Как «жена Штирлица» разоблачила знаменитого японского шпиона. Элеонора Шашкова — о своих «мужьях» — Жженове, Вельяминове, Тихонове.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой — 85.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.

Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми. Но, пожалуй, не знаю больше ни одного, когда такую известность приносила эпизодическая роль без слов». И действительно, Элеонора Шашкова на сцене родного театра им. Вахтангова создала галерею прекрасных женских образов. А всенародно прославилась как «жена полковника Исаева — Штирлица».

У Элеоноры Петровны вообще во многом уникальная судьба: ей удалось сыграть жен разведчиков в самых знаменитых советских шпионских фильмах («Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента», 17 мгновений весны»). Причем сыграла так, что и в Службе внешней разведки, и в Главном разведывательном управлении РФ до сих пор считают ее работу эталонным воплощением на экране «нелегкой доли жены разведчика». Недаром в 2016 году ей была вручена не совсем актерская награда — Орден «Честь и слава Великой России».

А в остальном все в ее карьере было непросто: бывало, годами не давали ролей в театре, не снимали в кино. Причины для актрисы «обычные» — «черный список отказниц», зависть, интриги…

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-2

…Мы встретились в кафе недалеко от ее дома. От первого же вопроса, как ей удалось пройти такой тернистый путь и не разочароваться в профессии, Элеонора Петровна «ушла» элегантно:

— Все-таки я невероятно счастливая артистка! Кто бы меня знал, если бы я не снялась в тех же «17 мгновениях весны»? Не было бы «Линии жизни» на ТВ, такого журналистского ажиотажа накануне юбилеев. Заслуженным артисткам такое внимание «не положено». А так меня все знают. Одна съемка и – моя жизнь перевернулась! Выходит, она мне удалась».

ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ КУНАШИРА

— Элеонора Петровна, вы никогда ничего не рассказываете о Батуми – городе, в котором родились…

— В Батуми я появилась на свет, а через год мы уехали. Мой отец – военный, прошел всю Великую Отечественную, и потом всю жизнь мы мотались с ним по пограничным гарнизонам. Жили в Тбилиси, Баку. Когда освободили Кишинев, мы переехали туда. Затем – в Симферополь.

— Первые детские воспоминания связаны с войной?

— Ну конечно! Мы с мамой пережили войну в Баку. Мне было 4 года, когда мамочка меня вывела на балкон и мы увидели, как прожекторы осветили в небе вражеский самолет-разведчик. Его «вывели» далеко-далеко за город и там подбили. Над Баку нельзя было — город весь на нефти стоял… Одно из самых ярких воспоминаний, как в Кишиневе нас поселили в каком-то освобожденном доме. И отец мне устроил сюрприз: снизу доверху набил шифоньер яблоками. Я открыла дверцу, а оттуда посыпались – огромные, красивые… Таких вкусных яблок я никогда в жизни не ела! Еще, помню, папа привез с фронта подарки — от румынского короля.

— ?!

— Он в числе высокопоставленных офицеров советских войск присутствовал в Бухаресте при отречении короля Михая I от престола. И король подарил ему персидский ковер, настенные часы, которые всегда висели потом в моей детской комнате и отбивали каждые полчаса, и маленький приемник «ТКД». Так что я с ранних лет уже слушала «Голос Америки».

В послевоенной Молдавии был голод. Мы с соседскими мальчишками ели мамалыгу, которую заливали красным вином. Представляете, питьевой воды в городе вообще не было — только соленая вода в колодцах. У нас дома на столе всегда стоял графин с молодым белым вином и даже мы, дети, его пили вместо воды, а потом спали целый день «пьяные». Там всего четыре градуса, а все равно… И в рукомойник наливали вино – мы им умывались по утрам.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-3

— Известно, что детей Льва Толстого «воспитывал» луч света из щели под дверями его кабинета – они видели, как отец по ночам работал, не жалея себя. Кто занимался вашим воспитанием?

— Мама, книги… Мамочка моя была человеком одаренным. Самоучка – у нее было всего пять классов образования, но она прекрасно пела, была очень начитанная. Она много приложила сил, чтобы я праздному шатанию по двору предпочитала книжку. Я читала даже ночью – под одеялом, с фонариком. Мама мне привила любовь и вкус к классике, которую я люблю до сих пор, к опере.

