«Я никогда не ходила «по трупам». Алена Яковлева о тернистом пути в профессию и романе с Андреем Мироновым

С А. Мироновым. Фото из открытых источников

А. Яковлева. Фото из открытых источников

Народная артистка России, ведущая актриса театра Сатиры, обладательница обворожительной внешности, уникального чувства юмора и зеленых глаз, способных свести с ума кого угодно, живет яркой и полной жизнью. Ее многочисленные замужества, романы, несколько громких разводов, взлеты, невзгоды и яркие некиношные приключения, так и просятся быть изданными отдельной книгой. Чего стоит хотя бы история, когда один из ее мужей, ради примирения, разместил напротив Театра сатиры громадных размеров билборд с ее фотографией и «скромной» надписью «Актрис много — она одна». Но главное ее достижение в том, что всех своих успехов в профессии она достигла не благодаря известной фамилии, а сама. Потому что умна, красива, образована, трудолюбива и очень талантлива.

А. Яковлева. Фото из открытых источников

А. Яковлева. Фото из открытых источников

По случаю дня рождения (2 июня) предлагаю интервью Алены Яковлевой 2011 года, сделанное к ее 50-летию.

СБЕЖАЛА С ЖУРФАКА МГУ

— Алена, как вы думаете: почему режиссеры любят вас снимать в ролях разного плана…

— Стервозных дамочек? (Смеется.)

— Ну да! Ангельская внешность плюс неангельский характер – великая сила и адская смесь!





— Не знаю, хорошо это или нет, но я действительно переиграла в последнее время целую галерею женщин, скажем так, с непростой судьбой – подлых, стервозных жен, жестоких матерей, прокуроров, следовательниц и даже бомжиху. Всех их я стараюсь оправдать, но сама в жизни никого не предавала, не плела интриг и не «ходила по трупам», хотя некоторые из моих героинь делают это ежедневно.

— А сами сталкивались с интригами против вас? Например, в родном театре.

— Нет, я человек очень позитивный. Не вступаю ни в какие конфликты и меня никто не «ел». Может, мне просто повезло — театр у нас не интригабельный.

Маленькая Алена на руках у отца, Юрия Яковлева. Фото из открытых источников

Маленькая Алена на руках у отца, Юрия Яковлева. Фото из открытых источников

С мамой - врачом по профессии Кирой Мачульской. Фото из открытых источников

С мамой — врачом по профессии Кирой Мачульской. Фото из открытых источников

– Вы после школы три года отучились на журфаке МГУ и только потом отнесли документы в Щуку. Почему?
— Не могу сказать, что я прямо-таки с пеленок мечтала стать актрисой. Об этом мечтала моя бабушка Елена Михайловна Чернышова. Удивительная женщина, она когда-то училась вместе с Еленой Николаевной Гоголевой, много лет проработала актрисой в провинции и 13 лет в МТЮЗе. Жизнелюбка, прожила 94 года… Так вот она тайком таскала меня на «Мосфильм» на какие-то пробы. И видно гены, включая бабушкины, сделали свое дело: став постарше, я «заболела» театром.

А почему не поступала сразу? У меня были очень строгие родители, особенно мама. Они никогда не хотели, чтобы я стала актрисой. Мама – врач, мой отчим Николай Иванов был известный журналист-международник. А я девочка была крайне скромная, робкая, нерешительная, закомплексованная и о том, что хочу стать артисткой даже заикнуться не могла. На семейном совете решили, что мне неплохо бы поступать на журфак МГУ. И я безропотно поступила. Плакала по ночам, но училась.

Спасло то, что в МГУ был студенческий театр (в свое время там играли Алла Демидова, Александр Филиппенко, Ролан Быков). Там работал Роман Григорьевич Виктюк. Я сразу же туда пошла, сыграла свои первые роли и вскоре поняла, что от судьбы не уйти – я буду поступать в театральный. После 3-го курса подговорила знакомого аспиранта выкрасть мои документы из деканата и тайком пошла сдавать экзамены в училище имени Щукина.

