«Как-то возвращалась я в Москву… прохожу в аэропорту паспортный контроль. Женщина-пограничник смотрит на меня, потом в мой паспорт, потом снова на меня. Тут же расплывается в улыбке и радостным голосом мне говорит: «Боже, это же вы?». А я в недоумении смотрю на нее и не понимаю, почему она так реагирует. Даже когда отгремела премьера «Любовь и голуби» меня на улице не узнавали, а тут столько лет прошло». Я на всякий случай улыбнулась и подумала про себя: «Ошиблась, наверное». И как только я отошла, услышала: «Помнишь ее? «Людк, а Людк»?. Я не обернулась, но на душе стало приятно. «Неужели еще помнят» – подумала я.
Людку из культового фильма «Любовь и голуби», пополнившего золотой фонд советского кино, помнит, уверен, каждый. А вот Янину Лисовскую, сыгравшую как раз эту самую Людку, увы.
Как шутила сама актриса: «Даже мои партнеры по съемочной площадке не в курсе где я и что». А, между тем, судьба Лисовской складывалась непросто. Актерская карьера не задалась – каких-то ярких ролей после Людки, ей сыграть не довелось, да и в жизни ее изрядно потряхивало. Но обо всем, как говорится, по порядку.
Судьбоносный 1983 год
Летом 1983 года раздался звонок. Совсем еще юную актрису Янину Лисовскую (на тот момент она всего как год закончила МХАТ) без какого-то серьезного опыта в театре и кино пригласили на пробы в Карелию. Как раз там Владимир Меньшов собирал то самое созвездие актеров, которые и подарят нашей стране бессмертную комедию «Любовь и голуби».
«На съемках меня попросили отыграть сцену с галстуком. Владимир Меньшов мне тогда подыгрывал. Тогда я заметно нервничала, но не потому что стеснялась, а потому что галстук завязывать я не умела. Хорошо, что реального галстука не было – я его просто изображала руками. Через несколько дней раздался еще один звонок – сказали, что меня утвердили».
В работу Лисовская включилась сразу. И в этом юной актрисе помог ее богатый детский опыт. Еще девочкой Янина со своими родителями регулярно бывала в Карелии – ходила в походы, ночевала в палатах. Естественно общалась с местными и, между тем, сама того не осознавая, как губка, впитывала их колорит. Его-то на съемочную площадку она и привнесла:
«Когда начались съёмки – встал вопрос: «Во что одеть Людку?». Я тут же стала прокручивать в голове наши поездки с родителями по Карелии образы местных девушек, которых я тогда встречала. Вспоминала, в что они были одеты, их повадки. В общем предложила нарядить Людку в платье и спортивные штаны – так ходили деревенские. Меньшов одобрил».
С партнерами по площадке у Янины моментально сложились дружеские и теплые отношения. Не было ни конфликтов, ни ссор. Хотя, казалось бы, Меньшов, Гурченко, Михайлов, Тенякова, Дорошина, Юрский – люди очень темпераментные и непростые. Но у всех складывалось ощущение, что как будто бы сама судьба свела столь разных людей в одном месте, чтобы они в потоке творчества сотворили этот шедевр. И Лисовская эту теплую атмосферу сама и подпитывала:
«Меню в местной столовой было потрясающим – сиг, лосось, суп из белых грибов. Не всегда такое в Москве увидишь. Но в какой-то момент стряпня мне эта так надоела, что захотелось готовить самой. Раздобыла плитку небольшую – начала готовить сама – и суп лососевый, и сиг тот же по новому рецепту, и картошечка с грибами. В итоге вся съемочная площадка приходила ко мне обедать и ужинать. Меньшов иногда говорил: «Яна, сегодня ты не снимаешься, приготовь что-нибудь вкусненькое», а потом в один из дней и вовсе попросил: «Яна, завтра Люся Гурченко приезжает. Надо бы сварганить что-нибудь эдакое, чтобы удивить». В общем приготовила я глухаря в брусничном соусе. Людмиле Марковне очень понравилось».
Кстати, тот самый галстук, из-за которого Лисовская поначалу так переживала она научилась завязывать только в Москве – когда ее на время отпустили домой. Пришлось просить отца.
«Бездарная ты ученица» – говорил он мне. Но в итоге научилась, хотя на съемках руки тряслись.
Фильм «Любовь и голуби» создавался в трудных условиях. Меньшову приходилось с боем отстаивать право на попадание некоторых эпизодов в финальную версию картины. Виной всему – развернувшаяся в 1980-х гг. антиалкогольная компания. Отстоять удалось не все. В итоге под удар попал один из эпизодов с участием Лисовской:
В фильм не попала наша с Александром Михайловым сцена. Он меня тогда спрашивал: «Людк, а что такое бар?». А ему отвечала, что это место, где люди пьют коктейли из трубочек. А на заднем фоне пробегали местные с бидонами и кричали: «Свежее пиво привезли».
И таких эпизодов было уйма. Лисовская также вспоминала тонкий юмор и самоиронию Людмилы Гурченко.
Помню, сидим мы в гримерке перед съемкой. Людмила Марковна расчесывает волосы Ладе Сизоненко – она играла мою сестру Олю – и говорит: «Эх, бодливой корове, Бог рога не дает». Волосы у Оли были очень красивые, а Людмила Марковна сказала это не из зависти, а как бы подшучивая над собой. Ведь у нее волосы не такие пышные были.
Карьера на спад и трудности в жизни
Дальнейшая судьба Янины складывалась непросто. После триумфа «Любовь и голуби» ей так и не довелось сыграть какие-то серьезные роли в других картинах. Да, фильмы были – «Полевая гвардия Мозжухина», «Пилоты», «Человек с аккордеоном» – но все не то. И взлету карьеры они никак не способствовали.
В личной жизни тоже ничего не ладилось. В театре она познакомилась с актером Игорем Волковым. Они даже расписались, но брак распался через 2 года. Что там произошло – неизвестно, но Лисовская о муже вспоминать не хочет и говорит о нем неохотно. Казалось, что актриса повторить трагичную судьбу своей Людки, у которой тоже случился неудачный брак в городе.
Но судьба распорядилась иначе. Находясь на гастролях в Германии, Лисовская знакомится с немецким актером Вольфом Листом. Отношения долгое время не клеились, но немец был упрям и настойчив. Выучил ради возлюбленной даже русский язык. Лисовская в итоге сдалась и вышла за него замуж. Сейчас их браку уже больше 20 лет – проживает семья в Германии. Актриса счастливо живет с мужем и воспитывает дочь.
«Беременность у меня протекала трудно. Немецкие врачи несколько дней ждали, пока я естественным образом начну рожать. Но я не рожала. В какой-то момент, у меня поднялась температура до 40 – я была в критическом состоянии. 4 дня я боролась со смертью, а врачи боролись за мою жизнь и жизнь плода. Во время операции мне сделали кесарево. Я вышла из наркоза и вижу Вольфа с ребенком на руках – как будто Мадонна с младенцем».
Сейчас Лисовская преподает актерское мастерство в Германии. Пишет сценарии, ставит спектакли, играет в театре и снимается в немецких художественных фильмах. Но в Россию сниматься не зовут.
Не знаю, почему так. Российского кино мне очень не хватает. Мне часто снится Карелия, снится фильм «Любовь и Голуби».
И это неудивительно. Ведь когда съемки закончились, сами актеры сказали Меньшову:
«Володя, твой оскароносный фильм «Москва слезам не верит» мы бы отсняли еще один раз – это точно, а вот нашу картину «Любовь и Голуби» – никогда».
Вот такая история.