Никогда не забуду, как однажды она привезла меня из Симферополя в Одессу и повела в Одесский оперный театр – на оперу «Евгений Онегин». Впечатление от театра было огромаднейшее – мне казалось, что внутри он весь из бордового бархата и чистого золота. Что интересно, когда много-много лет спустя я приехала на кинофестиваль «Золотой Дюк» и пошла в этот оперный театр с экскурсией, была искренне поражена: «Почему перила лестницы и канделябры не золотые?» Мне сказали: «Они всегда такими были». «Не может быть!» Потому что в моей детской памяти запечатлелось: золото, божественная музыка и чудное пение.

— Отец хотел, чтобы вы стали учительницей, мама – видела вас врачом…

— (Смеется.) А я после школы поступила в Крымский сельскохозяйственный институт на факультет виноделия и виноградарства. Всем назло – в знак протеста! Но проучилась всего полгода. Здание института было в аварийном состоянии, там потолок и стены были из ракушечника. Однажды два куска ракушечника упали мне на голову. С сотрясением мозга я попала в больницу, в институте мне дали полугодовой академический отпуск. В это время я окончательно поняла, что мне надо идти в артистки.

— Вот так вдруг?

— Не «вдруг» — я хотела этого всегда! С детства занималась в драматических кружках, пела, училась в музыкальной школе по классу аккордеона. Помню, смотрела фильмы с любимыми артистами, переживала за героинь и думала: «А я смогла бы тоже так сыграть… А может быть, и лучше!» Пока в академическом отпуске была, мы с мамой поехали в Москву, ходили в театры. Я узнала, что есть такое училище – имени Щукина. И загорелась! Самое смешное, что, потом, когда я уже поступила в Щукинское училище и приехала в Симферополь на каникулы, мне передали такой диалог моих симферопольских знакомых: «Не знаешь, куда пропала Элла Шашкова?» «Знаю. Ей кирпич на голову упал, и она решила пойти в артистки!» (Смеется.)

Но все было не так просто. Когда папа узнал, что я собралась в Москву, он порвал билет и спрятал мою обувь. Как раз в это время его перевели служить на Курильские острова – на остров Кунашир. Он выслал деньги и дал телеграмму с требованием немедленно выезжать туда. Папа был ярый противник моего поступления в театральный.

— Аргумент «классический» — «несерьезная профессия»?

— Естественно — бл… жизнь! На что я ему сказала: «Я-то вижу какая у вас в военном городке жизнь». Петр Тодоровский в фильме «Анкор, еще анкор!» показал очень точно жизнь военных гарнизонов. Один в один – то, что я там видела…

Я послушалась и два с половиной года провела на далекой заставе, почти в полной изоляции от цивилизации – ведь навигация на Курилах была всего три месяца в году. Освоила делопроизводство, стенографию и работала в штабе погранвойск, в Отделе разведки.

— Ого! Так вы профессиональная «разведчица» с юных лет. Сразу представляется картина: секретные шифры, тайные операции, стрельба, погони…

— Между прочим, многие военные тайны не знал никто, кроме меня и моего начальника Аркадия Георгиевича Антонова – ведь через меня проходила вся секретная переписка. Я даже подписку давала «о неразглашении»! А однажды лично стенографировала допрос очень крупного японского шпиона — Тайни Акира, который при задержании застрелил своего радиста. О его поимке потом написала газета «Правда». Оказалось, что Акира двенадцать раз нарушал границу — собирал секретную информацию о численности наших войск, наличии техники и вооружения на Кунашире, считался неуловимым. А вот на тринадцатый — попался!

Параллельно я организовала в местном клубе художественную самодеятельность: сама играла на аккордеоне, а огромный хор погранзаставы из ста человек пел на два голоса. Мы даже поставили там спектакль «Судьба барабанщицы». Тем не менее, я в этом замкнутом пространстве задыхалась: я же была там самая молодая, восемнадцатилетняя барышня, а у меня подруги – пятидесятилетние, приехавшие с материка в поисках своего женского счастья. Уже перечитала все книги в библиотеке, мы пересмотрели все фильмы вверх тормашками и даже задом наперед по сто раз, чтобы хоть как-то скоротать вечер. Помню, смотрела фильм «Сорока-воровка» с Зинаидой Кириенко и ощущала себя такой же «крепостной актрисой» как ее героиня, потому что отец меня все время «прижимал».

— Папа разве не видел, что вам без актерства не жизнь?

