81 год назад — 6 февраля 1942 года — родилась советская и российская актриса Валентина Титова.
Предлагаю несколько ярких фрагментов-монологов Валентины Антиповны из нашего интервью — о карьере в кино, семье и мужьях-гениях.
Валентина Титова. Фото из открытых источников
Валентина Титова. Фото из открытых источников
Валентина Титова. Фото из открытых источников
«ОБО МНЕ БОЛТАЛИ РАЗНОЕ…»
— Детство я провела в Свердловске, куда в мае 1942-го эвакуировали нашу семью из подмосковного Калининграда. Там же, увлекшись самодеятельностью, страстно влюбилась в театр — в эту сказку, в «неземное волшебство открытия занавеса». И несмотря на то, что родители видели меня исключительно чертежницей на заводе, такую романтичную особу как я уже было невозможно остановить. Проработав год в Театре юного зрителя, я поступила в театральное училище при Свердловском драмтеатре.
На втором курсе я получила роль Натали — жены Пушкина. Роль главная, лакомая. Не всем это понравилось, как я сейчас понимаю. А тогда я ничегошеньки не понимала — почему каждый встречный и поперечный, включая моих сокурсников, распускает слухи, что я там с кем-то сплю: иначе, мол, нельзя получить такую роль. И я сбежала из Свердловска, бросив роль, бросив всё!
Я испугалась, потому что не умела обороняться. Я и сейчас не умею, а уж тогда тем более… На пару с подружкой мы решили лететь в Ленинград поступать в студию БДТ.
Валентина Титова. Фото из открытых источников
Помню, меня отвели в репетиционный зал к Георгию Александровичу Товстоногову. Он пристально посмотрел на меня, попросил почитать что-нибудь. Я прочла басню, потом «Перчатку» Шиллера. И он сказал, что берёт меня… Вот так, в маленьком репетиционном зальчике, решилась моя судьба. Уже через два месяца я была введена в спектакль «Идиот», где играла старшую сестру Александру, а на втором курсе мне дали главную роль в спектакле «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского.
А ещё через несколько дней я встретила свою любовь… Прилетела к родителям на каникулы в Свердловск, а там гастроли Театра им. Вахтангова. Пришла за кулисы знакомиться. Как увидела Славу Шалевича, меня замкнуло. И началось… Я очень любила Славу. Он в Москве — я в Ленинграде. Ну и что! Мы писали друг другу письма каждый день, мчались на короткие свидания. Почти год тайно ездила «якобы на пробы» в Москву — думала, что правду никто не узнает. Слава устроил мне встречу с Рубеном Симоновым — речь шла о том, чтобы мне продолжить учёбу в Щепкинском училище и быть рядом с любимым…
Но наши отношения со Славой не имели перспективы. Он на тот момент был женат, имел ребёнка и ничего предложить мне не мог. Поэтому, когда романтическая пелена спала, я приняла решение расстаться с Шалевичем. И тут в моей жизни возник Владимир Павлович Басов…
В. Титова и В. Басов. Фото из открытых источников
«БУДЕМ СНИМАТЬСЯ В ХОРОШЕМ ФИЛЬМЕ!»
Слава мне устроил кинопробу на «Мосфильме». Я познакомилась с Эльдаром Рязановым, снимавшим «Дайте жалобную книгу», пробовалась в «Гранатовый браслет» у Абрама Роома, после чего меня отвели на встречу с Басовым, который снимал «Метель». Басов поговорил со мной 5 минут и произвёл оч-чень странное впечатление. Он бегал передо мной, приговаривая: «Всё, решено! Будем сниматься в хорошем фильме! Будем сниматься!» Потом понёс несусветную чушь: «Вы одним лишь мановением ресниц будете покорять миры!» Помню, подумала: какой странный, наглый, самоуверенный человек! Какие «миры»? Сниматься-то всё равно не буду.
