Поэтому простите меня, но я не буду показывать вам постаревшую Наташу – Наталью Евгеньевну Трубникову. Не хочу портить далекий романтический образ тем, что с нами безжалостно делает время.
Кадр из фильма «31 июня». Все скрины из фильма в этой публикации сделаны автором текста.
А к моменту выхода телефильма-мюзикла «31 июня» балерина Наташа – окончившая балетмейстерский факультет ГИТИСа, – ужас как была хороша! Воздушна и грациозна! Глаза – темные спелые вишни на красивом лице, изумительный взгляд. Было что-то в Наташе Трубниковой такое, что зачинатели волшебной киносказки о временах короля Артура именно ей предложили сыграть прекрасную девушку из XII века – принцессу Мелисенту.
С прекрасным актером Николаем Ерёменко-младшим в паре. Дуэт был замечательным и в фильме смотрелся замечательно.
Замечательная пара — Наталья Трубникова и Николай Ерёменко в фильме «31 июля».
Наташа Трубникова — влюбленная принцесса Мелисента.
Николай Ерёменко-младший в фильме «31 июня».
Если вы не помните, то сюжет такой. В волшебном зеркале художник из XXI века и девушка из средневековья увидели друг друга.
В этом зеркале перед героем-художником появился образ прекрасной принцессы.
Такой явилась художнику в зеркале принцесса из XII века.
Перед такой девушкой трудно было устоять художнику!
И вспыхнула любовь, переносимая магией через века то в будущее время, близкое нам, то в сказочное королевство XII века, где и жила принцесса Мелисента, строил козни коварный магистр черной магии, где танцевали фрейлина и придворные дамы, бродили по замку привидения из подвалов, где были рыцари и балы, смех и слезы…
Портрет далекого рыцаря из XXI века был перенесен в XII век с помощью магии и верных друзей.
Король Мелиот — правитель королевства Перадор и дочь, принцесса Мелисента, спорили порой.
Король, как всегда, был против и разбил портрет любимого.
И ,конечно, царила над всем этим средневековым миром романтическая и утонченная красота Наташи Трубниковой в образе принцессы Мелисенты, покорившая зрителей.
Скриншот из фильма, как и все остальные, сделал автор текста.
И песня в фильме была замечательная, западающая в душу (за «принцессу» Наташу пела молодая тогда еще Татьяна Анциферова):
Исполнение песни.
(Песня «Ищу тебя» — «Всегда быть рядом не могут люди» (А. Зацепин, слова Л. Дербенева).
И фильм был как раз о самом важном: любви – может ли быть она без конца?
Надо ли подписывать такую сцену? Влюбленным из разных эпох удалось встретиться в XXI веке.
Наташа Трубникова играла вдохновенно, создавая нежный и романтический образ девушки, ждущей настоящей любви. Она сама была натурой романтической и, широко открыв черные, как вишни, глаза, погрузилась в волшебный мир кино: с рыцарским замком, придворными дамами и музыкантами, таинственным карликом-пажом, рыцарями и мечами.
Скриншот из фильма автора текста.
Помните, как она, принцесса из XII века Мелисента, – волшебно перенесясь на телестудию XXI века, отдает средневековый меч на хранение телевизионщикам, поскольку танцевать с ним на съемочную площадку не пускают…
За любовь принцесса готова была биться вот этим мечом. С ним она переносится в XXI век.
Карлик-паж подает меч: надо возвращаться в королевство и выручать возлюбленного!
И она с факелом в руке и мечом переносится из телестудии XXI века в средневековую темницу сражается со стражей, вызволяя любимого, брошенного в темницу за верность ей, принцессе.
И вообще это был потрясающе странный фильм по мотивам повести английского писателя Джона Бойнтона Пристли о девушке и юноше из разных эпох. С попаданиями влюбленных героев то в средневековье, то в будущий XXI век (кино, напомню, снимали в XX веке), с романтической и сказочно прекрасной девушкой-принцессой, ждущей рыцаря, достойного любви.
