Та, которую на самом деле копировала Любовь Орлова, но никогда не упоминала ее имени. Драма «русской тигрицы»

Эта сказочно красивая женщина была обласкана молодой советской властью, имела гипнотическое обаяние и ошеломляющий успех у публики. Одна из лучших учениц Станиславского, муза Немировича-Данченко и прима его Музыкального театра, — ей доставались только главные роли, а открытки с ее изображением продавались во всех киосках! И вдруг уехала на гастроли в Америку и не вернулась…

Большинству из нас имя Ольги Баклановой ни о чем не говорит, — она, как и все «невозвращенцы», была вычеркнута из истории советского кино и театра. Ее судьба на чужбине сложилась неоднозначно. Была бы Бакланова счастливее, если б осталась в СССР? Как знать… Но тогда бы никогда не взошла звезда другой примы советского кино — Любови Орловой.

Ольга Бакланова

Ольга Бакланова

Мечта

В 1912 году Константин Станиславский объявил о наборе в свою труппу. На конкурсное испытание пришли почти четыре сотни человек, а места было всего три. Это нисколько не смутило 20-летнюю Ольгу Бакланову. Она была уверена, что пройдет, ведь театр — ее призвание и самая заветная мечта.

Ольга Бакланова в юности

Ольга Бакланова в юности

Экзамен принимал сам Немирович-Данченко. Ольга, читая свой отрывок, так увлеклась, что забыла буквально обо всем. А когда пришла в себя, увидела ласковый взгляд Владимира Ивановича, полный одобрения и даже восторга. На долгие годы он станет ее учителем и добрым другом, а она — его музой.

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Среди актеров Художественного театра Ольга выделялась яркой красотой и какой-то интуитивной органичностью игры. Ей стали предлагать все больше интересных ролей, а критики были на редкость благосклонны. Театр занял главное место в ее жизни.

До революции Ольга пробовала себя и в немом кино, снялась в десятке картин. Правда, такого рода «халтурку» в МХТ не одобряли. Кино тогда не считалось серьезным искусством.

Первые роли Баклановой в театре

Первые роли Баклановой в театре

Революция

С приходом к власти большевиков Бакланова соглашается на сотрудничество с ними и начинает сниматься в пропагандистских фильмах. Ей казалось, что таким образом она сможет отвести беду от своих родных. Ведь Ольга происходила из купеческой семьи.

Но это не помогло. Фабрики, которыми владели Баклановы, национализировали, а в их фамильный особняк заселили еще несколько семей. Самим хозяевам осталась всего одна комната.

Ольга Бакланова с коллегами

Ольга Бакланова с коллегами

В это же время при странных обстоятельствах умирает отец Ольги — может, это случилось от естественных причин (все-таки он был уже не молод), а, возможно, он был расстрелян новой властью. Последнюю версию Бакланова потом успешно эксплуатировала в Голливуде, поэтому она вполне может быть выдуманной.

Первое замужество

Незадолго до революции Ольга выходит замуж за Владимира Цоппи — адвоката по профессии, сына очень богатого человека, купца 1-й гильдии. Он был давно и безнадежно в нее влюблен. Все вокруг убеждали, что это очень выгодная партия, и в конце концов она сдалась.

Судачили, что этот брак был фиктивным, чтобы скрыть многолетний роман Баклановой со своим наставником — Немировичем-Данченко, который был женат и на 34 года старше нее.

Владимир Цоппи (по центру)

Владимир Цоппи (по центру)

Но для Цоппи он таковым точно не был! Он любил свою Олюшку, готов был исполнить любой ее каприз и однажды очень ее выручил.

«Замшелые вишневые сады сгорают в пламени новаторства»

К 1920 году в театре наметился кризис. Народ перестал ходить на серьезные спектакли и дохода у труппы не стало. Немирович-Данченко предложил неожиданное и довольно авантюрное решение — оперетту, музыкальный театр с песнями и танцами.