— Видел! Но… Нет, он никогда меня не бил, но он мне мог сказать такие хлесткие слова, что я убегала в слезах. Потом спрашивал: «Кто тебя обидел?» «Ты! Потому что не даешь заниматься тем, чем я хочу». И в конце концов я не выдержала: заявила, что уезжаю поступать в театральное училище. Был семейный скандал, но меня уже было не удержать. Это был 1959 год.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-4

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ ЭРЫ ЦВЕТНОГО ТВ

— В Москву, на сцену… Откуда дерзость и одержимость такая?

— Я вообще ничего не боялась с детства. Дружила с одними мальчишками — у нас во дворе не было девочек. Наравне играла во все мальчишечьи игры, поэтому росла абсолютно бесстрашная – я не боялась высоты, не боялась прыгать, нырять в воду… К тому же воспитывалась на подвигах героев-комсомольцев — Зои Космодемьянской, Гули Королевой, чья храбрость и мужество были для многих предметом восхищения.

— Как получилось, что перед экзаменом в Щуке вы, что называется, «ошиблись дверью»?

— Да я не знала, что на первом этаже Щукинского училища — оперная студия. Пришла, декорации стоят, кто-то что-то поет. Говорю самому представительному мужчине: «Прослушайте меня, пожалуйста». Оказалось, это знаменитый оперный певец Сергей Яковлевич Лемешев! Я-то его видела только в «Музыкальной истории» (и сразу стала его поклонницей-«лемешисткой»). А здесь он уже был в возрасте, и я его не узнала. «Хорошо, — сказал он, — идите на сцену. Послушаем». Спела «Вдоль по Питерской», он покачал головой: «Это наивно… Но из вас может получиться неплохая драматическая актриса. Может, вам надо этажом выше – там поступают в театральное». Оказалось, я просто ошиблась этажом. Поднялась на второй этаж и поступила.

— Расскажите историю, как вы со своей однокурсницей Людмилой Чурсиной «проели» аккордеон.

— Аккордеон действительно был уникальный. Папа заказывал его для меня из Германии, я не расставалась с ним никогда. Играла очень неплохо. Но, проступая в театральное, сделала ошибку – не сказала преподавателям, что владею инструментом. В результате он долго пролежал на складе и рассохся… Пришлось продать, а на вырученные 200 рублей мы с Людочкой купили еды.

— Так тяжело было?

— Конечно, трудно. Поначалу снимали скромную комнатку на двоих – чтобы ее оплачивать вставали в шесть утра и мыли полы в аудиториях. Голодно – мы ели только бублики, иногда печеньице, пили чай и кефир. В училище в буфете брали какой-нибудь винегрет… В это время нам помогали выживать и духовно и материально наш худрук Леонид Моисеевич Шихматов и педагог Вера Константиновна Львова. Но все равно жили мы весело – мечтами, надеждами!

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-5

Фотопробы к фильму «Легенда о Тиле»

— Мечтали сниматься в кино?

— О чем вы говорите?! Наш ректор Борис Евгеньевич Захава ежедневно встречал нас, студенток, у входа в училище и требовал немедленно смыть туш с ресниц, лак с ногтей. Мы должны были быть все умытые, целомудренные, совестливые. Так и было тогда. Было жестко и в отношении кино – нам категорически запрещалось сниматься. Именно за «кино» были выгнаны из училища Никита Михалков, Таня Самойлова и многие другие будущие известные актеры. Я тихо-тихо снялась в короткометражном фильме «Когда казаки плачут» по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова – у Евгения Моргунова. Но там у меня ни слова не было, только пару раз мой портрет показали – казачку с зачесанными назад русыми волосами… Нет, вообще я долго «не шла» в кино.

— Папа смирился, что дочь — актриса?

— Мамы рано не стало… А папа потом жил в Москве, женился. Он приходил на мои спектакли в театр Вахтангова — «Золушка», где я играла Фею, «Конармия» по новеллам Бабеля (там я играла Настю), который поставили к 50-летию Победы, его приходил смотреть даже Георгий Жуков… И в конце концов папа сказал: «Я был не прав». Признал свою ошибку! Он гордился, что его дочка в таком театре работает.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-6

— Помните свое первое ощущение славы?

— В 1967 году был кастинг – выбирали телеведущую, которая бы открывала запуск цветного вещания в СССР. В результате выбрали меня. Мне специально для этого мероприятия сшили платьице выше колен — тогда мини только-только входили в моду.

