Как жить в браке, даже если нет любви? История Веры Васильевой

Актриса сыграла более пятидесяти ролей и до последних лет жизни, несмотря на возраст, продолжала радовать поклонников своим появлением в сериалах. Простая девчонка, добрая мама, благородная бабушка – она всегда была востребованной. И в жизни Вера Васильева оставалась такой, какой привык ее видеть зритель.

 Счастливый брак не по любви. Вера Васильева

Счастливый брак не по любви. Вера Васильева

В этом году Вере Кузьминичне исполнится 96 лет. Как жила артистка и кого любила?

Война и мечты о сцене

Родилась Вера Кузьминична в деревне Сухой Ручей в Тверской области. Однако вскоре мать семейства, имеющая определенные амбиции насчет собственной жизни, нашла способ увезти семью в столицу.

А семья была большая: бок о бок с Верой воспитывались ее старшие сестры, а спустя 13 лет после рождения будущей актрисы, на свет появился еще и младший брат. Мальчику было всего два года, когда началась война. Его с мамой немедленно отправили с эвакуацию. Старшие сестры, одна из которых к тому времени окончила медицинский институт, а другая работала в Министерстве обороны, разъехались по служебным командировкам. Только Вера, будучи подростком, осталась с отцом в Москве. Наравне со всеми она таскала ящики с песком, чтобы тушить зажигательные бомбы, дежурила на крыше и… уже тогда мечтала о сцене.

Еще маленькой девочкой она оказалась в Большом театре. Мамина подруга взяла ее на спектакль. Там Вера увидела не только представление, но и людей из другого социального слоя, которые жили иной, отличной от Вериной жизнью. Семья Васильевых, переехав в столицу, жила в коммуналке, родители трудились на заводе.

То, что младшая дочь увлекалась театром, семья заметила не сразу. Родители едва успевали отдохнуть между рабочими сменами, а старшие сестры из-за разницы в возрасте не были погружены в Верину жизнь. Между тем она старалась скопить денег на спектакль, покупала театральные журналы и скоро смогла заинтересовать театром и лучшую подругу. Они скооперировались и копейки на свое увлечение добывали уже вместе. Однажды девочки даже продали один комплект учебников, оставив второй, чтобы учиться по нему вдвоём — так хотелось попасть в театр!

Студентка

 Кадр из фильма «Похождения зубного врача» (1965)

Кадр из фильма «Похождения зубного врача» (1965)





Не сложно догадаться, что после школы Вера мечтала поступить в театральный, но почему-то не рискнула идти «на драматическую артистку», путь в цирковое училище казался ей короче. Девочка готовилась к экзаменам именно туда, но провалила первый же — физическую подготовку. Правила поступления были очень суровыми. Была самая середина войны, но некоторые театральные училища ещё не отправили в эвакуацию. Прорыдав после неудачи в цирковом, Вера все же собрала волю в кулак и отправилась в театральный. Там маленькую, но очень обаятельную вчерашнюю школьницу с ямочками на щеках ждал успех.

Вера училась на втором курсе, когда ее впервые утвердили на роль в кинокартине «Близнецы» — маленький эпизод, который никто не заметил. Еще через год ее вызвали на Мосфильм — к знаменитому Пырьеву, который снимал свое «Сказание о земле Сибирской». Вера волновалась и готовилась. Всю ночь проспала в бигуди, а утром навела такой марафет, что сама себя не узнала. В косметике, стоящих торчком крутых кудрях и нарядном платье она явилась покорять режиссера и пробоваться на роль… селянки Насти Гусенковой.

Недобрый взгляд Пырьева

 Кадр из фильма «Приезжайте на Байкал» (1965)

Кадр из фильма «Приезжайте на Байкал» (1965)

Актриса вспоминает, как недобро на нее смотрел Пырьев, а когда явились ассистентки, стал их отчитывать. Те смутились: «Вчера она выглядела не так». Опытный режиссер понял, в чем дело, и отправил Васильеву вместе с ассистентками умываться, расчесывать кудри и плести косы. Оглядев получившуюся в итоге девушку, смягчился. Попросил два чулка. «Что не так у меня с ногами?!» — думала молодая и совсем растерявшаяся актриса. Но чулки Иван Александрович велел скатать и засунуть в декольте. Дескать лицо у нее нужное, толстое, а сама — тощая, непорядок! С новой «грудью», подвязав широкое платье высоко, как точно заметит сама актриса, «чтобы быть похожей на бабу на чайнике», она прошла пробы и была утверждена на роль.

