Ужинала с Хрущевым, ездила на «мерсах», а старость встретила в псих больнице и без гроша: Вия Артмане

Незадолго до смерти Артмане приняла православие и имя Елизавета.

Последними ее словами были: «Такова жизнь…»

Ее не стало 11 октября 2008 года.

«Добить» ее хотели гораздо раньше: не смогли ей простить красоты, успеха, таланта. И я не намекаю сейчас, что латыши какие-то особо жестокие люди, потому что у нас в РФ многие советские артисты тоже доживали свою жизнь в бедности и одиночестве. Просто, видимо, так сложилась жизнь: пока ты молод и красив, кажется, что так будет всегда, соломку себе на старость не стелишь. А когда в дверь стучится старость, развал страны, политические потрясения, то ты остаешься не у дел. И тут-то никто руку помощи и не протянет. Каждый сам за себя.

Хотя нельзя умалять роли политики в судьбе этой женщины.

Когда СССР развалился, в Латвии начался антисоветский шабаш.

Имущество «незаконно захваченное Советской властью» возвращалось прежним хозяевам (это называлось «реституция»).
Квартира Вии отошла к… внебрачному внуку любовницы прежнего домовладельца. Так что тут стели — не стели соломку, все равно осталась бы на улице.

А с чего все началось?…

***

Родилась она под знаком Лев. Кстати, наблюдение: самые своенравные и самолюбивые артистки именно от этого знака, вспомним ту же Мирошниченко.

Родители девочки были польско-немецкими крестьянами, при рождении дали дочери имя Алида, которое она позже поменяет. Отец погиб вскоре после появления дочери на свет. Мать повторно вышла замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и жестоким человеком, от него приходилось прятаться. В 10 лет Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям. В возрасте 15 лет девушка переехала в Ригу и поступила в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата — будущий знаменитый балетмейстер.

С 17 лет она меняет свое имя и начинает выступать на театральной сцене в Риге.

С 17 лет она меняет свое имя и начинает выступать на театральной сцене в Риге.

***

Изначально она пришла к успеху именно как театральная актриса, в кино дебютировала чуть попозже, когда ей было уже 26. Киноленты получили признание критиков и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

Советские кинематограф/эстрада требовала присутствия на сцене качественных артистов (за деятельность которых не было бы стыдно) от всех союзных республик. Поэтому в Москве Артмане приняли, как родную, она была обласкана вниманием и уважением, ужинала с самим Хрущевым и другими высокопоставленными представителями партийного аппарата, но при этом все было пристойно и она сумела соблюсти те грани, которые должна соблюсти уважающая себя женщина.

Димитерс А. в роли Курта Сея, Артмане В.Ф. в роли мадам Альты, Лагздиньш Я.Я. в роли Раймонда. "В какую гавань". 1971 г

Димитерс А. в роли Курта Сея, Артмане В.Ф. в роли мадам Альты, Лагздиньш Я.Я. в роли Раймонда. «В какую гавань». 1971 г

***

Позже добавлено: все-таки, были там связи с высокопоставленными, вы правы…

«Но ведь она в советское время была любовницей самого Восса (1-й секретарь ЦК Компартии Латвии), ездила к нему в загородный дом в Юрмале. Они ночью там веселились, а врачи дежурили под дверью. И все блага она получала в театре, а кто ей не нравился, того оттуда выживали…

Почему я вспомнила об этом разговоре? Да потому, что такие мысли нередко высказывают сплетники и завистники, умалчивающие о таланте актрисы, ее доброте. Ведь к ней обращались за помощью тысячи людей. А то, что ей благоволили сильные мира того… Так ведь тоже за талант и красоту.» (с)

В кулуарах I съезда кинематографистов (на фото В.Артмане, А.Каплер. В.Тихонов и др.) 1965г

В кулуарах I съезда кинематографистов (на фото В.Артмане, А.Каплер. В.Тихонов и др.) 1965г

***

Кстати, интересный факт: способом релаксации для Артмане была… стирка. Причем женщина не прибегала к помощи техники, она стирала руками и в процессе избавлялась от негативных эмоций и стресса. Что не мешало ей иметь ухоженные руки и маникюр, так что, полагаю, эта байка выдумана по большей части для красного словца и журналистов, чтобы быть «поближе к народу».

Вию Артмане по праву называют лучшей латышской актрисой всех времен.

Вию Артмане по праву называют лучшей латышской актрисой всех времен.

***

Она была несчастна в браке. Но в те годы такое положение дел было в порядке вещей: вышла замуж, и терпела брак, потому что разводиться негоже.

Ее мужем был знаменитый латвийский актер Артур Димитерс. Он был намного старше – может, из-за разного взгляда на мир они не смогли найти счастья в браке. Артмане терпела своего мужа до последнего его вздоха.

После его ухода она неоднократно признавалась, что была несчастлива в личной жизни. Мол, единственное хорошее, что Вии подарил брак, — это дети, в которых она души не чаяла. Но и тут загвоздка, ибо младшая дочь была не от мужа.

Природная красота, выдержанность и благородство в манерах и поведении породили слухи об ее аристократическом происхождении, хотя это было не так.

Природная красота, выдержанность и благородство в манерах и поведении породили слухи об ее аристократическом происхождении, хотя это было не так.

***

Как сложилась жизнь детей?… Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь».

Дочь Кристиана Димитерс — художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.

Незадолго до смерти Артмане приняла православие и имя Елизавета. Последними ее словами были: «Такова жизнь…» Ее не стало 11 октября 2008 года.-6

***

Одной из последних работ знаменитости стало появление в сериале «Каменская» по книгам Марининой. В эпизоде «Игра на чужом поле» Артмане воплотила образ загадочной преподавательницы музыки Регины Аркадьевны Вальтер.

В 1993 году Артмане осталась фактически бездомной. Она съехала на «дачу» – холодный пустой необжитой дом в поселке Мурьяни в 40 км от Риги. Нищенское существование подорвало здоровье артистки. Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и 2 инсульта.

Сын Артмане пытался докричаться до латышской общественности, привлечь внимание к проблеме. Однако на него с матерью навесили ярлык «попрошаек». Читая про ту ситуацию, я поймала себя на мысли, что общественность словно бы со смаком и кайфом наблюдала, как пожилая женщина, талант которой был обласкан в Союзе, на их глазах буквально погибает. В середине 90-х для Артмане выписали квартиру в Риге, но это была натуральная издевка – квартира была после пожара и не подлежала к обживанию. Актриса влезла в кредиты, чтобы сделать ремонт в погорелом помещении, но так и не доделала ремонт, потому что сумма требовалась слишком большая. Видимо, в силу возраста и перенесенного инфаркта просто уже не было физических сил устраивать себе крышу над головой, а государство предлагало только один способ содержания – ПНИ. Почему сын или дочь не взяли к себе мать, я не знаю, не смогла найти эту информацию.

Вия Фрицевна скончалась 11 октября 2008 года в психиатрической клинике городка Стренчи на 80-м году жизни.