— Сексуальная революция просочилась через «железный занавес»?

— Самое смешное, что потом на телевидение приходили письма: «Эта актриса хочет всех советских мужчин «подкупить» своими голыми коленками!» (Смеется.) И вот 1 октября (запуск был приурочен к 50-летию Октябрьской революции) мы с нашим великим диктором и телеведущим Игорем Кириловым вели этот прямой эфир, причем в основном импровизировали – шпаргалок и бумажек с текстом у нас не было.

Конечно, праздник был всенародный – такое событие! Французы привезли и установили свою суперновейшую аппаратуру. Ведь тогда было всего два цветных телевизора на всю страну – один с огромным плоским экраном стоял на Новом Арбате, второй — около Политехнического института. Так там в тот момент собралась вся Москва! В эфире выступали самые именитые люди, в том числе космонавты – их слава в те годы была просто «космическая». Алексей Архипович Леонов рассказывал о своем выходе в открытый космос… А потом на фуршете мы с ним разговорились. Вдруг Леонов спрашивает: «Вы где живете?» «На Арбате, рядом с театром Вахтангова». «Давайте я вас подвезу». Выходим – у него машина с открытым верхом, ЗИС-кабриолет, личный водитель. Подъезжаем к театру, и я думаю: «Господи, боже мой! Хоть бы кто-нибудь из коллег вышел посмотреть – меня везет САМ Алексей Леонов. Вот где вселенская слава, вот где почет! Эх, проехали мимо, но так никто не вышел и пика моей славы не увидел.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-7
24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-8

Элеонора Шашкова (Фея) в фильме-спектакле «Золушка»

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» В КИНО — ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ

— В 2023 году у вас будет красивая дата — 60 лет служения одному театру. Какое время было для вас самым золотым?

— Пожалуй, при Евгении Рубеновиче Симонове. В 1963 году он выпустил свой режиссерский дипломный спектакль «Вишневый сад», где я играла Раневскую. Именно за эту роль при просмотре на худсовете я была принята в театр Вахтангова. Понимаете, девушка, приехавшая из провинции, без знакомых, без блата… Но взяли — посчитали нужным. В тот период я очень много играла. Например, Мамаеву в спектакле Александры Ремизовой «На всякого мудреца довольно простоты», маркизу Доримену — в комедии «Мещанин во дворянстве» в постановке Владимира Шлезингера, Александру в «Идиоте» А. Ремизовой… Это очень значительные роли. В «Живом трупе», когда Людмила Максакова заболела, сыграла Машу. Это был последний спектакль сезона, срочный ввод… До сих пор храню программку, на которой Рубен Николаевич написал: «Желаю вам такого же успеха во всей вашей творческой жизни в театре». И добавил устно: «Только надо похудеть».

— Разве вы…

— О! Я тогда была довольно пышненькая девушка. Так я за лето, как говорила замечательная Майя Плисецкая, «зашила рот», и сбросила сразу 20 килограммов. Была молодая, и это было легко. На открытии нового сезона меня многие не узнавали. Кстати, сразу после этого и в кино пригласили: в 29 лет я сыграла Марию — жену советского разведчика Тульева в «Ошибке резидента».

— Которого блестяще сыграл Георгий Жженов… Почему вы именно его называете своим «крестным кино отцом»?

— Он меня очень поддержал во время проб в эту картину. Я же была совсем неопытная как киноактриса, от волнения зажалась. В театральном училище нам ставили голоса, учили доносить текст до зрителей через весь зал, без всяких микрофончиков. И на пробах я также начала говорить свой текст по-театральному — громко, «внятно». Режиссер Вениамин Давыдович Дорман, видимо, хотел уже отправить меня восвояси. Вдруг Жженов сказал: «Веня, дай мне ее на 15 минут». Прямо на студии Горького мы пошли в кафешку, сели за стол: «Ну расскажи про себя что-нибудь». Я стала рассказывать… Он говорит: «Ты слышишь себя?» «Слышу». «А чего ты орешь? Я тоже театральный актер… Над тобой висит микрофон, который даже шепот слышит. Поняла? Пошли». Один дубль сняли. «Достаточно». Жженов говорит Дорману: «Если эту актрису не утвердят, я на площадку не выйду». Повернулся, ушел… Вроде сказал полусерьезно-полушутя, а меня утвердили.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-9

С Георгием Жженовым в фильме «Ошибка резидента», 1968 год

А какая личность мощная, какой актер! Когда шли съемки, я думала, что Георгию Степановичу лет 45, а оказалось, что – 58. Помню, в 1995-ом, когда он со своей женой Лидочкой и дочерью Юлечкой был у нас с мужем в гостях на Сухаревке, Георгий Стапанович спросил: «Элка, придешь на мой юбилей?» Конечно, — говорю, — такая дата – 70-летие…» Он сказал: «Дура! Мне — 80!» Я быстренько стала отсчитывать… Не поверила — он всегда был в такой форме потрясающей.

