Как Валентина Малявина не дала снять до конца фильм «Король-олень»1969 года

 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-10

Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма «Гостья из будущего» Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам. Режиссер вспоминал, что однажды на него большое впечатление произвёл фильм «Василиса прекрасная». Вот он и решил, что обязательно снимет нечто подобное. Хотя в списке его кинолент значатся и такие мелодрамы как «С любимыми не расставайтесь».

 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.

Почему волшебно-странный?

Во-первых, «Король-олень» — это сказка, пусть и перефраз произведения Карло Гоцци. Фильм насквозь пропитан волшебной музыкой гениального Микаэла Таривердиева. Именно поэтому я очень люблю его. Конечно, можно просто слушать музыку, но только её сочетание с видеорядом такой такой необыкновенный микс. Иногда мне кажется, что это не фильм, а ряд клипов на песни Таривердиева.

 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-2

Странный — потому что снят в необычной манере. Здесь есть сочетание формата художественного фильма и театрализованного действия. Недаром, некоторые киноведы писали, что этот фильм — отсыл к знаменитому спектаклю «Турандот», ставшего настоящей легендой советского искусства.

Но в этой статье я не собираюсь проводить искусствоведческие параллели. Расскажу о той части истории фильма, которая повлияла на исход съёмок.

«Король-олень» — это, прежде всего, звёздный состав актёров.

Юрий Яковлев (ох, как идёт ему образ короля!), Сергей Юрский, Елена Соловей, Олег Табаков, Олег Ефремов.

 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-3
 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-4
 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-5

Актёры прекрасно ладили между собой, и на съемочной площадке царила дружеская атмосфера.

 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-6




Вот что вспоминала супруга Яковлева Ирина, которая отправилась на съемки вместе с мужем:

«Снимали в Ялте, в горах, я была на этих съемках. Жара стояла жуткая. Но у нас сложилась замечательная компания. Там везде было полно всяких кафе, шашлычных. Естественно, в перерывах между съемками мы очень хорошо проводили время: ели, выпивали, разыгрывали друг друга, хохотали…».

С самого начала съемок всем было понятно, что в такой дружеской атмосфере фильм получится снять быстро и хорошо. И никто не мог предположить, что одно обстоятельство — решение режиссёра взять именно эту актрису очень сильно повлияет на исход съемочного процесса.

Эта скандальная история лишний раз доказывает, что смешивание личного с общественным приводит зачастую к нехорошим результатам. Хотя есть исключения. К примеру, Панфилов и Чурикова.

А дело вот в чём. Как вы знаете, дорогие читатели, в фильме «Король-олень» рассказывается о короле Дерамо, которому волшебник подарил говорящую куклу. Она имело свойство: смеяться в случае, когда кто-то говорит неправду. Решил Дерамо с помощью нее выбрать себе невесту да не знал при этом что куклу ему подменили. Но он не ошибся в выборе и его женой стала давно любящая короля дочь Панталоне Анджела.

 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-7

Так вот. На роль Анджелы режиссёр выбрал свою жену — актрису Валентину Малявину, славящуюся очень яркой красотой.

 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-8
Павел Арсенов и Валентина Малявина |

Павел Арсенов и Валентина Малявина |

Валентина и вправду в молодости была очень красивой. Кинопара Малявиной и Яковлева — королевы и короля — одна из самых красивых в советском кинематографе.

 Это волшебно-странный фильм создал в 1969 году снял создатель культового многосерийного фильма "Гостья из будущего" Павел Арсенов. Уже тогда он тяготел к сказкам.-10

Но что касается личности Малявиной — тут огня не занимать! И во время съемок фильма развернулась настоящая «Санта Барбара».

С Валентиной Малявиной Арсенов познакомился, когда работал на фильмом «Подсолнух». Влюбился без памяти. Но красивая и талантливая актриса была замужем за Александром Збруевым. Отношения супругов на тот момент были уже прохладными: Малявина изменила мужу с Андреем Тарковским.

И всё же Арсенов завоевал сердце пламенной Валентины. Они поженились, и у них родилась дочь, которая , к сожалению, вскоре умерла.

Потеря дочери сильно подкосила актрису и испортила отношения с Арсеновым.

«После этого я поняла, что не смогу жить с Арсеновым», – признавалась позже актриса. «Король-олень» стал их последней совместной работой.

Ходили слухи, что Арсенов затеял снимать «Короля-оленя» специально, чтобы наладить отношения с любимой.

Но вышло ещё хуже.

Дело в том, что сильный разлад между супругами не позволил режиссёру снять фильм до конца.

Зрители давно заметили, что кинокартина словно не завершена, логическая точка не поставлена. Так и есть. И это — не замысел режиссёра, а просто фильм не был снят до конца. В прокат сказка вышла с открытым финалом, смонтированная из того, что успели снять до конфликта Малявиной и Арсенова.

Прожив 6 лет с Арсеновым, роковая красотка Валентина завела роман с одним из загадочных личностей в кинематографе СССР Александром Кайдановским. Возможно, Арсенов узнал об этом на съемках. Конечно, для него, горячо любящего жену, это было большим ударом. Супруги окончательно разругались под конец съемок. Злить актрису не стоило. Ибо, не дождавшись съемок, Валентина Малявина, уехала в Москву. Снимать дальше фильм без главной героини не имело смысла.

Тем не менее, «Король-олень» понравился зрителю. Этому способствовали сказочная канва фильма, блестящая игра актёров и замечательная музыка Таривердиева.

Немного о музыке

В фильме прозвучало несколько песен Таривердиева. По сюжету их пело несколько героев. Вокальные партии Анджелы исполнила молодая Алла Пугачёва.

Певица впервые сотрудничала с маститым композитором. Говорили, что творческое партнерство певицы с Таривердиевым сулило ей прекрасную карьеру камерной драматической исполнительницы (как Камбуровой). Но Пугачева впоследствии разругалась с композитором во время совместной работы над музыкой к фильму «Ирония судьбы, или с легким паром». Инициатором разрыва стала сама Пугачёва.

Тем не менее, у Аллы Пугачёвой хватило ума быть благодарной великому композитору:

«Это веха в моем творчестве. Вокруг него столько певиц было интересных! А доверить партию главной героини в «Короле-олене» – почему-то он именно мне доверил… Он называл меня ребенком, как правило. Я была такой худенькой тростиночкой и достаточно чистым существом. Он говорил, что я ребенок из благородных мещан. Ему это очень нравилось и совпадало с его понятиями о чистоте. И его чистые роли в кино нужно было озвучивать. Я озвучивала «Короля-оленя» и «Иронию судьбы». И в том, и в другом случае героинями были любящие, ранимые, беззащитные, как дети внутри себя. И он почувствовал это во мне».

А вот еще песня Анджелы

Поёт Олег Ефремов

Вот такая история кино-сказки «Король-олень».