ОДИННАДЦАТЬ ЕРМОЛОВЫХ

— Говорят, в свое время ректор этого вуза Владимир Этуш с напутствием «Идите, молодой человек, идите. Вас ждут заводы!» «забраковал» вашего отца…

— Да, известная история… (Смеется.) Папа был настолько застенчивым, что явно терялся в толпе ярких и раскованных абитуриентов. А моя история такова. Когда я маму все-таки поставила перед фактом, она попросила своего знакомого, который преподавал в Щукинском, прослушать меня, чтобы понять, есть ли у меня хоть какие-нибудь актерские способности. Знакомый послушал и сказал: «Если на вступительные экзамены придут двенадцать Ермоловых, то мы Алену не возьмем. А если всего одиннадцать, то возьмем». И видимо, «Ермоловых» пришло одиннадцать, потому что меня взяли. В результате я училась «на два фронта» — на актрису и журналистку одновременно, даже получала две стипендии. И, кстати, не жалею: все полученные знания мне в жизни пригодились. На журфаке я даже выучила испанский язык.

— Если честно, фамилия вам помогала в профессии или мешала?

— Я, конечно, горжусь своим отцом, он гениальный актер, но он ушел из семьи, когда мне было восемь месяцев, меня воспитывал другой человек. Мы с ним виделись крайне редко. По блату он меня никуда не устраивал. А фамилия? В театре ты должен доказывать свою состоятельность непосредственно зрителям. И тут никакой блат не спасет. Если завалишь одну роль, вторую тебе уже никто не даст…

Я роли никогда не выпрашивала, по инстанциям не ходила, как о нас написала в своей книге «Андрей Миронов и я» Татьяна Егорова. Ну, разве что главный режиссер Плучек пару раз ущипнул за коленки молодых актрис и меня в их числе. (Смеется.) И характер у меня абсолютно свой, я — Близнец, и мой характер переменчивый. Хотя… Безусловно, что-то я взяла от родителей. Даже Ольга Александровна Аросева говорила: «Как странно, ты же никогда с Юрием Васильевичем не жила, но у тебя его манеры, жесты, его интонации в речи проскальзывают, походка — все абсолютно отцовское».

С отцом. Фото из открытых источников

С отцом. Фото из открытых источников

В АНДРЕЯ МИРОНОВА НЕЛЬЗЯ БЫЛО НЕ ВЛЮБИТЬСЯ

— Кстати… Упомянутой вами замечательной Ольге Александровне Аросевой принадлежит ставшая уже крылатой фраза: «Театр жив тогда, когда в нем есть романы!» Вы с ней солидарны?

— Когда я пришла в театр Сатиры, Валентин Николаевич Плучек сразу меня предупредил: «Алена, будь осторожна! У нас тут столько красавцев!» Я, скромно потупив глаза, ответила: «У меня на первом месте искусство!»Но с Ольгой Александровной трудно не согласиться.Одну историю у нас рассказывают как легенду Театра Сатиры. В каком-то городе, поселившись в гостинице, гастролеры долго не могли угомониться и всю ночь ходили друг к другу в гости, так что к утру уже запутались, в каком номере кто остановился. Пожилая горничная, не выдержав, воскликнула: «Господи! А семьи-то у вас есть?» Сейчас, к сожалению, этой ауры влюбленности в театре уже нет.

С А. Мироновым. Фото из открытых источников

С А. Мироновым. Фото из открытых источников

— Тем не менее, вам приписывают романы с коллегами. Например, непродолжительный, но бурный роман с Андреем Мироновым.

— Я бы так не формулировала, хотя думаю, он был мною увлечен. К тому же в Андрея нельзя было не влюбиться: гениален, галантен, одет с иголочки — он был безумный аккуратист. Уже на служебном входе можно было безошибочно определить, что Миронов в театре — пахло прекрасным одеколоном и дорогими сигаретами.

Я пришла в театр за два года до его смерти, и Миронов сразу же взял меня в свой последний режиссерский спектакль «Тени» по Салтыкову-Щедрину. Я только что окончила училище, толком ничего не умела и очень боялась репетировать с ним — он ведь звезда, кумир, на 18 лет старше. Помню, «изгалялся» Миронов надо мной с пристрастием, каждый раз приговаривая на репетиции: «Нет, ее нужно заменить!» Я дрожала и постоянно обещала: «Все сыграю, Андрей Александрович, клянусь!». Он смеялся: «Когда сыграешь? Уже билеты все раскуплены!» Мы успели сыграть всего пятнадцать спектаклей…
Как вы понимаете, я не могла им не увлечься. Ухаживал он невероятно красиво. Встреча с таким человеком — огромный подарок судьбы. Тот период вообще был счастливейшим в моей жизни.
— А можете назвать самый трудный период?