Гораздо позже мне рассказывали, как Басов после нашей беседы ворвался в одно из помещений студии, повторяя: «Всё! Я женюсь!» Ему возразили: «Это невозможно — у неё роман с Шалевичем!» «Так это же роман, — парировал Басов, — а я женюсь на ней!» Но я-то об этом ничего не знала! А пока я ночной «Стрелой» ехала в Ленинград, решилась моя судьба. Утром телеграмма за подписью Фурцевой о том, что я утверждена на главную роль в фильм Басова «Метель», лежала на столе Товстоногова. Я плакала — не хотела ни кино, ни Москвы, но это был приказ министра культуры. Я поняла, что это конец и я потеряла Георгия Александровича.
Через два месяца Басов приехал со своим приятелем, сценаристом Алексеем Леонтьевым, чтобы тот просил за него моей руки. Сам боялся! И это человек, который мог уговорить кого угодно! Конечно, решение я приняла не сразу — Басову ещё много времени пришлось «вертеться на пупе», завораживая меня… И всё же с Владимиром Павловичем я прожила 15 лет.
В. Титова. Фото из открытых источников
Потом мне всю жизнь задавали нелепые вопросы типа: «Как вы могли выйти за нелюбимого человека?» Помню, художник по костюмам на картине «Метель», сестра артиста Михаила Жарова, меня упрекала: «Валечка, как можно: Слава Шалевич женат, а вам такой человек предлагает руку и сердце. Да вы подумайте! Где ваша голова?!» Прошло чуть больше года, я уже сама приняла решение, и мне передали её же слова: «Видали, что делают эти молодые?! Вот так! И любовь им не нужна…»
Когда меня попрекают, что я всё в своей жизни делаю по расчёту, меня это ни капельки не оскорбляет. Ни капельки! Я всем советую: перед тем как что-то сделать, рассчитывайте, думайте. Решающим аргументом при принятии решения для меня было желание иметь дом, семью. Я очень устала скитаться по углам, устала от бездомной жизни! И Басов это вычислил. Когда меня спрашивали, намекая на его не самую выдающуюся внешность: «Как такой может понравиться?» — я только пожимала плечами. Нравиться может милый человек, а Басов ошеломлял. Стоило ему подойти — и через 10 минут все уже смотрели только на него. Грандиозная личность! Женщины от него просто млели — красота других мужчин блекла перед его красноречием. И любовь со временем пришла, и разницу в 18 лет я перестала чувствовать.
Валентина Титова и Владимир Басов, конец 1960-х.
«ВЫ У НЕГО СНИМАЛИСЬ? УБЕЙТЕ ЕГО!»
Потеряв театр, я страдала чудовищно! На первом просмотре «Метели» до истерики дошло – я рыдала. Не могла себя видеть на экране – это был провал, ужас, как мне казалось. Я поняла, что «вляпалась». Помню, в Западном Берлине продюсер, который покупал советские фильмы и демонстрировал их в своих кинотеатрах по всему миру, пригласил нас с Басовым в ресторан пообедать. Сидим за столиком, о чем-то беседуем, и вдруг он спрашивает: «А вы чем занимаетесь?» «Я — артистка», — говорю. Я же вообще умытая ходила до 45 лет, никакого макияжа. «А у него снимались?» — продолжает продюсер, кивая на Басова. «Да, в «Метели». «Так это вы? Убейте его!» Так плохо Басов меня снял.