Прекрасная принцесса на троне отвергает предложенных ей женихов: они жаждут ее ради трона.
Волшебная брошь Великого Мерлина помогает влюбленным перенестись в XXI век — но память героев стёрта колдовством: они не могут вспомнить себя даже в музее того королевства XII века..
Влюбленные обрели счастье, но ничего не помнят о том, как свела их судьба и кем они были прежде.
Замечательно играли актеры, замечательный был сценарий Нины Фоминой и режиссера Леонида Квинихидзе. Чудесны были танцы дам средневекового дворца (солисток балета). Замечательный был фильм!
Только его показали всего один раз – единственный его показ состоялись 31 декабря 1978 года по Первой программе центрального ТВ.
И публика, успевшая увидеть Наташу в роли принцессы Мелисенты, сразу влюбилась в молодую актрису и поняла, затаив дыхание, что в кинематограф явилась новая звезда.
К тому же умеющая быть в разных образах и танцующая балерина!
В XXI веке принцессе Мелисенте на телевидении создали новый облик.
И здесь пришлось станцевать с Александром Годуновым — только не с музыкантом Лемисоном из XII века, а с Бобом Тейлором из XXI века (поскольку персонажи в фильме «31 июня» появляются в двух временных эпохах).
Уже предвкушали, что девушка – красивая, романтичная, грациозная и нежная, создавшая этот волнующий образ Мелисенты – будет и в следующих ролях блистать в кинематографических далях.
Какая замечательная лебединая шея была у Наташи!
Но фильм в 1979 году «положили на полку» на долгих 7 лет. Для Наташи Трубниковой (а ей было 24 года), почитай, навсегда.
Потому что красота, друзья мои, недолговечна и быстро уходит. На смену ей может придти красота зрелой женщины – но никогда не будет той воздушности, того неповторимого очарования молодости и блеска в глазах, той игривой грациозности и живости гибкого молодого тела (недаром балерины сходят со сцены в балете до 35 лет!).
Словом, полюбившуюся зрителю Наташу Трубникову и успешный мюзикл советский зритель больше не увидел. Это сегодня телефильм «31 июня» в интернете смотри хоть до упаду. А тогда «доинтернетный» советский народ просто лишили фильма, сделав мюзикл запретным.
Слеза, которая скатилась у принцессы в фильме «31 июня», оказалась пророческой!
Объяснение простое и все его знают: приглашенный в фильм на роль средневекового придворного музыканта Лемисона (он же сыграл и Боба Тейлора из XXI века) солист балета Большого тетра Александр Годунов оказался «невозвращенцем»: в 1979 году во время гастролей в Нью-Йорке он попросил политическое убежище в США.
Александр Годунов в роли Лемисона, средневекового придворного музыканта королевства Перадор, в фильме «31 июня».
Потом судили и рядили, чего ему не хватало в СССР, – ведь он танцевал ведущие партии: Спартака в одноименном балете, Принца в «Лебедином озере», Вронского в «Анне Каренине», Тибальда в «Ромео и Джульетте», Царя Ивана в «Иване Грозном» etc. А потерял всё!
Я специально пересмотрел заново фильм «31 июня» с его балетными сценами – и в очередной раз убедился, каким замечательным солистом балета был Александр Годунов, как мастерски он танцевал и играл придворного музыканта Лемисона в замке короля.
Но такие люди всегда эгоисты до мозга костей. Они ради себя «подставят» кого угодно и погубят кого угодно – как погубил Годунов успешный дебют Наташи Трубниковой.
Я посмотрел и хронометраж – в фильме продолжительностью более 2-х часов (с рыцарским замком, придворными дамами, красивыми сценами, средневековой любовью и замечательной романтикой) – Годунов всего 30 секунд экранного времени танцевал с балериной Натальей Трубниковой их самый главный совместный танец.
Танец придворного музыканта Лемисона с принцессой Мелисентой в фильме «31 июня».
Последние секунды этого танца из фильма. Наталья Трубникова и Александр Годунов.
