16 июля 2021 года в Москве стояла жара за 30. Обычно, когда в Доме Кино прощаются со звездами, то людей собирается много.
Но в тот день казалось, что журналистов больше, чем скорбящих. Журналисты до последнего надеялись, что Примадонна придет проститься со вторым мужем.
Его называли первым продюсером и первым плейбоем СССР.
Александр Стефанович всегда изысканно одевался и тщательно следил за собой.
Он близко дружил с Сергеем Михалковым, Юрием Любимовым и другими выдающимися личностями. Первым снял музыкальный клип и открыл целый жанр — киномюзикл.
А расхожее выражение — «один из мужей Аллы Пугачевой», это всего лишь образ, который люди сами придумали.
Говорят, что любимые женщины могут предопределять судьбу мужчины. Александр Стефанович и Алла Пугачева
Стефанович и Пугачева познакомились в 1976 году на домашней вечеринке у поэта Леонида Дербенева.
За плечами певицы был Гран-при на фестивале Золотой Орфей с песней “Арлекино”. В то время она работала в оркестре Орбеляна и во втором отделении выходила с двумя песнями. Она не только пела в оркестре, у нее был в самом разгаре роман с его руководителем Константином Орбеляном. И она даже собиралась выходить за него замуж.
Не свободен был и Стефанович. Он встречался с молодой актрисой и уже подал с ней заявление в ЗАГС. Но это не помешало им быстро договориться о свидании.
В ресторане “Сосновый Бор” Стефанович достал свой блокнот и протянул его певице со словами: “Тут автографы великих людей, распишись. Может и ты когда-нибудь станешь знаменитой”.
Пугачева взяла нож, разрезала палец, выдавила каплю крови и написала: “Это кровь Аллы Пугачевой. Определите на досуге мою группу”.
Стефанович был потрясен. Ужин в ресторане закончился в гостинице. Утром он достал свой блокнот и написал на страничке рядом: “Идея. Театр Аллы Пугачевой”.
— При первой встрече Алла произвела на меня очень сильное впечатление
И тот самый автограф с кровавым отпечатком режиссер будет хранить всю жизнь.
Еще до свадьбы Стефанович посадил любимую на жесткую диету и повесил на кухне листок с главными принципами работы артистки, которые свято соблюдались.
Каждая песня должна была быть коротким спектаклем и исповедью. Главная тема — грустная женская доля. Стефанович познакомил Аллу со знаменитыми людьми. Говорил, что это он придумал балахон и лохматую прическу.
В день свадьбы на Пугачевой было просторное платье в пол. В руках — большая охапка полевых цветов, волосы распущены. В образе невесты чувствовалось бунтарское настроение. Жених в футболке и джинсах клеш полностью ей соответствовал
Пугачева и Стефанович поженились 24 декабря 1977 года. Свадьба происходила в спешке. Режиссеру надо было уезжать в командировку, а певице на гастроли.
Отмечали на даче у сына одного из лидеров иранской компартии Бабека Серуша, женатого на актрисе Наталье Петровой.
Ходили слухи, что хоромы в подмосковной Опалихе, он купил у Людмилы Зыкиной. С Серушем дружила вся столичная богема. По тем временам он был сказочно богат.
— Мы жили веселой молодой жизнью
Кристине, дочери Пугачевой, тогда было 7 лет. Певица отправила ее на 2 года к родителям бывшего мужа в Каунас. А сама все силы бросила на карьеру.
События развивались стремительно. Стефанович много сотрудничал с Сергеем Михалковым. По его сценарию он снял музыкальный фильм “Дорогой мальчик”, который считается прообразом нынешних клипов.
Успех пришел к Стефановичу, когда еще он был студентом ВГИКа. Первый фильм “Все мои сыновья” получил 14 премий. Сам Чухрай так впечатлился его работой, что позвал работать на “Мосфильм”.
И Стефанович еще в молодости показал, что умеет качать права, и его услышат.
Первый полнометражный фильм Стефановича назывался “Вид на жительство”. И рассказывал о советском враче, который решил осесть на Западе, что тогда считалось предательством.
