Георгий Бурков. Беспокойный талант

31 мая исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Георгия Ивановича Буркова (1933 – 1990).

Георгий Иванович Бурков

Георгий Иванович Бурков

Во МХАТ он пришел в 1980 году. А в феврале 1982 года Анатолий Эфрос начал в Художественном театре репетиции «Живого трупа» Льва Толстого. В этой пьесе Георгию Ивановичу предназначалась роль персонажа по прозвищу Гений, своего рода двойника главного героя Феди Протасова, подначивающего того совершить самоубийство. На репетициях Бурков шутил, что за свою актерскую жизнь он переиграл уже, кажется, всех персонажей этой пьесы – кроме разве что героини, Лизы Протасовой.

Он действительно кого только не играл – и в этой пьесе, и во многих других. К моменту прихода во МХАТ Буркову было уже 47 лет, и он вдоволь поскитался по театрам страны. Было что-то беспокойное, вечно ищущее в его натуре, что не позволяло сидеть на месте. Азы актерской профессии Бурков осваивал в вечерней студии при драмтеатре в родной Перми – ни в один театральный вуз его в свое время не взяли из-за «смазанной» дикции. Параллельно учился на юридическом факультете Пермского университета. Человеком Бурков был одержимым – в одном интервью он рассказывал, что в студенческие годы у него было правило в порядке самообразования каждый день переписывать по три страницы из русской классики. Так он переписал от руки 15 томов (!) собрания сочинений Пушкина.

В роли Феди Протасова в спектакле «Живой труп». Театр имени Станиславского, 1968 г.

В роли Феди Протасова в спектакле «Живой труп». Театр имени Станиславского, 1968 г.

В молодости Бурков играл в Перми, Кемерово, Березниках. В 1965 году благодаря поддержке режиссера Бориса Львова-Анохина он перебрался в Москву. Стал артистом Театра имени Станиславского, на пару лет ушел оттуда в «Современник» – и снова вернулся в Театр имени Станиславского. Начал сниматься в кино, обрел популярность. Его герои были невероятно органичны, простодушны, часто трогательны, их мгновенно запоминали и навсегда полюбили зрители. Бурков играл в фильмах Сергея Соловьева, Сергея Бондарчука, Игоря Таланкина, Карена Шахназарова и других режиссеров. А для Эльдара Рязанова он стал своего рода талисманом – снялся в большинстве его фильмов, начиная с «Зигзага удачи» (1968). Именно ему предназначалась роль Дмитрия Логинова по прозвищу Президент в «Небесах обетованных», но Бурков неожиданно умер от тромбоэмболии легочной артерии; Президента в фильме сыграл Валентин Гафт.

С Андреем Мягковым и Светланой Немоляевой на съемках фильма Эльдара Рязанова «Гараж», 1979 г.

С Андреем Мягковым и Светланой Немоляевой на съемках фильма Эльдара Рязанова «Гараж», 1979 г.

В 1958 году, в 25 лет Бурков записал в дневнике: «Мне нужен друг настоящий, которому свободно, без комментариев, можно будет доверить душу свою, всю без остатка. Такой друг мне нужен, чтобы понимал меня с полуслова, как и я его. Найду ли я его? А найти надо, непременно надо. Тогда и жить будет радостней. Ведь столько сил прибавляется, когда рядом с собой чувствуешь человека, преданного друга, верящего в тебя и в полезность твоих трудов». Такой друг возник в его жизни – правда, всего на несколько лет. В начале 1970-х Бурков познакомился и подружился с Василием Шукшиным, снялся в его фильмах «Печки-лавочки», «Калина красная». Жена Георгия Ивановича актриса Татьяна Ухарова вспоминала: «Когда Жора мне рассказывал о первой встрече с Шукшиным, я поняла: наконец-то пришел тот человек, который думает и живет по тем же правилам, что и он. Они сразу заговорили на понятном им одним наречии. И совсем не обязательно было видеться каждый день».

А Шукшин однажды так сказал о Георгии Ивановиче: «Чем больше я наблюдаю за Бурковым, тем вернее знаю: его главная черта – доброта».

Вместе они снимались в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», и именно Бурков был тем человеком, который 2 октября 1974 года обнаружил Василия Макаровича мертвым. Надо ли говорить, каким страшным это стало для него ударом?

С Василием Шукшиным в фильме «Печки-лавочки», 1972 г.

С Василием Шукшиным в фильме «Печки-лавочки», 1972 г.

Может быть, потому еще они так подружились, что Бурков с юности тоже писал. Его дневниковые заметки, озаглавленные «Хроника сердца», увидели свет уже после смерти артиста, в 1998 году. В них Бурков предстает человеком глубоким и рефлексирующим, тонким и взыскующим правды.

С Ириной Мирошниченко в спектакле «Украденное счастье», МХАТ, 1982 г.

С Ириной Мирошниченко в спектакле «Украденное счастье», МХАТ, 1982 г.

Ну а Гения у Эфроса во мхатовском спектакле «Живой труп» он так и не сыграл – сейчас уже сложно восстановить, почему.

А что же сыграл на сцене МХАТа? Не так много, намного меньше, чем можно было ожидать при его редком и сильном даровании. В эпическом спектакле Льва Додина «Господа Головлевы» выходил в роли Степки-балбеса, в «Так победим!» Олега Ефремова играл рабочего Бутузова, в «Украденном счастье» Романа Виктюка – Миколу Задорожного.

С Александром Калягиным в спектакле «Так победим!», 1982 г.

С Александром Калягиным в спектакле «Так победим!», 1982 г.

Вот как пишет о мхатовских ролях Буркова историк театра И.Н. Соловьева: «Мастер жестокой самоотдачи, близкий по творческому типу и по устремлениям таким своим сверстникам, как В.М. Шукшин, наделенный “шукшинским” цепким и мрачноватым юмором, Бурков брал на сцене народный характер в его крайностях, раскрывал в своих героях (как в Миколе Задорожном) их силу и уязвимость, особую нервность натур природно простых, озлобленность мягкой души. Он нес в себе чувство беды, был оглушен — если воспользоваться словом Пушкина – “шумом внутренней тревоги”».

Георгий Бурков, Станислав Любшин, Анастасия Вертинская, Юрий Богатырев на открытии сезона во МХАТе, 1982 г.

Георгий Бурков, Станислав Любшин, Анастасия Вертинская, Юрий Богатырев на открытии сезона во МХАТе, 1982 г.

В ефремовском МХАТе Бурков тоже не задержался – ушел в 1984 году, потом в 1987-м вернулся. Когда произошел драматический раздел театра, он остался с труппой Татьяны Дорониной. Дуэт Дорониной и Буркова в спектакле Романа Виктюка «Старая актриса на роль жены Достоевского» по пьесе Эдварда Радзинского в 1988 году стал ярким событием МХАТа имени Горького.

Фото из фондов Музея МХАТ и из открытых источников