. А ведь и ее творческий путь начинался с работы с Пырьевым…

Очень долго Клара от мультов открещивалась, желая кинокарьеры. Лишь когда вмешательство всесильного Пырьева закрыло актрисе дорогу на «Мосфильм», Румянова пошла туда, где ее давно ждали.

Но в 1953 году на Румянову обратил внимание Иван Пырьев. Он собирался ставить фильм «Испытание верности», проча на главную роль вчерашнюю студентку. Та же проявила строптивость. Пырьев вообще не терпел возражений, тем более от вчерашней студентки.
Он указал молодой актрисе на дверь.
Это означало безработицу.
И в 1962 Румянова поневоле переступает порог «Союзмультфильма», и так началась ее большая карьера по озвучке мультфильмов.

***

Еще одной жертвой Пырьева называют актрису Ольгу Бган.

Бган резко выделялась на фоне других молодых актрис. Не по годам могла сыграть бабскую горечь и усталость от жизни. Любимым писателем Пырьева был Достоевский, а у Бган наблюдался психотип именно его героинь. Дарование Бган требовало предельного внимания и специально написанных ролей. Когда девятнадцатилетняя девушка справляется с материалом, который играют после двадцати пяти, это дорого стоит.

В итоге Пырьев разочаровался и обиделся и на нее тоже. На «Мосфильм» Бган дорогу закрыли. После главной роли пошла какая-то не стоящая внимания мелочевка.

Иван Пырьев и Марина Ладынина

Иван Пырьев и Марина Ладынина

***

Последней женой Пырьева стала Лионелла Скирда. На момент знакомства с режиссером Иваном Пырьевым Лионелле было лишь девятнадцать лет. Тогда как самому Пырьеву почти шестьдесят! Разница в возрасте 37 лет (кстати, такая же разница и у Кончаловского с Юлией Высоцкой).

И знаете, Скирда стала для своенравного режиссера «черной вдовой». Не он ей испортил жизнь, как это всегда у него бывало с женщинами, а она – ему. Он ей испортить попросту не успел. В браке они пробыли шесть лет, и режиссер скоропостижно скончался.

Лионелла Скирда (Пырьева, Стриженова)

Лионелла Скирда (Пырьева, Стриженова)

***

Лионелла прекрасно понимала, что надо во всем соглашаться и во всем угождать Пырьеву. Что не помешало ей однажды влюбиться в молодого, красивого, талантливого Стриженова. Лионелла благоразумно подавила в себе эти чувства. Через много лет, уже после смерти Пырьева и официального статуса вдовы режиссера, она таки сольется со своей настоящей любовью в браке. Со Стриженовым они проживут вместе более 40 лет.

***

Вот такой был человек Иван Пырьев.

Вспыльчивость, страстность, импульсивность поступков, безоглядность. Это все черты «непростого характера» Пырьева. Он, действительно, часто думал не головой. Его несли эмоции.
Этот человек наломал кучу дров, обидел и сломал судьбы множеству женщин. В статье перечислены только те актрисы, которые таки выбились в известность. А было еще очень много тех, кто снимался у режиссера, но съемки эти так и остались пылиться на полках.