Николай Рыбников. Совсем непростой паренек…

Кадр из х/ф "Высота". Киностудия "Мосфильм". 1957

Кадр из х/ф «Высота». Киностудия «Мосфильм». 1957

В каждой семье существуют какие-то свои условные знаки, слова, фразы — свой, годами проверенный тайный язык. Вот и в моем доме на разные ситуации очень часто можно было услышать: «Любишь? — Кого?! — Гречку! — Обожаю!», или « Я тебе что, трактор, чтобы меня испытывать?», или «А знаешь, кто Васнецов? — С автобазы что ль?», или «Советская девушка должна смело ходить в том, что мы внедряем!» и еще много подобных фраз. Большинство из сотни раз просмотренных фильмов 50-х–60-х годов с кумиром того времени — Николаем Рыбниковым.

Кадр из х/ф "Девчата". Киностудия "Мосфильм". 1961

Кадр из х/ф «Девчата». Киностудия «Мосфильм». 1961

В 90-х годах, во время моей совсем ранней юности, еще не было традиции каждые праздничные дни, будь то Новый год или Восьмое марта, крутить по всем каналам старые фильмы — каждый праздник одни и те же. Поэтому показ любимой киноленты ждали с трепетом и нетерпением. Загодя просматривали программу передач в журнале или газете, настраивались и всей семьей смотрели.

Кадр из х/ф "Девчата". Киностудия "Мосфильм". 1961

Кадр из х/ф «Девчата». Киностудия «Мосфильм». 1961

Когда у меня появился первый (он же последний) видеомагнитофон, я первым делом записала на него с телевизора «Девчат» и «Весну на Заречной улице» — на одну кассету и «Высоту» и «Девушку без адреса» — на вторую. Часто пересматривала. Заставляла смотреть своих подруг.

В маминой шкатулке хранились фотографии с артистами — в наборах или по отдельности, они продавались тогда во всех киосках и книжных магазинах. Могла часами их перебирать, вчитываться в фильмографию на обратной стороне. Откуда-то знала кто с какого года, кто с кем учился, кто на ком женился, хотя об Интернете тогда никто и знать не знал. Вся информация доходила из журналов и газет, из только начавших тогда выходить передачах об артистах… И однажды до меня дошла информация, что мой любимый артист, Николай Рыбников — умер. Помню, я рыдала несколько часов, хотя, как оказалось, умер он еще за несколько лет до того дня, когда я узнала об этом. Скорби моей не было предела. Я никак не могла понять как мир может существовать без этого улыбчивого парня. Точнее мужчины. Он мне казался тогда очень взрослым. А ведь на момент выхода фильма «Весна на Заречной улице» ему было всего 26 лет…

Кадр из х/ф "Весна на Заречной улице". Одесская киностудия. 1956
Кадр из х/ф "Весна на Заречной улице". Одесская киностудия. 1956
Кадр из х/ф "Весна на Заречной улице". Одесская киностудия. 1956

Кадр из х/ф «Весна на Заречной улице». Одесская киностудия. 1956

…Улыбчивый паренек из старых советских фильмов — Николай Николаевич Рыбников — родился в городе Борисоглебске Воронежской области в обычной советской семье слесаря и домохозяйки. Во время Великой Отечественной войны, проводив мужа на фронт, Клавдия Александровна Рыбникова с двумя сыновьями Колей и Славой переехала ненадолго в Сталинград к сестре до тех пор, пока война не дошла и до этого города. Пришлось снова уезжать. Уже после войны, потеряв маму и отца, Николай снова вернется в Сталинград, доучится в школе. Совсем юным парнишкой станет участвовать во вспомогательном составе Сталинградского драматического театра. Поступит в мединститут, но вскоре поймет, что медицина — не его предназначение. Театр, творчество перетягивали. Да еще все вокруг говорили, что сцена — его призвание, что у него талант. Когда он ступал на нее, глаза загорались, он входил в раж и не мог остановиться, не доиграв роли. В 1948 году, в возрасте 18 лет он уже точно понимал, что хочет стать только артистом — и никем иным.