— И при том, что отбыл немалый срок на Колыме – якобы за шпионаж…

— А эти люди невероятно закаленные возвращаются оттуда. Этому много примеров – Татьяна Окуневская, Зоя Федорова, Иннокентий Смоктуновский… Да много! Они имеют очень большую силу воли и силу выживания, жажду жизни. Георгий Степанович мне часто рассказывал про свою отсидку тяжелейшую, работы на лесоповалах, на руде. Когда ему исполнилось 90, они с женой пригласили меня в Дом кино на юбилей, я пришла со своим внуком Давидом. Там показывали третью серию фильма «Георгий Жженов. Русский крест» — документальной трилогии о его жизни. Я смотрела и больше всего опасалась реакции моего шестилетнего внука, ведь с экрана звучали крепкие непечатные выражения писателя Виктора Астафьева, с которым встречался Жженов. А внук после показа сказал: «Бабушка, у тебя есть фотография этого человека?» «Есть». «Подари мне!» Зачем?» «Я хочу его запомнить на всю жизнь!» Настолько его потрясла личность Жженова, его воля, мощь, терпение, бесстрашие.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-10

Роспись в загсе с режиссером В. Селивановым, 1979 год

— Почему в заключительной серии «Резидента» («Конец операции «Резидент») нет вашей героини? Согласитесь, — нелогично.

— Почти тридцать лет зрители задают мне этот вопрос. А причины не имеют никакого отношения к творчеству, они личные. Как раз в этот момент я встретила своего будущего второго супруга – режиссера и сценариста Валентина Селиванова. Вспыхнула любовь… А клан режиссерский во главе с одним именитым режиссером «восстал»: «Как так? На нас внимание не обратила, а с этим – любовь? Какое такое право имеет Селиванов (он тогда снимал картину «Дневник Карлоса Эспинолы») на эту женщину?» И, конечно, нам начали мстить – «ставили палки в колеса» ему и мне. В том числе, не сняли меня в последней серии. Ведь действительно нелогично: резидент наконец возвращается на свою родину навсегда. А жены — нет. Моя героиня и в сценарии была, я уже и костюмы мерила. Не пригласили, и все.

— Как объяснили?

— Никак. А зачем? Я понимала все. Поверьте, я все подводные «камни» и «водовороты» знаю и в кино, и в театре. Просто никогда никому ничего не говорю.

24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-11
24 декабря актрисе Элеоноре Шашковой - 85. Кто-то из коллег метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-12

С Петром Вельяминовым в сериале «Тени исчезают в полдень», 1971 год

— Вашим партнером в сериале «Тени исчезают в полдень» был Петр Вельяминов. Похожая с Жженовым судьба: ни за что девять лет лагерей, Абакан, лесосплав…

— Мне повезло, что в трех знаковых фильмах моими партнерами были такие три потрясающих наших актера российских. В жилах Петра Вельяминова текла голубая дворянская кровь, и человек он был безумной доброты и силы. Несмотря на то, что по фильму «Тени исчезают в полдень» моя героиня его предает и сбегает с «нашей с ним свадьбы», мы после этих съемок очень с Петром Сергеевичем подружились: ездили друг к другу в гости, и, когда он жил уже в Ленинграде, я приезжала на его 75-летие – поздравляла его на сцене Акимовского театра. Он так симпатично ко мне относился.

Вот говорят: нет дружбы между мужчиной и женщиной… Есть! Также и с Вячеславом Васильевичем Тихоновым. Общались мы редко, в основном по телефону, да на каких-то концертах, банкетах, но очень тепло. Помню, встретились на 60-летии Владимира Зельдина в Театре Советской армии, и он представил меня своей супруге так. «Тамарочка! Познакомься: это моя «жена»!»

Фотографии из семейного архива Э. Шашковой и из открытых источников