В кадре приходилось играть с мэтрами, которых студентка побаивалась. До конца съемок Вера держалась особняком и совершенно не ожидала, что кино станет популярным, а она, совсем молоденькая актриса, удостоится за роль Насти Сталинской премии.

Роман с женатым

 «Свадьба с приданым» (1953)

«Свадьба с приданым» (1953)

Блестяще окончившую Московское театральное училище и уже имеющую престижную премию, артистку пригласили в театр Сатиры, в котором актриса служит по сей день. Ей удалось стать примой за два первых года работы, а в 50-х, когда слава Васильевой гремела на весь СССР, в театр пришел молодой и талантливый режиссер — Борис Равенских.

Обаятельный и красивый, Равенских очаровал труппу своей бурлящей энергией и вдохнул в театр новую жизнь. Поставленная им «Свадьба с приданым» была сыграна более девятисот раз. За этот спектакль Вера получила вторую свою Сталинскую премию, театр — новую волну признания, а режиссёр — преданную возлюбленную. Актриса никогда не скрывала, что страстно полюбила женатого режиссера. Тот тоже сходил по красивой Вере с ума.

Даже познакомился с ее родителями и смог наладить с ними контакт. Так и жили, пока режиссёра не переманили в другой театр. Увы, Равенских не только не стал разводиться из-за Васильевой, но и охладел к бывшей любимой актрисе, едва перестав видеть её каждый день. Та металась, но понимала, что профессиональные перемены в жизни любимого, его холодность и, как следствие, разлука — всё же освобождение для неё.

Роскошный «Ушечка» и брак без любви

 Вера Васильева в фильме «Это мы не проходили…» (1975)

Вера Васильева в фильме «Это мы не проходили…» (1975)

Вера долго не могла забыть Бориса, вот и соглашалась на все роли, только бы уйти в работу и поменьше думать о любимом. Тем временем нашумевшую «Свадьбу с приданным» было решено экранизировать.

На съемках за Верой Кузьминичной стал ухаживать актер, игравший главную роль, — Владимир Ушаков. «Он приехал роскошным, блистательным, импозантным», — будет вспоминать актриса. Таким увидела своего «Ушечку», как она назовет его уже гораздо позже…

Актер тогда только-только вернулся из Германии и сразу заприметил красавицу Веру. Начал ухаживать — та ни в какую. Добрые люди объяснили, что она давно любит другого, рассказали горькую историю актрисы и женатого режиссёра. «Все равно будешь всегда со мной!», — уперся Ушаков. Он добивался ее три года, красиво ухаживал и звал замуж. В общем, на четвертый год Вера согласилась.

Владимир привел ее в общежитие и представил: моя жена. Никакой свадьбы, никакой росписи, никаких колец. Спали раздельно, готовить она отказывалась, пришлось Владимиру нанять домработницу — и это живя в общежитии! Соседи покатывались со смеху, а артист демонстрировал невероятное терпение и любовь. Прошло много времени прежде, чем Вера убедилась: он и правда самый лучший муж на свете.

Душа в душу до самой смерти

 «Следствие ведут Знатоки» (1971−1989)

«Следствие ведут Знатоки» (1971−1989)

Расписаться им пришлось через семь лет — когда оформляли документы на квартиру, а настоящую свадьбу сыграли только в день 50-летия совместной жизни. Она надела белое платье, купили, наконец, обручальные кольца, собрали друзей в Доме актера…

Они прожили душа в душу до самой его смерти. В комнате, где жил супруг, потом висел его портрет. Вера Кузьминична, когда приходила домой, первым делом здоровалась со своим Ушечкой, рассказывала, как провела день.

А вот детей у супругов не было. Но судьба свела Веру Кузьминичну с женщиной, которую она считала своей дочерью. Та однажды помогла актрисе с тяжелыми сумками, потом выяснилось, что Даша давно наблюдает за творчеством Веры Васильевой. Стали дружить. Прошло время, молодая женщина и актриса так сблизились, что стали настоящей семьей. Даша следила за здоровьем Веры Кузьминичны и ее содержанием, контролировала финансы. Актриса ей полностью доверяла и считала Дашиного сына своим внуком.

После непростого года, когда ушел из жизни супруг Веры Васильевой, она снова ушла в работу — впервые за долгое время согласилась сняться сразу в двух сериалах. Так что можно сказать, что актриса своих поклонников старалась до последних дней радовать новыми ролями.

 Чук и Гек (1953)
 Зловредное воскресенье (1985)
 Верю (2012)

Чук и Гек (1953)