Созданная Владимиром Ивановичем студия реализовалась как кооперативное товарищество на паях, сумма каждого пая — около миллиона рублей, деньги по тем временам огромные. Удивительно, но Бакланова наравне с Немировичем-Данченко вошла в список учредителей. Небывалое дело! Молодая актриса и уже учреждает театр. Сплетни об их романе кратно усилились…

Много позже, в Америке, сама Ольга стала поддерживать эту легенду:

— Не забывайте, Немирович построил для меня театр!

Музыкальный театр Немировича-Данченко. Ольга сидит рядом со своим учителем

Музыкальный театр Немировича-Данченко. Ольга сидит рядом со своим учителем

Но все оказалось проще — деньги Баклановой дал супруг. Ей не составило труда уговорить Цоппи вложить остатки своего состояния в театр, чтобы любимая жена стала, наконец, примой!

И вот Ольга — главная звезда музыкального театра в Камергерском переулке! На зависть всем корифеям молодая актриса дает по пять спектаклей в неделю, где у нее исключительно главные роли. Своим обаянием и мастерством она собирает полные залы. Немирович-Данченко был доволен, сделанная на Бакланову ставка сыграла на сто процентов.

Ольга Бакланова

Ольга Бакланова

Сын

Под новый 1923 год Владимир Цоппи был внезапно арестован. Скорее всего после доноса. Его фактически без суда высылают в Тамбов. Ольга в смятении, с трудом выходит на сцену. В свободные от спектаклей дни она ездит к мужу. Эти визиты даются все тяжелее — она ждет ребенка, а здоровье серьезно пошатнулось.

Немирович-Данченко пишет письма главе правительства Льву Каменеву, а потом и самому Дзержинскому:

Я считаю своим гражданским долгом заявить, что признаю Владимира Цоппи одним из честнейших граждан… Жена Цоппи, артистка Бакланова, неся главный репертуар, не в силах одна справиться с заботами о доме и сыне, что сильно тормозит работу театра…

Владимир Цоппи

Владимир Цоппи

Все письма мэтра оставались без внимания. От пережитых волнений, постоянного страха за жизнь мужа, роды у Ольги были тяжелыми. Сын Володя родился инвалидом — с диагнозом ДЦП и эпилепсией. Ему требовалось лечение за границей и постоянная забота.

Мужа в итоге выпустили. Донос был ложным.

Бакланова оставляет сына на свою подругу Наталью Дефендову, которая согласилась быть для него постоянной няней, а сама окунается с головой в работу. Теперь ей нужно много денег, чтобы поднять ребенка.

По театру опять ползут слухи, что ребенок у Баклановой от Немировича-Данченко.

Ольга Бакланова

Ольга Бакланова

Прощальные гастроли

В 1925 году от правительства Советской России Ольга получает звание Заслуженной артистки, в те годы его удостаивались единицы. А еще через год она вместе с театром отправляется на гастроли по Европе и Америке. Оттуда постоянно высылает деньги для сына.

Ольга Бакланова с коллегами

Ольга Бакланова с коллегами

Тур по США оказался неудачным — публика в недоумении, залы полупустые, американская сторона терпит большие убытки. Одна Бакланова что-то приносит в кассу, зритель идет только на нее. А лично на Немировиче-Данченко повисает огромная финансовая задолженность.

За неделю до конца гастрольного тура приходит телеграмма из Москвы, где говорится, что корифеи МХАТа во главе со Станиславским решили с нового сезона закрыть «благотворительную оперетку» в Камергерском. Они и так мирились с таким шумным соседством целых пять лет!

Станиславский и корифеи

Станиславский и корифеи

Когда Владимир Иванович объявляет это труппе, Ольга Бакланова и руководитель оркестра Бакалейников принимают решение остаться в США. Американцы уже предложили им персональные контракты, осталось только подписать.

Для Ольги на кону оказалось творческое будущее и содержание больного ребенка, который к тому времени уже переехал с няней в Европу на лечение и требовал все больше средств. В Москве ее будущее казалось туманным, а просто сидеть и ждать других предложений она себе позволить не могла.

