Виталий Соломин – и в жизни, и в сценических/кинематографических образах – представал перед окружающими человеком мягким, тактичным, добрым и понимающим. Сам его внешний облик вызывал чувство тепла и гармонии.
Младший Соломин был курносым, рыжеватым, с мягкой улыбкой и лукавыми глазами. Очень многие не догадывались о его твердом, непреклонном, порой даже жестком характере. Пока не налетали на скалы, скрывающиеся под уютной добродушной внешностью и манерами. Так каким же на самом деле был Виталий Соломин, и что о нем осталось неизвестным широкой публике?
«Каменный цветок»
Мария Соломина вспоминала, что так назвал Соломина Андрей Кончаловский на схемках «Сибириады»:
Смачно так высказался: «Ну ты и каменный цветок!» И это очень точная характеристика была. По нашим с ним отношениям помню: мягкий, нежный, а потом вдруг – кремень, который не проломить… Я даже не подозревала, какое у него жесткое нутро, пока он за мной ухаживал: человек-фейерверк. А как поженились, днями мог молчать, только по необходимости разговаривал. Я спрашивала: «Виташа, почему ты так переменился?» А он: «Ну, я же тебя уже завоевал, цель достигнута» Хотя жили мы очень счастливо и весело.
Мария звала мужа «Горынычем», намекая на его несгибаемую гордость. Он никогда никому не объяснял причины того или иного своего действия. Даже жена – самый любящий и преданный ему человек – не всегда понимала его мотивы:
Мне в театре говорили, что он не всегда здоровается с людьми. Мне казалось, что это он задумывается, репетирует, что-то придумывает на ходу. А оказалось – он намеренно с некоторыми не здоровался. «Этот человек меня предал». Для большинства людей предательство — некий из ряда вон выходящий проступок. А для Соломина это было, например, невыполненное обещание, опоздание, бестактно сказанное слово, превратно истолкованное событие. Он очень остро воспринимал такое. Иногда просто рвал отношения с человеком, которые даже не понимал, в чем дело.
В начале съемок Шерлока Холмса Соломин даже попросил пригласить другого актера на главную роль – Ливанов, видите ли, опоздал…
Молчаливый ревнивец
Соломин еще перед свадьбой поставил Марии условие, что она оставляет карьеру актрисы. Она согласилась, и без того было, чем заняться в жизни. Лишь изредка снималась вместе с мужем.
Потом он говорил, как бы шутя: «Если бы Маша ездила на гастроли, мне бы, чтобы спать спокойно, приходилось каждый раз покупать ей целое купе. Моей зарплаты не хватит!» В шутке было много правды. Его первый брак распался из-за измены жены. Сцен ревности не устраивал, но внутри себя переживал, думаю, сильно.
Однажды его самый близкий друг, хирург Евгений Матякин долго недоумевал, почему Виталий без комментариев перестал разговаривать с ним. Оказалось, что на каком-то празднике в доме, где Мария была первый раз, а Евгений бывал раньше, она спросила у него, где здесь туалет. И они вместе вышли из комнаты. Ни Евгений, ни Мария даже представить не могли причину конфликта – повода для ревности не было ровно никакого. Что уж говорить о случаях, когда минимальный повод все-таки был:
Соломин и Аманова, с которой у актера был роман
Как-то мы летели со схемок с Сашей Абдуловым. В самолете я незаметно для себя набралась. Саша привез меня домой и у подъезда на прощание поцеловал, может, не вполне по-дружески. И тут Витаха выходит на прогулку с собакой, как раз в этот момент. Ужасно… На следующий день он забрал у меня паспорт, я лепетала что-то, ревела, как побитая собака себя чувствовала. Но тогда он простил…Вернуть его расположение было крайне трудно. Необыкновенно. Он прошел через очень серьезное сопротивление. Он очень сильно наказал меня, не сделав при этом ничего.
А однажды Мария засиделась в кафе с подругой – пришла домой. Соломин посмотрел на нее сильно толкнул, и она покатилась с лестницы. Супруге пришлось ночевать у подруги. Потом пришла на утро как ни в чем не бывало, и они продолжили жить вместе (источник – «Виталий Соломин. Прощание» – Центральное телевидение).
Источник ревности
Мария вспоминала, что столкнулась с изменами мужа дважды. Первый случай произошел в самом начале семейной жизни:
Молодая актриса, партнерша, решила его «взять себе». Я видела, что он страстно влюблен. Мне было очень плохо! Я сказала ему тогда: «Двойная жизнь не для тебя, ты уж выбирай». И он сказал самое страшное, что я когда-либо слышала в своей жизни: «Мне надо подумать». Думал недолго, но я успела пережить ад, решить, что у него со мной всё… Но он сказал ей: «Я не брошу Машу». Девушка не отставала еще какое-то время. Он даже на гастроли поехал со старшей дочерью, чтобы показать серьезность своего решения – Настя жила в его номере, какие уж тут романы
Несколько лет все шло гладко, а потом случилось вновь:
Я реагировала совсем по-другому. Делала вид, что ничего не знаю. Хотя мучилась ужасно… Творческий мужик, влюбленность ему необходима, наверное… Только много лет спустя сказала, что все знала. Ему было неприятно, но он оценил мое благородство. Во второй раз он уже трезво оценивал ситуацию. Сказал тогда «Мне очень помогла твоя история с Абдуловым». Виташа был скуп на эмоции, но пару раз в жизни говорил, что очень благодарен мне, что я удержала его возле себя, не дала уйти
Единственная в жизни драка
Виталий Соломин в юности занимался боксом и любил повторять «В случае чего, я могу и в морду дать». Но реально это случилось лишь однажды. После веселой вечеринки в кругу артистов и художников Соломин с женой и Евгений Матякин ехали домой.
И вдруг Женя говорит: «Я с собой покончу. Художник сказал мне слова, после которых продолжение жизни невозможно». В общем, высадили меня у дома и резко помчались назад. Остальное я уже от очевидцев знаю…
Друзья вошли в дом, и виновник конфликта, крупный и сильный мужчина, стал их подначивать. Женщины повисли на Матякине, справедливо полагая, что останавливать нужно того, кого ранее оскорбили. И тут Соломин выдал классический боксерский удар в челюсть обидчика. Тот упал, описав немыслимую траекторию. Присутствующее онемели. Виталий и Евгений развернулись и вышли, не сказав ни слова.
Виташа потом говорил, что этот единственный в жизни удар по лицу человека дался ему нелегко. Он и боксом-то в свое время бросил заниматься, потому что очень ему не нравилось поднимать руку на людей…
Вот в какой области Виталий Соломин никогда не проявлял ни жесткости, ни непреклонности, так это в общении с дочерями:
Лиза мне как-то сказала: «Поразительно, папа ведь нас никогда не наказывал, не ругал, не читал моралей. Но абсолютно все мои жизненные понятия и ценности, самые простые и самые сложные, только через него пришли…
Может, это и есть тот самый смысл отца в семье и мужчины в доме, о которых мы почти забыли в наш «толерантный» век, когда понятия женственности и мужественности смялись и перепутались? Как вы думаете?