— Несколько лет назад, после последнего развода, мы с дочкой остались на пяти тысячах моей зарплаты в театре. Решала, что купить на последние деньги – Маше фрукты или себе колготки. Ничего, выжили. В моей жизни всегда были очень контрастные полосы, и я боялась, как ни странно, именно хороших — когда все распрекрасно. Не по себе уже от одной мысли, что что-нибудь может случиться. Но меня спасает, что я по жизни неисправимый оптимист!

Алена Яковлева в роли Гурмыжской в спектакле Театра сатиры «Лес». Фото Сергея Милицкого

Алена Яковлева в роли Гурмыжской в спектакле Театра сатиры «Лес». Фото Сергея Милицкого

С Максимом Авериным и Юрием Васильевым в спектакле «Лес» Театра сатиры

С Максимом Авериным и Юрием Васильевым в спектакле «Лес» Театра сатиры

КРУГЛОЛИЦАЯ ХОХОТУШКА

— На какие жертвы вы готовы ради хорошей роли?

— Что касается внешности – любые. Я училась у Владимира Этуша, он как-то сказал: «Ты у нас такая хорошенькая, давай-ка мы тебя подпортим». И подпортил. В спектакле «Завтрак у предводителя» по Тургеневу я играла тетку, здорово засидевшуюся в девках. Ну и приладила длиннющий нос. Делать сложный грим естественно не умела, поэтому нос начал отклеиваться и чуть было не свалился в зрительный зал… В студенческие годы я часто играла комических старух, старых дев. Приделывала себе то нос, то уши, то хромала…

— А как же главный козырь женщины – красота?

С Владимиром Балоном на съемках фильма "Возвращение мушкетеров", 2009 год. Фото из архива В. Балона

С Владимиром Балоном на съемках фильма «Возвращение мушкетеров», 2009 год. Фото из архива В. Балона

— К своей внешности, как и к себе самой, отношусь иронично. Никогда не считала себя хорошенькой, даже напротив. Зато всегда была общительной, веселой и жизнерадостной. Но упаси Бог, не роковой красавицей, как меня нынче нарекают! Просто после 30-ти, когда я родила Машку, сильно внешне изменилась, причем без пластики. Все скрытое вдруг как-то хорошо обозначилось. До этого я была сбитенькой круглолицей хохотушкой.
— В ходе съемок какие-нибудь необычные навыки приходилось осваивать?
— Например, в сериале «Держи меня крепче» я играла директора школы бальных танцев. Я и по жизни — танцующий человек, но ведь хозяйка школы должна танцевать просто шикарно! Было непросто, но, в итоге, надеюсь, мне это удалось. В плане профессии я человек целеустремленный и очень упорный. Готовясь к съемкам в картине «Возвращение мушкетеров», я полгода занималась фехтованием, конным спортом — и все получилось.
— За последнее время вы снялись в семи проектах. С руководством театра по этому поводу конфликтов не бывает?

— А какие могут быть конфликты? Я никогда не подвожу театр, съемочный график строго подстраиваю под свой репертуар, и театр идет мне навстречу. Активно снимающийся популярный актер – это всегда плюс театру, поэтому запрещать сниматься глупо.

— К тому же самому актеру надо зарабатывать…

— Да! Мы – люди пугливые, мое поколение 15 лет сидело без кино, без телевидения, без сериалов — в абсолютной нищете. И мы настолько генетически помним это время… Вот я снялась в 1987-м – и все, был период провала. А это был самый творчески активный возраст. Все те роли молодых героинь, которые я могла бы тогда сыграть, я уже никогда не сыграю. И точно так же все мое поколение талантливых, очень одаренных людей театральных, которые просто многие погибли, многие спились.

У нас, к сожалению, такое государство, что людей культуры недостаточно ценят, особенно в старости. И никаких гарантий, что мной будут заниматься, когда мне будет за 80, нет, и не будет. Слава богу, что у нас Театр Сатиры такой, что своих не бросает.