Ольга Бакланова

Ольга Бакланова

Мог ли Немирович-Данченко в этой ситуации ее остановить? Он был слишком потрясен случившемся, растерян и обижен за любимое детище. Да что там… он и сам не собирался возвращаться, сообщив в Москву, что уходит в длительный отпуск.

Новая жизнь

Позже по ходатайству Станиславского советское правительство погасит все долги Владимира Ивановича. Через два года он все таки вернется в театр и воссоздаст музыкальную студию в новом здании на Большой Дмитровке. Вот только Ольги Баклановой в нем уже не будет.

Все это время он хотел ее вернуть, даже ездил за Ольгой в Голливуд. По Москве пошли слухи о возвращении любимой актрисы, но Бакланова назад не собиралась. Успех на американской сцене и в кино вскружил ей голову! А за ним пришло и богатство — шикарный дом в престижном районе, бриллианты, дорогие авто. Публика сходила с ума по «русской тигрице»! Ольга Владимировна вошла во вкус этой шумной роскошной жизни.

Ольга возле своего дома в США

Ольга возле своего дома в США

Немирович-Данченко надеялся до последнего, а когда осознал, что Бакланова уже никогда не приедет, ему стало невыносимо тоскливо. Ходила легенда о том, что однажды великий мастер стоял в фойе театра, облокотившись на рояль, и горько плакал. Так он прощался со своей музой.

Спустя время он старался передать ей весточку через посещающих Союз иностранцев:

Кланяйтесь Баклановой! Скажите, что я продолжаю считать ее самой талантливой актрисой МХАТа

Владимир Иванович за работой в музыкальном театре

Владимир Иванович за работой в музыкальном театре

Орлова вместо Баклановой

В Музыкальной студии начался долгий поиск новой актрисы. Методом проб и ошибок остановились на Любови Орловой — артистке кордебалета. Владимиру Ивановичу она показалась похожей внешне на Ольгу. Копирование образа получилось вынужденным, нужно было точно попасть в персонажей и зрителя, привыкшего к Баклановой, потому что все предыдущие артистки достучаться до публики не смогли.

Орлову не сразу вводили на все роли Баклановой, сказывалась разница в классе, опыте. Ей также достались и шикарные костюмы ее предшественницы. Умная, тактичная и умеющая слушать Любовь Петровна впитывала как губка и справилась с задачей на отлично. А вот дальше уже копировали ее саму…

Ольга Бакланова / Любовь Орлова

Ольга Бакланова / Любовь Орлова

На театральных подмостках Любовь не снискала славы, сравнимой с Баклановой. Но именно здесь ее впервые увидел Григорий Александров и сделал из Орловой настоящую кинодиву, добавив в образ голливудского лоска.

Вероятно, и в этом он вдохновился Баклановой. В 1929 году Григорий Васильевич посещал Голливуд и имел честь общаться с Ольгой лично на пике ее славы.

Ольга Бакланова в роли акробатки фильме «Уродцы» (1932)

Ольга Бакланова в роли акробатки фильме «Уродцы» (1932)

На знаменитой даче Орловой и Александрова во Внуково на видном месте висел портрет Греты Гарбо, подаренный ею режиссеру. Но говорить об Ольге Баклановой в их доме было не принято. И вовсе не из вредности!

Любовь Орлова в роли акробатки в фильме «Цирк» (1936)

Любовь Орлова в роли акробатки в фильме «Цирк» (1936)

«Невозвращенка»

После принятого решения остаться в Америке Ольга получила от советской власти клеймо «невозвращенка» со всеми вытекающими последствиями, прежде всего, для ее родных и коллег. О Баклановой полагалось забыть навсегда.

Она пыталась связываться с родственниками, высылала им подарки, но ответом ей была полная тишина. Родной брат Ольги Глеб Владимирович Бакланов дослужился до генерала, воевал, получил звезду Героя Советского Союза. Сестра Наталья стала известной скрипачкой и композитором. Они никогда не упоминали «американскую» родственницу в своих биографиях.