Дело в том, что при природных внешних данных любая кинопромышленность «вытягивает» все. А в этой картине меня в кадре красили – у меня волосы «отвалились» после съемок. Пленка была плохая – красный цвет выступал на белых волосах почему-то. Костюмы были сделаны не на меня, не для моей фигуры, они же заранее проектировались на другую актрису. Выщипали половину бровей, чтобы омолодить меня – двадцатидвухлетнюю. Зачем? Так хотела художник по гриму, очень известный человек – «она Любовь Орлову гримировала»…
Но со временем кино меня захватило. В том числе — благодаря Басову. Мы стали настоящими единомышленниками, партнерами по съемочной площадке. И дело не в том, жить или не жить, спать или не спать с кем-то из режиссёров. Если у вас лицо Чурсиной, то кого возьмут? Разумеется, Чурсину! Её лицо рождено для кино — оно и народное, и очень женское, располагающее. Вся страна смотрит взахлёб! И ей не надо с кем-то спать… На Тихонова все взахлёб смотрели. Он что, спал с режиссёром?! А Евгений Леонов? От него же глаз не оторвать… И я до сих пор слышу комплименты за свои роли в фильмах «Щит и меч», «Опасный поворот», «Дни Турбиных». Надеюсь, заслуженно.
Валентина Титова на съемках х\ф «Дни Турбиных», 1976 год
«Я — ЖЕЛЕЗНАЯ!»
И Владимиру Басову, и моему второму мужу, великому кинооператору Георгию Рербергу, очень повезло со мной. Потому что я — железная! Если принимаю решение — я служу этому человеку. Это не меня носят на руках, а я ношу на руках. Оберегаю, помогаю во всём, ни о чём не спрашивая. Многие женщины говорили: «Подумаешь, принесла на съёмочную площадку мужу курицу!» Я отвечала: «А вы не заметили, что он жрать хотел, что у него к позвоночнику живот прилип?!» Все же хотят сияния, звёздности… Но у звёздных людей этого нет, их жизнь посвящена делу и в семье никто не блаженствует. Все вкалывают! Дело том, что работа близкого человека заключается в «пустяках», но если такого близкого человека рядом не будет – дохлый номер, ничего не будет.
Часто, особенно на всевозможных юбилеях, вспоминают Гену Шпаликова. Вот, знаете, его Бог «поцеловал» — это был сияющий талант. К сожалению, загубленный обстоятельствами. Я была свидетелем того, как в «Болшево», в Доме творчества нашем, многие очень известные люди его ловили за рукав: «Ген, подскажи хоть фразу-две, чтобы подтолкнуть… сценарий не идет». И те же известные люди через два дня решили вышвырнуть его из «Болшево», хотя ему негде было жить. «Потому что Новый Год и он будет портить антураж!» Люди – жестоки, страшны. А была бы у него нормальная баба… Помню, он говорит: «Валь, найди мне такую, как ты!» А я тогда в Москве вообще никого не знала, ни с кем не общалась, потому что у меня был один человек – Басов, которому слова лишнего нельзя сказать, которого надо оберегать.
Что бы ни говорили «доброжелатели», я Басова любила и уважала. У меня была идеальная семья, прелестные дети. Мы оба не могли жить без работы. И вдруг наша жизнь обрушилась…
Когда я выходила за него замуж, до меня доносились обрывки разговоров о его проблемах с алкоголем. Но я-то сама никогда с этим не сталкивалась. Мы приходили в ресторан, он заказывал мне вино, себе воду. 12 лет человек вообще не пьёт! Но вот он уехал на съёмки фильма «Бег» Алова и Наумова, и там его совратили. Мы обычно вместе мотались в творческие поездки, а тут впервые он поехал один. Алексей Баталов ему сказал: «Володенька, тебе нужны женщины. Ты — режиссёр!» И посоветовал завести там амур. Басов завёл. Володю привезли со съёмок еле живого. Я когда встретила поезд и увидела его в беспомощном состоянии, ничего не поняла, сначала пыталась справиться сама. Но потом наступил момент, когда у меня опустились руки: всё, что составляло мою гордость и моё счастье, рухнуло.