Взгляд благодарности за танец. Скриншот автора текста.
Такой дуэт с признанным мэтром балета для любой актрисы на всю жизнь остался бы предметом гордости!
Но даже эти 30 секунд действительно прекрасного танца испортила ложка дёгтя: эмиграция Годунова. Из-за невозвращенца фильм, по суровым законам советской цензуры, попросту «похоронили».
Пропал замечательный труд постановщиков, операторов, хореографов (фильм во многом танцевальный), замечательно игравших актеров, декораторов, костюмеров, с таким блеском подобравших костюмы средневековым героям.
Да что там! Пропала, навеки сгинула и легла на пыльные полки забвения та юность и романтика, которую воплощала молодая Наташа Трубникова в фильме «31 июня»!
Эмиграция Годунова, как ложка дегтя, отравила всю работу, весь труд киносъемочной группы.
Но Наташу особенно жалко. Юную, воздушную. Блистательно воплотившую образ романтической девушки из средневековья, так запавший в сердце зрителей единственного показа телефильма.
А красота, друзья, скоротечна. Это не злато, которое можно вынуть из сундуков через десятилетия и даже столетия! Красота приходит на короткий миг в жизни человека, вспыхивает – и уходит!
Поэтому я не буду показывать вам постаревшую Наталью Трубникову, уже располневшую, в которой ничего не осталось от той порхающей в зале средневековой крепости девушки, от того воздушного создания, каким она была в молодости.
Пусть Наташа-Мелисента навсегда останется такой, как на тех кадрах старой кинопленки. Они донесли нам короткий миг ее красоты и воздушности – который уже не повторится.
Прощальная фраза покидавшего королевский дворец музыканта Лемисона (А. Годунов) принцессе Мелисенте «Будьте счастливы, ваше высочество» — для Наташи не сбылась…
Годунов и сам не получил того, чего хотел. Он не был обласкан за океаном. В Америке его выдавил из балета одноклассник по Рижскому хореографическому училищу и вечный соперник Михаил Барышников, ранее эмигрировавший в США и получивший бразды правления в Американском театре балета.
Александр Годунов в роли Боба Тейлора из XXI века изображает западный стиль жизни в фильме «31 июня». Скриншот автора текста.
Пришлось танцору великого дарования Годунову, когда-то станцевавшему Принца в балете «Лебединое озере», подвизаться в Голливуде на ролях каких-то террористов. В 45 лет великий танцор подозрительно умер в своей квартире в США (или был отравлен?), а его имуществом распорядилась дама, которая вела его финансовые дела. По ее приказу, тело поспешно кремировали без экспертизы, а прах развеяли над океаном.
Характерна надпись на мемориале Александра Годунова в Лос-Анджелесе: «His future remained in the past» («Его будущее осталось в прошлом»).
Но он не только свое будущее оставил в прошлом. Он растоптал и весь отснятый фильм «31 июня».
Но Наташу жаль больше всего. Годунов не дал ей состояться как звезде нашего кино. Ведь после его вероломного бегства в США кинематографисты получили сверху негласную установку: не брать в кино балерин и мужчин-солистов балета. Поскольку именно они, с международным языком танца (понятным на сцене любой страны без перевода), чаще становились эмигрантами и «невозвращенцами».
Наталья Трубникова потом с горечью называла себя «артисткой кинопроб» – творчески и внешностью красавица подходила для многих фильмов (в чем ей признавались за глаза), но ни одной главной роли в кино больше она не получила. Ее, как птицу, подбили на взлёте, и звезда ее погасла. Несколько второстепенных эпизодов и ролей, которым ей потом дали сыграть в кино, уже не имели значения.
Вот такая грустная история, друзья, про Наташу Трубникову – не состоявшуюся надежду советского кино; фею, у которой украли лучшую киноработу. Ее красивый дебют в одной главной роли теперь можно поминать лишь в прошедшем времени. Да смотреть кадры старого фильма «31 июня» в архивах интернета.