Глеб и Наталья Баклановы

Глеб и Наталья Баклановы

Мужья и дети

Бакланова, как многие другие актеры-иностранцы, не выдержала «испытания звуком». В немом кино ей не было равных, а для звукового она так и не смогла побороть акцент. Он у нее остался до конца жизни. Из-за этого ее карьера, предложения, доходы — все резко пошло на спад. Ей оставались только роли чудных русских.

Ольга Бакланова в фильме «Клаудия» (1943)

Ольга Бакланова в фильме «Клаудия» (1943)

Вернуться Ольга боялась и очень не хотела потерять все то, что обрела в Америке. Люди, которые окружали ее там, совсем не знали о нее прошлой жизни в России. Не знали, что у нее есть муж и сын. Она тщательно скрывала это, а журналистам рассказывала лишь часть правды. Ей нравился ее образ загадочной голливудской дивы — «русской тигрицы».

В 1929 году советское консульство признало ее брак с Владимиром Цоппи расторгнутым, но он еще долго хранил ее фотографии и письма. Вся его жизнь была связана с советской Россией. Кстати, стал очень колоритным актером — королем эпизода.

Владимир Цоппи в фильме «Операция «Трест» (1967)

Владимир Цоппи в фильме «Операция «Трест» (1967)

Их сын-инвалид жил с няней, его след теряется в Италии во второй половине 1930-х. До этого Ольга исправно отправляла им деньги. Возможно, мальчик тогда умер.

В Америке Ольга родила еще одного здорового сына от русского актера Николая Сусанина. Их брак не сложился, муж на фоне собственных неудач в профессии ревновал ее к успеху.

Ольга Бакланова со вторым мужем Николаем Сусаниным

Ольга Бакланова со вторым мужем Николаем Сусаниным

Был и третий муж — Ричард Дэвис, намного моложе Ольги. Он был очень богат, окружил Бакланову роскошью, но взамен попросил ее оставить сцену. А затем оставил в достатке, но одиночестве доживать свой век в Швейцарии.

Так выглядела Ольга Бакланова в старости

Так выглядела Ольга Бакланова в старости

Последние годы жизни

В конце жизни Ольге Владимировне очень не хватало сцены, и она стала компенсировать недостаток эмоций игрой в карты и казино. Она могла это себе позволить. В старости начала чудить, боялась грозовых облаков и пила шампанское из своей туфельки.

Умерла в 1974 году в местечке Веве, на берегу Женевского озера. Похоронена по православному обряду рядом с могилой племянника Константина Станиславского.

Ольга никогда не подавала вида, но она очень сильно тосковала по России. Где бы ни была, всегда искала русских и очень деликатно, чтобы никому не навредить, старалась узнать, как там дела на родине. Годы спустя Бакланова напишет трогательное письмо одному из самых дорогих для себя людей в театре — инспектору Федору Михальскому:

Милый, дорогой, родной мой Федюшечка! Душа моя у вас, с вами. Моими родными в моем милом родном театре, который конечно всегда и везде останется моим храмом. Моим родным дорогим домом. Веришь мне? Слезы наворачиваются на глаза. Как я вас люблю!

Портрет Ольги Баклановой, который висит в кабинете Немировича-Данченко

Портрет Ольги Баклановой, который висит в кабинете Немировича-Данченко

На втором этаже дома в Камергерском переулке, где находится Московский художественный театр, сохранился рабочий кабинет Немировича-Данченко. В нем он проводил большую часть времени, и тут все осталось как при жизни мастера: письменный стол, суконные шторы, секретер спроектированный самим хозяином и стены, на которых фотографии дорогих ему людей. Есть среди них и портрет Ольги Баклановой, а с обратной стороны ее подпись:

Моему дорогому, единственно горячо, горячо любимому учителю! 19 января 1923 г. Ольга Бакланова