Николай Рыбников в молодости

Николай Рыбников в молодости

Поехал в Москву поступать во ВГИК. Его взяли сразу, с первого прослушивания. Примечательный факт: девушку по имени Алла, поступавшую вместе с Рыбниковым в одном потоке, режиссер Сергей Герасимов, мастер, набиравший в тот год курс, забраковал. Сказал, что у нее большой нос, большие губы и вообще она некрасивая и совершенно нефотогеничная. И только благодаря жене, легенде того времени — актрисе Тамаре Макаровой, уговорившей супруга присмотреться к девушке повнимательней и обратить внимание на ее васильковые выразительные глаза, Аллу взяли на курс. Как покажет время, интуиция Тамары Федоровны не подвела. Иначе не было бы у советского кинематографа такой красавицы, такой звезды как Алла Ларионова.

Кадр из х/ф "Двенадцатая ночь". Ленинградская ордена Ленина киностудия "Ленфильм". 1955

Кадр из х/ф «Двенадцатая ночь». Ленинградская ордена Ленина киностудия «Ленфильм». 1955

Она засверкала в первом же фильме — «Садко», сыграв возлюбленную главного героя Любаву. Кинокартина получила главный приз на Венецианском кинофестивале, европейский зритель был ею покорен и влюблен без памяти, посыпались предложения от зарубежных режиссеров, но… сопровождающие советскую киноделегацию «люди в штатском» Аллу никуда не пустили. «Она у нас одна такая на весь Союз», — хвастались они, не забывая исполнять свой долг по контролю «утекающих» и «убегающих» в недружественные страны. А Алла с обидой наблюдала за горничной в гостинице, которая носила очень красивые и такие недоступные даже непростой советской девушке… чулки.

Кадр из х/ф "Садко". Киностудия "Мосфильм". 1952

Кадр из х/ф «Садко». Киностудия «Мосфильм». 1952

…Вся эта история случится через несколько лет после вступительных экзаменов в единственный кинематографический вуз страны. Ходили легенды, что абитуриент Коля Рыбников услышав, что красавица Алла, с которой он только что познакомился в коридоре вуза не проходит, заглянул в аудиторию и попросил взять Ларионову вместо него, а он придет на следующий год… Правда это или нет, но история очень красивая, особенно если знать, что эту женщину он будет боготворить всю жизнь и она станет единственной его любовью.

Кадр из х/ф "Анна на шее". Киностудия им. М. Горького 1954

Кадр из х/ф «Анна на шее». Киностудия им. М. Горького 1954

…А пока, довольные, никому тогда еще неизвестные первокурсники курса Герасимовой-Макаровой погрузились с головой в учебу. Как и положено молодости — учились, гуляли, дружили, влюблялись… Алле нравился Николай. Он был озорной, веселый, пел так тепло и нежно всем известные любимые песни. Но он увлекался тогда совсем другими девушками… Пришлось погрузиться в учебу и не думать о глупостях.

В каждой семье существуют какие-то свои условные знаки, слова, фразы — свой, годами проверенный тайный язык. Вот и в моем доме на разные ситуации очень часто можно было услышать: «Любишь? — Кого?!-9

А дальше… «Садко», Венеция, «Анна на шее», признание и дружба Александра Вертинского — она становилась всё дальше. Но, чем неприступней становилась красавица Алла, тем больше влюблялся в нее Рыбников. А ей уже стали нравиться совсем другие мужчины — мужественные, отважные, решительные… как Жан Габен, которого она когда-то увидела в кино и влюбилась. О каких однокурсниках могла идти речь? Ну хороший, добрый, но неказистый какой-то… Герой не может так выглядеть. Она, по молодости и неопытности думала, что внешность определяет и внутренний мир человека.

