В 1978 Владимир Меньшов проводил кастинг для “Москва слезам не верит”. В эпизоде женатого любовника главной героини фильма, которую в итоге сыграл Олег Табаков, он очень хотел видеть Вячеслава Тихонова. Однако дело осложнялось тем, что артист на тот момент был мега-мега-звездой. По нем с ума сходила не только женская часть населения СССР, но и высоко ценили в Кремле. Вячеслав был завсегдатаем кремлевских приемов и не в качестве выступающего, а в качестве гостя – наравне с министрами.
Вячеслав Тихонов / Олег Табаков
Кстати, в интернете есть серия фото, где жены заместителей председателя КГБ определенно испытывают гордость находясь рядом со “Штирлицем”. Вот одно из них:
1978 год. Справа от Тихонова его супруга. Другие дамы – жены замов Ю. В. Андропова. Фото с сайта – generaltsvigun.ru
Это я к тому, что Меньшов долго думал как “подъехать” к Народному артисту СССР, чтобы не быть посланным и получить положительный ответ. Ведь за плечами у Меньшова-режиссера был только один фильм – “Розыгрыш”. Довольно успешный. Но кто он и кто Тихонов!? Небо и земля.
Но правильный (!) человек занес сценарий Вячеславу. Через несколько дней Меньшов звонит артисту и с почтением интересуется мнением о прочитанном.
– Да, прочел. Но знаете, что….Подъезжайте ко мне, обсудим…
Ответ в высшей степени интригующий. Настолько, что Меньшов за консультацией звонит бывшей жене Тихонова Нонне Мордюковой. Его интересует, что может стоять за этой фразой.
– О-о, это что-то серьезное. Славка не стал бы тебя просто так звать,- отвечает Нонна.
Одна из сцен фильма, которую мог сыграть В. Тихонов, а сыграл О. Табаков
И вот Меньшов дома у “Штирлица”. Тот вежливо спрашивает: – почему режиссер предлагает ему эту отрицательную роль? Потому, что за вами шлейф значительных руководителей, а здесь нужен крупный чиновник, – отвечает Меньшов.
– Ну да, шлейф. Мне зрители до сих пор не могут простить, что Андрей Болконский не женился на Наташе Ростовой. До сих пор письма шлют. Мне, увы, не каждую роль можно играть, – объясняет ситуацию Тихонов.
Но произносит все это артист как бы рассуждая, как бы советуясь. Этого Меньшов не уловил. И прямо спросил – что отказывается от роли Вячеслав Васильевич ?
– Конечно, это не моя роль!
– Ну, я тогда пошел.
А вежливый Тихонов за ним, провожает молодого режиссера до лифта. Жмут кнопку вызова. Ждут. Пауза… и тут Тихонов спрашивает:
– А остальные роли у вас распределены?
– Еще нет, ищу.
– Ага, ну хорошо, ну ладно…
В этот момент открываются двери лифта и коллеги пожимают друг другу руки прощаясь.
Обложка книги
И вот фильм снят. На “Мосфильме” показ для своих. Зал битком. Меньшов среди прочих замечает и “Штирлица”. Когда фильм закончился тот подходит к режиссеру и поздравляет с удачной картиной. Сделал паузу…. А ведь у вас была роль для меня…И только в этот момент Меньшова пробила мысль – Тихонов рассчитывал на роль Гоши! Роль полуханыги с золотыми руками, которую сыграл Баталов! Бааааа!…
Алексей Баталов / Вячеслав Тихонов
Прочел я это в только что вышедших мемуарах Владимира Меньшова “Судьба протягивает руку”. Я не поверил своим глазам. Тихонов в роли Гоши! Неожиданный поворот… Однако… А вы, читатели, видите в ней Штирлица?
Да, мемуары Владимира Меньшова написаны довольно резко и критично в адрес своих коллег – кинематографистов. Если мои читатели не против, то я сделаю обзор “Судьба протягивает руку”. Дайте знать Лайками или в комментариях, если мое предложение вам интересно.