Елена Октябревна Цыплакова родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде. Народная артистка РФ известна зрителям по роли Кэтти в музыкально-приключенческой ленте «Д’Артаньян и три мушкетера», также она исполнила главные роли в молодежных мелодрамах «Школьный вальс» и «Не болит голова у дятла», появилась в приключенческой трехсерийной ленте «Клуб самоубийц, или Приключения принца титулованной особы», музыкальной комедии «Мы из джаза» и многих других фильмах, ставших классикой отечественного кинематографа.
Елена Цыплакова.
Ее отец был художником, занимался промышленной графикой: разрабатывал дизайн этикеток, упаковок, а для души писал картины маслом. Работал дома, поскольку на фронте получил серьезные ранения и ходил с палочкой. Мама Зоя Васильевна была фельдшером по образованию, но сменила профессию, чтобы помогать отцу и тоже стала графиком.
Мама звала отца Окой, а вообще-то его имя было Октябрь, Октябрь Иванович. В 1925 году, когда он родился, считалось модным давать детям такие имена. Елена шутила: «Спасибо, что трактором не назвали, а то мне пришлось бы носить отчество не Октябревна, а Тракторовна».
Родители Елены Цыплаковой.
Отец Елены — единственный из всех питерских промышленных графиков получил медаль «За доблестный труд». Лена не была единственным ребенком в семье, у нее был старший брат Андрей.
В детстве Елена занималась легкой атлетикой, плаванием, фигурным катанием, ходила в художественную школу. Из школьных предметов больше всего увлекалась математикой.
Необычайно привлекательная, с очаровательной улыбкой, с пикантной мушкой над верхней губой, с чертовщинкой в озорных глазах — она неизменно привлекала внимание.
Юная Елена Цыплакова.
У отца Елены был коллега художник-график Николай Юдин. Однажды он приехал к Цыплаковым по делам вместе с женой — кинорежиссером Динарой Асановой. Потом они часто заходили в гости. Асанова сразу обратила внимание на красивую и артистичную юную Лену. Прошло около года. Однажды Динара сказала:
— Запускаюсь с фильмом о твоих ровесниках. Он называется «Не болит голова у дятла». Хочешь попробоваться на главную роль?
— Конечно хочу!
Пробы прошли успешно. Дебют в кино состоялся, Елена сыграла Иру Федорову, главную героиню. Лена начала зарабатывать на съемках в кино с четырнадцати лет и сразу почувствовала себя взрослой. Сказала родителям: «Теперь будете мне все покупать на мои деньги». После успешного дебюта Елена снялась еще в нескольких фильмах.
На съемках «Не болит голова у дятла» она подружилась с Екатериной Васильевой, игравшей классную руководительницу. Девочке запали в душу ее слова: «Если хочешь быть настоящей актрисой, нужно работать в театре. Кино только использует то, что нарабатывается на сцене. В театре есть возможность творить, каждый раз привносить в роль что-то новое».
«Школьный вальс».
В 1976 году Цыплакова переехала в Москву и поступила в ГИТИС. На первом курсе девушку чуть не отчислили за провинность, она уехала на съемки «Ненависти» и не успела на «картошку». Михаил Козаков убедил руководство оставить талантливую студентку. Сниматься во время учебы, как в большинстве театральных вузов, в ГИТИСе запрещалось.
На втором курсе Лену пригласили на пробы в картину «Школьный вальс»». Прочитав сценарий, она решила, что обязательно должна играть. Ей очень понравились история и характер главной героини Зоси. Режиссер Павел Любимов потом рассказывал: «Когда появилась Цыплакова, я сразу понял — ее роль». Ее партнером стал однокурсник Сергей Насибов. Катя Дурова сыграла медсестру в больнице, куда Зося приходила на аборт.
Ее представления о героине Зосе не совпадали с концепцией режиссера. Главным камнем преткновения стал финал. У Павла Григорьевича было ощущение, что Зося и Гоша сойдутся, у них все наладится. А Лена доказывала: «Такого быть не может! Зося максималистка по натуре. И совсем девчонка. Она стала матерью, но не успела повзрослеть». В результате финал фильма остался открытым.
«Школьный вальс» долго не выпускали на экран. Предварительный показ состоялся на съезде учителей, и там картину сочли аморальной: решили, что после нее все десятиклассницы тут же начнут рожать. Как ни странно, помог комсомол. Просмотр «Школьного вальса» превратили в своеобразную воспитательную акцию. Учеников водили в кинотеатры целыми классами в сопровождении представителей родительских комитетов и потом устраивали обсуждение.
Цыплакова обрела любовь зрителей и популярность совсем юной, сыграв яркие роли в фильмах «Ключ без права передачи», «Шаг навстречу», «Школьный вальс».
Обстановка в ГИТИСе сложилась не лучшим образом после участия Елены в очередных съемках, и она перевелась во ВГИК, сдав экстерном 14 экзаменов. Еще студенткой она начала работать в Малом театре — благодаря «Школьному вальсу». На съемках Цыплакова познакомилась с ведущими актерами Малого — Натальей Вилькиной и Юрием Соломиным, они играли родителей Зоси.
«Д’Артаньян и три мушкетера».