Алла Ларионова и Ив Монтан
Николай Черкасов, Жерар Филипп, Элина Быстрицкая, Алла Ларионова во Франции на кинофестивале

Алла Ларионова и Ив Монтан

А Николай Рыбников влюбился насмерть. Страдал, ревновал, мучился, сходил с ума, прыгал на спор с обрыва в Днепр на глазах избранницы… Говорят, даже пытался повеситься. Но Герасимов, учитель в кино, оказался наставником и в жизни… Красавица?! Добейся! И у Рыбникова начались долгие годы покорения сердца любимой женщины. И что ему было до того, что его самого полюбила вся страна — миллионы женских сердец. Одно, самое главное сердце — оставалось ледяным.

Кадр из х/ф "Высота". Киностудия "Мосфильм". 1957

Кадр из х/ф «Высота». Киностудия «Мосфильм». 1957

Он всегда был рядом, мчался по любому зову, даже самому унизительному. Все окружающие знали, что у Аллы начался страстный роман с актером Иваном Переверзевым на съемках «Полесской легенды». Но никто даже подумать не мог, чем эта красивая история двух известных актеров может окончиться. Переверзев, даже уже живший с Аллой в одном номере на съемках, уехал на несколько дней, а вернулся со штампом из ЗАГСа в паспорте. Женился. Тихо. Подло. Трусливо. Не разобравшись в себе, в своих женщинах, не подумав, не поговорив… Правда, признался потом, что поступил так от слабости духа. Еще одной истории любви пришел конец.

С отчаяния ли, со злости, Алла позвонила Николаю и попросила приехать к ней. Тот сорвался со съемок в «Высоте» и помчался в Белоруссию. И… в январе 1957 года за записью номер один в ЗАГСе города Минска был зарегистрирован брак между Рыбниковым Николаем Николаевичем и Ларионовой Аллой Дмитриевной. Единственный на всю их оставшуюся жизнь.

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Иногда личные истории удивительным образом открывают актера на сцене и в кино.

Невозможно забыть глаза Николая Николаевича из фильма «Высота», когда его герой, лежа в больнице после падения со скользкой трубы на высоте вспоминает войну, себя маленького… родителей. Редко когда такие крупные планы спасает даже актерское мастерство.

Режиссер фильма «Весна на Заречной улице» Марлен Хуциев вспоминал, почему они с сокурсником и автором сценария Феликсом Миронером пригласили Рыбникова на главную роль: в их дипломной работе, потерянной где-то в архивах Одесской киностудии, он стоял в массовке. И уже тогда Хуциев почувствовал юмор и внутреннее озорство будущего известного артиста и не мог его не запомнить.

Кадр из х/ф "Высота". Киностудия "Мосфильм". 1957

Кадр из х/ф «Высота». Киностудия «Мосфильм». 1957

Уже позже Николай Николаевич Рыбников хоть и был любим всей страной, с горечью признавал, что играет везде одну роль — бригадира. Бригадира лесорубов, бригадира сталеваров… Время требовало таких героев. Но как любому актеру, ему хотелось выпрыгнуть за рамки одного амплуа. Попытки были, но оказались неудачными. Сейчас даже не разберешь почему — то ли материала не было достойного, то ли режиссеров. Он очень горевал, что Сергей Герасимов не позвал его на роль Гришки Мелехова в ставший потом легендарным «Тихий Дон». Видимо, Рыбников чувствовал близость с главным героем книги Михаила Шолохова. За простоватым, на первый взгляд, мужичком с соседнего завода скрывался бунтарь со стальным стержнем и непредсказуемым, увлекающимся характером. Во время революции на Кубе Рыбников на полном серьезе собирался поехать туда добровольцем, чтобы помогать Фиделю Кастро сражаться за свободу — еле удержали. А когда наша хоккейная команда боролась в Канаде на чемпионате мира за первое место, Николай Николаевич, никому ничего не говоря, поехал в Канаду и первым выбежал на лед после победы соотечественников. А уж про его опасную игру в радиовещание в пору учебы во ВГИКе, экранизированной потом Петром Тодоровским в фильме «Какая чудная игра» очень любят повторять в каждой телепередаче про актера. Тогда его вышибли из института и из Комсомола сразу. Но, благодаря заступничеству Сергея Герасимова снова вскоре восстановили.