Многие же до сих пор считают, что я бросила Басова. Но как можно бросить пятикомнатную квартиру в кремлёвском доме? Как можно бросить двоих детей? Когда меня спрашивали, как ты могла, я отвечала: «Я выбросилась из горящего танка!» Если человек 24 дня в запое… Умоляла, просила — двое же детей! Звонят люди: «Валечка, привезите его…» А его везти нельзя. Он же ещё начал рассказывать на каждом шагу, что якобы ко мне ходят какие-то мужики, что я раздаю своим любовникам его обувь и рубашки, что я проститутка и такая-сякая. Терял одежду, забывал борсетки с документами, деньгами — во всём обвинял меня… У него же всё «съезжало», когда он пил. Кто всё это выдержит?! А кому я это расскажу и кто в это поверит?! И потом, я ушла не сразу. Три года старалась спасти наши отношения, маялась — вытаскивала его. В результате здоровье своё надорвала так, что попала в онкологический центр на Каширке…
Так жить дальше было невыносимо. Это был уже не тот Басов, которого я полюбила. Я попросила у него развода, сняла квартиру. Но Басов уговорил детей (Саше тогда было 13 лет, Лизе — 8) остаться с ним: мол, тогда мама успокоится, вернётся и всё будет по-старому. Потом подал на меня иск в суд о лишении материнских прав. Меня запретили снимать…
Но я не вернулась. Да, мне развод с Басовым до сих пор инкриминируют как предательство. Всем нравится любить Басова после смерти. Любили бы так живым.
«Дни Турбиных»
«ВСЕГДА ТЯНУЛО К ГЕНИЯМ»
Часто говорят, что я ушла от Басова из-за Георгия Рерберга. Это неправда! Да, с гениальным оператором, снявшим фильмы «Первый учитель», «Дворянское гнездо», «Зеркало» и многие другие, я познакомилась во время брака с Басовым — на съёмках фильма Таланкина «Отец Сергий». Но между нами ничего не было, пока я не развелась. Для меня невозможно начать отношения с одним, не закончив с другим. Просто в тот момент и у него, и у меня в жизни был нелёгкий период. Однажды он пришёл и… остался. Правда, предупредил, что в отношениях с женщинами у него установка: пара месяцев, и всё — конец романа. Помню, в ответ я сказала: «А по-моему, это надолго!» «Почему ты так думаешь?» — удивился Рерберг. «Я не думаю — знаю!» В итоге мы прожили вместе 22 года, и Гога в последние годы часто вспоминал тот разговор и удивлялся: «Ну откуда ты знала? Откуда?»
Со вторым мужем Георгием Рербергом. Фото из открытых источников
Меня всегда тянуло к гениям и оба моих мужа таковыми были. Басов как режиссер во многом был первопроходец. А Рерберг? Я очень люблю пересматривать его картины «Первый учитель», «Дворянское гнездо», «Звездопад». Очень красиво снято – я чувствую аромат. У Рерберга вообще есть сцены, которые можно показывать без фильма целиком. И внизу подписывать, допустим, «Живая картина. 1941-1945 гг.» Все ясно: мальчишки, море, без окон проем… И боль, обреченность. Слов не надо – уже ясно про что.
Наши с Басовым дети давно выросли. Сын Александр — сценарист, поэт, кинорежиссёр. Дочь Лиза закончила балетное училище имени Вагановой и ГИТИС. Есть ещё внучка Ариадна. Моё счастье, моя любовь — занимается гимнастикой, танцами и музыкой. Она всё хочет! Этим похожа на Басова. Любит баню, готовить, мыть посуду, ходить по театрам и музеям, путешествовать. Этим похожа на меня.
Меня часто спрашивают, какие свои работы считаю самыми-самыми… А я не хочу себя оценивать — всё-таки более 100 картин за плечами. Каким-то искусствоведам эти роли кажутся мелкими — да ради бога! Всё равно это был путь познания — мира, других людей, более совершенных, нежели я, умных, талантливых. Благодаря кино такой цветник я встретила — с ума можно сойти!
С детьми и внучкой. Фото из открытых источников