— Некоторые театральные актеры принципиально не снимаются в сериалах, считая их низкосортным продуктом…

— Я так не считаю. Во-первых, сериал сериалу рознь, во-вторых, существуют хорошие команды. Хорошие режиссеры. С ними приятно и интересно работать. Не снимаются в сериалах те, кого не зовут. И потом я же не снимаюсь во всем подряд. Я достаточно часто отказываюсь.

— От чего, например?

— Не хочу играть убийц. Было несколько предложений сыграть женщин настолько мерзких и отвратительных, что, не колеблясь, их отвергла. Да и по качеству материала всегда смотрю. Иногда попадаются ужасные тексты, сомнительные режиссеры и условия сложные. Масса минусов. Но при всем при том, сериалы для меня — это все равно творчество. Глупо всерьез рассчитывать, что завтра позвонят от Люка Бессона и предложат в его фильме главную роль. Да никогда в жизни не предложат! И что ж я буду всю жизнь ждать невероятных предложений. Я же пришла в эту профессию, должна реализовывать свои возможности.

– У вас есть список ролей, о которых вы мечтаете?
– Есть, но я ни за что не скажу, какие роли в этом списке. Скажу только, что я люблю характерные роли, которые дают возможность… придуриваться.

Алена Яковлева с дочерью Марией Казаковой. Фото из открытых источников

Алена Яковлева с дочерью Марией Казаковой. Фото из открытых источников

ВНУЧКА – ДОЧКА ПЕРВОЙ ДОЧЕРИ БЫВШЕГО ВТОРОГО МУЖА ПЕРВОЙ БЫВШЕЙ ЖЕНЫ

– Сейчас актрисой стала ваша дочь Маша. Вы хотели, чтобы династия продолжилась?
– Если честно, не особенно хотела, чтобы она была актрисой. Но дочь все время крутилась в театральной среде, потом ее пригласили сниматься в нескольких сериалах, потом она прошла кастинг в сериал «Кармелита» – и все стало ясно. В итоге она поступила на курс к Павлу Любимцеву. Я рада, что Маша нашла себя.

– В вашей дочери столько актерских кровей намешано – как минимум трех народных артистов…

Михаил Михайлович Державин как-то на одной телепередаче поставил ведущего в тупик, задав каверзный вопрос: «В каком родстве находятся Козаков и Державин?» Все были в недоумении. «Его внучка является дочкой первой дочери бывшего второго мужа первой бывшей жены Державина», — расшифровал он свой «ребус».

— Ваша личная жизнь тоже похожа на ребус. Вы-то сами его разгадали?

— После трех браков и всех жизненных перипетий я поняла одно: мне вообще не очень везло с мужчинами. Пока не получилось заиметь крепкую мужскую спину, за которой многие проблемы решаются легче. Я не имею в виду материальный достаток, никогда не выбирала мужчин по толщине их кошельков. Порой думаю, а не виновата ли сама во всех разрывах? Может, отдавая львиную долю чувств профессии, я не умела растворяться в мужчинах? А может быть, я просто не умею выбирать мужчин?

— ?!

— Отсюда вывод: теперь буду серьезнее и осмотрительнее. Но пока думать о чем-то серьезном мне просто некогда. Моя жизнь в последние несколько месяцев проходит в разъездах.

— Вы назвали себя неисправимой оптимисткой. Как вы это ощущаете?

— Я оптимист и жизнелюб. В жизни очень много интересного. Да, чего-то не хватает: гармонии, прочности, покоя… Истинной любви не хватает. Зато есть любовь к детям, есть профессия, есть творчество, можно много от чего получать удовольствие. Я в этом смысле счастливый человек.

— Вы так грустно сказали о несыгранных в самом цветущем возрасте ролях героинь. Возрастные роли вас не смущают?

— Я жизнь оцениваю реально! В театре я начинала с комических старух, ими же и закончу. Так что возраст мне не страшен. Никуда от характерных ролей не денешься, ну пять, ну десять лет еще красавиц поиграть можно. За последнее время я уже восемь мам сыграла! И, смеясь, говорю подругам: «Девочки, а чего расстраиваться, через лет пять вообще бабушек играть будем!

А. Яковлева. Фото из открытых источников

А. Яковлева. Фото из открытых источников