Кадр из х/ф "Девчата". Киностудия "Мосфильм". 1961

Кадр из х/ф «Девчата». Киностудия «Мосфильм». 1961

… С возрастом ролей становилось всё меньше. Еще молодые, но уже ставшие никому не нужными Рыбников и Ларионова — звезды, легенды, кумиры советского экрана — перебивались творческими встречами и концертами по всей стране. Сейчас, узнав сумму гонорара за эти концерты, современные актеры удивились бы нравственным мучениям советских любимцев публики. А Николай Николаевич и Алла Дмитриевна жили скромно, не шиковали. Да, надо признать, что у них появились хорошая квартира и машина, но в остальном, жили просто, не стремились к богатству, не делали накоплений. Были гостеприимными, радушными хозяевами, принимая в своем доме любимых друзей.

Алла Ларионова и Николай Рыбников
Николай Рыбников с дочерьми
Николай Рыбников и Алла Ларионова

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Лишь одна роль ненадолго воскресила любимого актера в глазах зрителей. Противного брюзги-соседа в фильме «Выйти замуж за капитана» режиссера Виталия Мельникова. По воспоминаниям исполнительницы главной роли Веры Глаголевой Рыбников «был не очень общителен и было сложно представить, что улыбчивый паренек, любимый всей страной и седой, пополневший актер, играющий неприятного соседа это один и тот же человек». Николай Николаевич ни с кем не общался, но мастерски отыграл свою роль.

Кадр из х/ф "Выйти замуж за капитана". Киностудия "Ленфильм". 1985

Кадр из х/ф «Выйти замуж за капитана». Киностудия «Ленфильм». 1985

Кстати говоря, подобный комментарий можно было услышать и от актрисы Инны Макаровой, с которой творческая судьба свела Рыбникова на съемках «Высоты»: «Когда приходил на съемочную площадку даже редко здоровался, буркнет что-то и пройдет мимо. Но был артист!»

Кадр из х/ф "Высота". Киностудия "Мосфильм". 1957

Кадр из х/ф «Высота». Киностудия «Мосфильм». 1957

И уже совсем удивительный факт о съемках фильма «Девчата», который, правда, тиражируют из фильма в фильм, из публикации в публикацию: Николай Николаевич очень злился на режиссера фильма Юрия Чулюкина за то, что не пригласил на роль Тоси… его жену, Аллу Ларионову! Хотя, мало кто может представить как типаж Аллы Дмитриевны — павы, королевы, любимицы мужчин мог бы смотреться в роли недавней выпускницы кулинарного техникума, с открытым ртом слушающей какие варежки можно изготовить из ёлки…

Кадр из х/ф "Девчата". Киностудия "Мосфильм". 1961

Кадр из х/ф «Девчата». Киностудия «Мосфильм». 1961

…Режиссер фильма «Седьмое небо» (1971) Эдуард Бочаров: «Это картина о любви и жизни простых людях. Хотя, как известно, простыми люди кажутся только на первый, поверхностный взгляд, а при ближайшем знакомстве каждый из них обнаруживает глубокий, интересный, своеобычный, неповторимый внутренний мир, который представляет неисчерпаемый интерес для исследования художника». Художественный фильм, на который возлагали большие надежды Рыбников и Ларионова не удался. Его мало кто видел, о нем мало кто слышал, но эта цитата режиссера из его телеинтервью предваряющего премьерный показ оказалась пророческой и в чем-то даже печальной в отношении главного актера страны времен активного строительства Социализма.

Фото из открытых источников в Интернете

Если вам понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на страницу.

Будет много интересного!

Спасибо!

В каждой семье существуют какие-то свои условные знаки, слова, фразы — свой, годами проверенный тайный язык. Вот и в моем доме на разные ситуации очень часто можно было услышать: «Любишь? — Кого?!-19
Кадр из х/ф "Девушка без адреса". Киностудия "Мосфильм". 1957
Кадр из х/ф "Девчата". Киностудия "Мосфильм". 1961