Сценарий фильма о судьбе эстрадной певицы Анны Стрельцовой два года валялся на полках “Мосфильма”. Но пробивной Стефанович смог запустить картину.
В то время он возглавлял ревизионную комиссию Союза кинематографистов. Его проверок боялись. Коллеги хотели с ним дружить.
В “Женщине, которая поет”, Пугачева впервые предстанет в образе, который станет фирменным. Фильм о поисках любви и грустной женской доле стал лидером проката, собрав 55 миллионов зрителей. По результатам опроса журнала “Советский экран” Алла Пугачева была названа лучшей актрисой года.
В фильме Пугачева дебютировала и как автор песен. Правда супругам пришлось пойти на хитрость, ведь певица не состояла в Союзе композиторов.
Превращение в «Горбоноса»
Стефанович придумал душещипательную историю про талантливого, но прикованного к инвалидному креслу, автора по имени Борис Горбонос.
Для убедительности была организована фотосессия, во время которой Пугачеву превратили в мужчину.
Было время когда она целиком и полностью отдала себя ему в руки, и он творил из нее звезду мирового класса
Еще одним большим достижением стала четырехкомнатная квартира на улице Горького, нынешней Тверской, куда супруги переехали из однушки Аллы в Вешняках.
Пугачева стала дико популярной, и Стефанович гордился тем, что в семью пришли огромные деньги.
В 1978 году они ударно поработали в Симферополе. Пугачева активно давала “левые” концерты. Схема была примитивна и давно обкатана. Было 6 аншлагов в день. А по документам заполняемость зала указывалась всего 50-70 процентов. После крымского чеса прошло полгода, заработанные деньги были потрачены.
Вдруг Стефановича вызвали в прокуратуру и сообщили, что в руках милиции есть неопровержимые доказательства того, что стадион на концертах Пугачевой в Симферополе всегда был забит под завязку. На фотографиях был снят каждый концерт.
Но, благодаря связям Стефановича, этому делу не дали ход. И Пугачева продолжала давать “левые” концерты и зарабатывать сумасшедшие деньги.
Алла Пугачева собирала стадионы
16 июля 2021 года в холл Дома Кино, где прощались с Александром Стефановичем то и дело заходили женщины в черном, которых друзья режиссера прежде не видели.
Со слезами на глазах они ходили, подходили к другим, что-то спрашивали. Оказалось, что это были переодетые журналисты. Они искали сенсации, но сенсации не случилось.
Алла Пугачева не приехала проститься со своим бывшим мужем.
Уже позже, когда ей говорили: “Стефанович же вам помогал”, она возмущенно отвечала: “Чтооо? Он мне помогал? Это я все делала!”
Причины расставания бывшие супруги называли разные
При всем уважении, следует отметить, Стефанович был не тем мужчиной и не тем мужем, который мог дать женщине нежную заботу, семейный очаг, детей. Про него нельзя сказать, что он тот мужчина, который может сделать женщину счастливой. Он нанес Пугачевой немало ран, которые затягивались долго.
_____________________
Александр Стефанович родился в послеблокадном Ленинграде в коммунальной квартире на улице Гончарной. Среди дворовых бабушек Саша слыл настоящим хулиганом. Он рано начал курить, ругался матом. Близким другом был сосед по подъезду Миша Боярский. Вместе они как-то распотрошили матрас и сделали факелы, чуть не устроив пожар в многоквартирном доме.
-Мы плясали вокруг Сашки. Он был вождем, руководителем и режиссером всех наших игр. А мы все были его подчиненные, — рассказывает Михаил Боярский.
Юный Стефанович в фильме «Прощай». 1966 год
Учась во ВГИКе на режиссерском факультете, Стефанович сумел понравиться Григорию Поженяну, режиссеру военной драмы “Прощай”.
Ему дали одну из главных ролей.
Спустя годы, эти съемки в Ялте Стефанович называл лучшими воспоминаниями о молодости.
Ведь он тогда встретил и полюбил Наталью Богунову. И вскоре сделал ей предложение.