Замуж в первый раз актриса вышла рано, а избранником красавицы стал ее коллега — начинающий актер, выпускник Щепкинского училища. Молодые люди познакомились в Малом Театре, и практически сразу между ними вспыхнули взаимные чувства.
Регистрация брака состоялась в Риге, где Малый театр находился на гастролях. Свидетелями стали Борис Галкин и Ирина Печерникова. Художественный руководитель, по просьбе Елены и ее будущего мужа, написал для них ходатайство в ЗАГС, благодаря которому их поженили без очереди. Брак продлился менее года.
У Цыплаковой в 80-е годы были довольно продолжительные романтические отношения с другим ее коллегой по театру — знаменитым актером Виталием Соломиным.
Он был на семнадцать лет старше, но такая разница в возрасте пару ничуть не смутила. Виталий Мефодьевич не мог обойти вниманием красивую молодую актрису. Сюжет развивался почти как в «Зимней вишне».
Елена Цыплакова и Виталий Соломин.
Соломин был официально женат на другой актрисе — Марии Соломиной, в браке с которой подрастала общая дочка Анастасия. Соломин говорил молоденькой любовнице о том, что уже давно не живет с супругой, а уйти от нее не решается только из-за маленькой дочери. Он даже намекал на то, что в будущем, непременно, женится на Елене, нужно только подождать. А девушка беззаветно верила ему и ждала несколько лет.
Свой роман они старались держать в тайне от всех, однако, когда Цыплакова поняла, что избранник вовсе не собирается уходить из семьи, и узнала, что его жена ждет второго ребенка, она сама решила поставить точку в их отношениях.
Кадр из фильма «Мы из джаза», 1983 год.
Вскоре после расставания с Соломиным, двадцатишестилетняя Цыплакова вышла замуж в 1984 году за довольно известного и обеспеченного врача-стоматолога по имени Сергей Максимович Липец. С ним Елена прожила тринадцать лет, из них десять лет за городом, в 40 километрах от Москвы. У них были две собаки, кошка, курицы, гуси, утки, цесарки, огород.
Со вторым мужем.
Елена в 1985 году отправилась на кинофестиваль, проходивший в Африке. Посетила три страны: Гану, Бенин, Того. Несмотря на то, что она сделала необходимые прививки, по возвращении домой она почувствовала себя плохо — озноб, температура под 40, хрипы в груди. По «скорой» она попала в больницу с диагнозом «отек легких». Потом начался миокардит, в результате чего она с трудом поднималась на второй этаж.
Оказалось, она заразилась малярией, ей потребовался курс лечения. Но от препаратов, женщина начала стремительно набирать вес, что негативно сказалось и на актерской карьере. Когда она появилась в фильме «Сукины дети», то зрители ее не узнали, весила она 116 килограммов.
Кадр из фильма «Сукины дети».
Сама Елена очень переживала по этому поводу, и никак не могла привыкнуть к своему новому отражению в зеркале. Постоянное недовольство собой и неприятие себя вылилось в алкогольную зависимость, с которой пытался безуспешно бороться муж-врач, но потом ушел от нее. У нее диагностировали сахарный диабет. Пересмотрев свой образ и стиль жизни, перейдя к духовным практикам, ей удалось избавиться за три месяца от 25 килограммов.
Цыплакова приложила немало усилий, чтобы отказаться от алкоголя, получила второе образование, на этот раз режиссерское, и, в конце 80-х годов, решила сама заняться производством фильмов.
Режиссерский дебют Цыплаковой состоялся в 1988 году, а годом позже она выпустила второй фильм — драматическую ленту «Камышовый рай», за которую получила премию в номинации «лучшая режиссерская работа» на знаменитом международном кинофестивале в Сан-Себастиане. Ее другие режиссерские работы — «Гражданин убегающий», «На тебя уповаю», «Семейные тайны», «Кармелита. Цыганская страсть», «Чужое гнездо», «Свидетельство о рождении» .
Свою судьбу Цыплакова встретила случайно в дворе, когда у нее не завелась машина. Елена потом шутила: «Первой моей молитвой на экране была «Святая Катерина, пошли мне дворянина» в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Вот Бог его и послал: познакомились мы с Павлом во дворе…»
Ей на помощь пришел Павел Щербаков, который помог починить автомобиль, и признался, что является давним поклонником актрисы. Они обменялись номерами телефонов, стали время от времени созваниваться, затем сдружились, а когда Павел сделал Елене предложение руки и сердца, она ответила ему согласием, и в возрасте 48 лет в третий раз вышла замуж. Через два года они обвенчались.
С третьим мужем.
Так сложилось, что после всех болезней Елена не смогла родить и у нее нет своих детей. Но у нее есть дочь мужа Юлия, племянница Алена. Есть крестный сын — знаменитый актер Егор Бероев. Елена училась с его мамой Лялей Бероевой на одном курсе в ГИТИСе.
С мужем Павлом Щербаковым.
В 2013 году она сыграла полковника Алдонину в киноленте «Цель вижу», которая вернула ее на телеэкраны. На двух российских кинофестивалях Елена получила призы за лучшую женскую роль.
Елена Цыплакова.
В ее фильмографии около пятидесяти фильмов и десять режиссерских работ. Вот уже пятнадцать лет, как в ее жизнь пришло семейное счастье.