Обыкновенное чудо: как снимали новогодний фильм «Приходи на меня посмотреть»

кадр из фильма "Приходи на меня посмотреть"

кадр из фильма «Приходи на меня посмотреть»

Шедевральный и любимый многими фильм «Обыкновенное чудо» в главных ролях которого снялись Олег Янковский, Ирина Купченко и Екатерина Васильева не имел продолжения. Вместо него трио блистательных актеров однажды снялись вместе в новогоднем фильме «Приходи на меня посмотреть», истории, как одна маленькая ложь во благо превратилась в обыкновенное чудо.

Снимать фильмы в одной декорации и заставить зрителя не сводить глаза с экрана — это искусство. Такое может только настоящий мастер, поскольку наскучить зрителю просто. Стало быть, для зрителя должно быть абсолютно не важно, что картинка не меняется, если в кадре прекрасные актеры ведут прекрасные диалоги. Именно диалоги, а не текст. Тогда шутки становятся крылатыми, уходят в народ и делают фильм бессмертным.

Фильм сняли по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала», которая с успехом шла и продолжает идти в российских театрах. Сюжет незатейлив: в простой квартире тяжело больная женщина в инвалидном кресле начинает жалеть, что ее дочь отдала всю жизнь матери, пожертвовав личным счастьем. В это время в квартиру звонит перепутавший адрес бизнесмен, и тогда дочь выдает его за своего ухажера, вовлекая гостя в свой невинный обман, который с каждой минутой лишь набирает обороты. Но после этой лжи пожилая женщина чувствует себя все лучше и лучше, и потому надо врать дальше.

Идея снять фильм по пьесе «Пока она умирала» появилась во время съемок «Крейцеровой сонаты», где главную роль играл Олег Янковский, а оператором был будущий режиссер Михаил Агранович. Янковский и Агранович, решив дебютировать в кино в качестве режиссеров, выбрали трогательную рождественскую сказку, замешав ее на звездном составе: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко, Олега Янковского и молодой ленкомовской актрисы Натальи Щукиной. Четыре персонажа и одна декорация. Дешево и сердито. Но до воплощения в жизнь идеи должно было пройти целых 12 лет. Поговорив друг с другом Агранович и Янковский обсудили замысел и благополучно о нем забыли.

Ириа Купченко и Олег Янковский

Ириа Купченко и Олег Янковский

Однако мысль засела у Аграновича в голове. В самом деле, телевидению не хватало новогодних фильмов, одной «Иронией судьбы» сыт не будешь. Янковскому хотелось снять добрую светлую сказку, поскольку в потоке мрачного кинематографа этого явно не хватало. Когда Агранович посмотрел пьесу, решение было принято. Осталось подобрать актеров.

Главного героя, конечно же, сыграл сам Олег Янковский. Не возникло никаких проблем с лже-дочкой, ее роль досталась Наталье Щукиной. Сама актриса уверяет: несмотря на то, что она служила вместе с Янковским в «Ленкоме», никакого блата у нее не было, она прошла пробы на общих основаниях. Оставались две главные героини.

Наталья Щукина

Наталья Щукина

Умирающую старушку в инвалидной кресле могли сыграть и Инна Чурикова, и Анна Каменкова, но Янковский вспомнил об Екатерине Васильевой, и тогда вопрос был решен. Оставалось только убедить саму Васильеву. На тот момент она уже редко снималась и обсуждала каждую роль со своим духовным отцом. Иногда глубоко верующей актрисе приходилось возвращаться в профессию, чтобы кормить семью. Духовный отец разрешил Васильевой сниматься, а сама Екатерина была в некоем недоумении: она рассчитывала, что будет играть не мать, а дочь. Васильева советовалась с Янковским, переживала, что не сможет органично сыграть старуху, на что Янковский ответил ей: «Не такая уж ты и молоденькая».

Безусловным успехом стало приглашение на роль Татьяны Ирины Купченко, что уже играла в паре с Янковским в «Обыкновенном чуде». При этом Купченко, будучи лишь на три года моложе Васильевой, отлично вписалась в эту историю. Впрочем, в оригинальной пьесе всем персонажам было на 20 лет больше.

Екатерина Васильева

Екатерина Васильева

Самой сложной сценой была та, где герой Янковского должен бы влепить Купченко пощечину, из-за этого возник даже конфликт с режиссером. Но Янковский категорически отказывался бить женщину по лицу, поэтому в кадре зритель слышит только хлопок, а затем ошеломленное лицо Купченко.

Происходили во время съемок и забавные ситуации. Например, по сценарию, Ирина Купченко должна была открыть шампанское и немного облить Янковского. Сцену снимали несколько раз, а режиссеры галантно открывали бутылки, не позволяя это сделать Ирине, пока одна из пробок не выстрелила так, что шампанское залило Янковского с ног до головы, что невероятно его рассмешило, несмотря на испорченный костюм. Через минуту хохотали все, а Агранович велел не прерывать съемку. Именно эти кадры и вошли в фильм.

Алкоголя вообще было много не просто так. Производители спиртного были спонсорами картины, потому герои так часто и произносили название и шампанского, и коньяка. А еще героиня Купченко лечила гастрит героя Янковского кашей «Быстров», что недавно появилась на рынке.

Иван Янковский

Иван Янковский

Мальчика, что разбрасывал шкурки от бананов на лестнице сыграл тогда еще совсем юный внук Олега Янковского – Иван Янковский, третий представитель актерской династии в той семье. Тогда еще никто не мог предположить, что Иван Янковский станет настоящей звездой. Хотя… Дед – Олег Янковский, отец Филипп Янковский, мать – Оксана Фандера. Кем еще мог стать Иван?

Фильм «Приходи на меня посмотреть» получился по-настоящему милым и пользовался большим успехом, но для Олега Янковского он так и остался единственной режиссерской работой. Янковскому хотелось творить, а не бегать по кабинетам и выбивать деньги в Минкульте. Для актера это было унизительным. К тому же на тот момент Янковский уже серьезно болел, у него обнаружили онкологию. В 2009 году Олег Янковский умер в возрасте 65 лет. Не будь он болен, возможно на экраны появились бы и другие его фильмы.

Олег Янковский и Ириа Купченко

Олег Янковский и Ириа Купченко

А вот автор пьесы Надежда Птушкина фильмом осталась недовольна. Особенно драматургу не понравилось название. Не понравилось Птушкиной и то, что фильм превратился в милую комедию.

«Я писала историю о том, как женщина лжет, чтобы исправить свою жизнь. Я не верю, что существует спасительная ложь. Потому моя «лгущая» героиня все быстрее и быстрее движется к катастрофе, увлекая за собой и другие жизни. Так почему же тогда хороший финал? Потому что есть человек, Софья Ивановна, которая верит. И эта пьеса о том, как вера способна спасти всех и вся, способна «сдвинуть горы», — поделилась своим мнением Птушкина.

Драматург уверена: не отойди режиссер от первоначального замысла, получился бы шедевр. Зрители же решили иначе и в новогодние праздники стабильно и с удовольствием смотрят картину «Приходи на меня посмотреть».