Счастливый день свадьбы. Александр Стефанович и Наталья Богунова
По словам Стефановича, она была немного не от мира сего. Называл ее: «Маленький ангел, который попал на нашу грешную землю».
Наталью Богунову помнят по роли учительницы литературы Светланы Афанасьевны, жены Ганжи в “Большой перемене”.
Во ВГИКе у белокурой красавицы было невероятное количество кавалеров. Чтобы произвести на девушку впечатление, Стефанович вспомнил свое спортивное прошлое. Он поставил в институтском вестибюле в ряд два стола и заявил, что прыгнет через них на одной ноге. Для затравки бросил на стол 5 рублей.
Стоявшие вокруг засомневались — не перепрыгнет. Несколько человек поставили свои трешки и рубли против хвастуна.
Стефанович разбежался и легко перемахнул через столы. И действительно, на одной ноге. Последовали бурные аплодисменты.
Парень подошел к Наталье и пригласил ее в кафе на ВДНХ.
Богуновой было 20 лет, а Стефановичу 23, когда они поженились. Оба тогда жили в общежитии по 5 человек в комнате. Дав бутылку водки коменданту, Александр врезал замок и получил в персональное пользование одну из душевых на четвертом этаже общаги. И там молодожены свили семейное гнездо.
То самое любовное гнездо молодых
-Мебель какую-то достали. Тем не менее раковина, сушилка оставались нашими. Это была такая экзотическая спальня с “кабинетом”, — из воспоминаний Стефановича.
Формально они были женаты 6 лет. Но уже через три года семейной жизни, от счастья не осталось и следа. У пары не было детей. Муж пропадал на съемках и крутил романы на стороне.
Богунова чувствовала себя абсолютно несчастной. Диагноз “шизофрения” Наталье поставили еще в молодости. Она скрывала это от всех. Стефанович о проблемах жены, конечно, знал. После “Большой перемены” коллеги начали замечать за актрисой странности.
— В один прекрасный день она стала петь текст. Она не говорила, а пела. Это производило странное впечатление, но было проявлением заболевания, — рассказывает актер Евгений Стеблов.
27 сентября 2013 года. В этот день хоронили Наталью Богунову, хотя она умерла полтора месяца назад. Актриса уже давно была всеми забыта.
Развод со Стефановичем стал для нее настоящим ударом. В кино звали только на незначительные эпизоды. Больше актриса не вышла замуж. В театре капризную актрису не любили.
Похоронами вплотную занимался бывший муж далекой юности Стефанович. Ровно как и помогал ей при жизни, понимая в каком она состоянии. Родным, которые набежали делить наследство, до нее никогда не было дела.
_______________________
Лето 2021 года у Стефановича началось с болезни. Его мучил страшный кашель, но он всегда презрительно относился к поликлиникам. Сначала принимал лекарства, которые посоветовали в аптеке. Когда стало совсем плохо, пригласил знакомого врача, который делал ему капельницы. 76-летний Стефанович был противником вакцинации.
Когда он заболел, то перестал открывать дверь даже близким друзьям. Не хотел, чтобы они видели его в плохой форме. Еду и лекарства ему оставляли на пороге. Даже с температурой под 40, он убеждал друзей, что у него обычный грипп. Когда он попал в больницу, врачи обнаружили у него 50 процентов поражения легких. Болезнь не смогли остановить.
______________________
Зритель помнит сериал “Кураж”, поставленный по книге Стефановича, режиссером Стефановичем. Автор сыграл самого себя. Он всегда говорил, что это кино не про Аллу Борисовну, а про то, как молодой, талантливый, амбициозный, влюбленный мужчина создавал для своей женщины образ, который полюбили миллионы.
Главная героиня в сериале вышла капризной и истеричной. Сериал имел бешеные рейтинги. Многие зрители думали, что Алла Пугачева одобрила сценарий, но это не так. С бывшим мужем она не общалась и знать его не хотела.
Как-то ее спросили: -Алла Борисовна, а как вы относитесь к своему экс-супругу?
-Он делает славу на мне. Пусть делает, — махнула рукой певица.
— Алле я ничего не навязывал — просто давал советы
Она редко говорила о Стефановиче публично и как-то обмолвилась, что если он ее переживет, то выдаст просто залп лживых мемуаров о жизни с ней. Но при этом признавала его интеллект.
-Муженек мой, Стефанович, был очень эрудированным человеком. Другое дело, что у того же муженька была масса своих недостатков.
Хотя Стефанович говорил, что за 4 года брака они ни разу не поссорились, это не так. Пара рассталась со скандалом. Громким и со множеством свидетелей.
Стефанович готовился к съемкам мюзикла под рабочим названием “Рецитал”. Главная роль заранее была отдана супруге. Но первая же репетиция закончилась ссорой, после которой брак спасти ничего не смогло.
Разрыв с женой Стефанович объяснял творческими разногласиями и давал понять, что она вела себя на съемках просто некрасиво. На “Мосфильме” же шептались, что она заподозрила мужа в изменах и выставила из шикарной четырехкомнатной квартиры.
Алла, поставив ледяную глыбу между собой и Стефановичем, холила и лелеяла эту глыбу всю жизнь.
Суд решил оставить жилье певице. Антиквариат и другие ценные вещи, купленные во время совместного проживания, присудили Стефановичу. Несмотря на то, что Пугачева отказалась сниматься в фильме Стефановича, съемочный процесс уже был запущен. Картину нужно было обязательно снять. Замену бывшей жене Александр нашел очень быстро.
“Была одна артистка, которой она всю жизнь завидовала и старалась догнать, обогнать и перегнать. Соня Ротару. Она была впереди, и наград у нее было больше, чем у Аллы”, — из рассказа Стефановича.
В первом сценарии, написанном “под Пугачеву” был рассказ о том, как девушка из деревни пробивается на сцену. А для Ротару написали другую версию про то, как популярная эстрадная певица из-за болезни со сцены уходит.
На встрече с Ротару Стефанович снова достал свой блокнот.
Ротару спросила: -А Пугачева тебе что написала?
-Расписалась кровью, — ответил режиссер.
Тогда Ротару взяла ножницы, отрезала ноготь и прилепила к листку скотчем. И это Стефанович тоже хранил до последних дней.
Фильм, в итоге, назвали “Душа”, но успеха он не имел.
С Софией Ротару на съемках фильма «Душа»
Премьера была во всех кинотеатрах страны, но показы быстро свернули. Народ не пошел.
Позже съемки в этой картине Ротару назвала досадной потерей времени.
«Это коготь Софии Ротару»
В последующие годы, безусловно, до славы и богатства Пугачевой Стефановичу было бесконечно далеко.
Но жил он красиво. Больше не женился. Детей у него не было, и, как говорится, не было проблем.
Самолюбие подогрел роман с Ангелиной Вовк.
С Ангелиной Вовк. Прекрасно смотрятся вместе
Долгие годы Александр Стефанович вел дневники и хранил всю переписку с “пугачевочкой”, как он называл свою бывшую супругу.
Уезжая на гастроли, певица писала ему трогательные письма на вырванных из ученической тетрадки листах. Называла его «родненьким, сладеньким, противненьким и красивеньким».
Блокнот с письмами Пугачевой Стефанович хранил под замком и собирался их опубликовать, издав отдельной книгой. Друзьям говорил, что она станет бестселлером.
Но не успел. Сейчас местонахождение этих писем неизвестно.
________________
Вернемся в 16 июля 2021 года. После скромной панихиды под жидкие аплодисменты гроб с телом Александра Стефановича вынесли из Дома Кино. И он отправился в последний путь на Троекуровское кладбище.
Людей к могиле уже подошло совсем немного. Следует помнить, что это был пик пандемии коронавируса.
Но и у Стефановича не было ни детей, ни жены. Он был бесконечно одиноким человеком.
У него не было женщины, которая самоотверженно его любила, хотя личная жизнь режиссера всегда была очень бурной.