Стивен Спилберг — легенда кинематографа, чьи фильмы восхищают миллионы зрителей. Его творческий путь начался с таких шедевров, как «Челюсти», «Инопланетянин» и трилогия «Индиана Джонс». Но в 1993 году он превзошел сам себя, создав «Парк Юрского периода» — фантастический триллер с потрясающими визуальными эффектами, который собрал рекордную кассу и стал культовым фильмом для целого поколения.
Что скрывается за кадрами этого уникального кинопроекта? Какие секреты и загадки хранят динозавры, ожившие на экране?
Сцена, в которой мы впервые видим динозавра, стала одной из самых запоминающихся и восхитительных в истории кино.
Но для актеров и съемочной группы это был настоящий вызов.
Лора Дерн, исполнившая роль Элли Саттлер, призналась, что эта сцена была одной из самых трудных в ее карьере. Ведь на месте брахиозавра, который поражает своей грацией и масштабом, был лишь теннисный мячик на палке. Актерам приходилось проявлять максимум фантазии и воображения, чтобы передать эмоции своих персонажей. А Спилберг постоянно менял ракурсы и планы, не давая никому отдохнуть.
Фил Типпетт, один из создателей визуальных эффектов, был в шоке, когда увидел, как Спилберг оживил динозавра с помощью компьютерной графики. Он не мог поверить, что это возможно, и воскликнул: «Ты сделал это, ты сумасшедший *** сын». Эта фраза так понравилась Спилбергу, что он включил ее в фильм. Только теперь она принадлежит Джеффу Голдблюму, который играет Йена Малкольма. Он говорит ее в ответ Джону Хаммонду, создателю парка, который гордится своим достижением.
Говоря про Хаммонда
Он — гениальный и амбициозный создатель парка, который мечтает подарить миру чудо. Но кто мог бы воплотить этого персонажа на экране? Спилберг выбрал для этой роли Ричарда Аттенборо — выдающегося британского актера и режиссера, обладателя двух «Оскаров». Аттенборо сыграл Хаммонда не просто с теплотой и харизмой, но и с ноткой слепой самонадеянности.
Но Аттенборо не был единственным кандидатом на роль Хаммонда. Майкл Крайтон, автор книги, на которой основан фильм, представлял Хаммонда как «мрачную версию Уолта Диснея» — великого мечтателя, но и безжалостного бизнесмена. Спилберг рассматривал таких звезд, как Клинт Иствуд и Марлон Брандо, но они (в его воображении) не подходили по образу. А Шон Коннери, который был идеальным вариантом для роли, отказался от нее, предпочтя сняться в другом фильме.
Природа внесла свои коррективы
Съемки фильма проходили на живописном гавайском острове Кауаи. Но внезапно райский уголок превратился в ад, когда на остров обрушился мощный ураган «Иники». Он сметал все на своем пути — ветры достигали 200 километров в час и обесточили весь остров. Ущерб местной инфраструктуре достигал 6 млн. долл.. Декорации «Парка Юрского периода» были разрушены, а съемочная группа оказалась в ловушке.
Кэтлин Кеннеди, продюсер фильма, чтобы спасти съемки, совершила героический поступок. Ей удалось вылететь на самолете Армии спасения до Гонолулу, откуда она сумела связаться с Лос-Анджелесом. Оттуда она организовала эвакуацию съемочной группы и доставку на Кауаи материалов. После возвращения в Лос-Анджелес производство в Universal возобновилось.
Спилберг не упустил шанс использовать ураган в своем фильме. Он прихватил с собой оператора Дина Кэнди (бедняга) и отправился снимать стихию. Некоторые из этих кадров даже попали в фильм! Так что в следующий раз, когда в фильме увидите, как гигантские волны накрывают остров Нублар — это не компьютерная анимация, а настоящий ураган Иники.
Актеры и съемочная группа были эвакуированы в бальный зал отеля, где было безопаснее. Но вот Ричард Аттенборо не вышел из своего номера. Он спокойно спал в постели, не обращая внимания на шторм. Когда Спилберг спросил его, как ему вообще удалось так расслабиться и игнорировать стихию, Аттенборо ответил: «Мой дорогой мальчик, я пережил Лондонский Блиц!».
Трицератопс — один из самых любимых динозавров зрителей.
Его встреча с героями фильма была трогательной и напряженной. Но вы бы удивились, если бы знали, насколько сложный процесс стоял за созданием этого чуда.
Трицератопс не был воплощен с помощью компьютерной графики, как брахиозавр. Он был аниматронной моделью, которую смастерила студия Стэна Уинстона — гения спецэффектов. Это был огромный механизм, который требовал одновременных усилий 12 человек, чтобы управлять им. Восемь из них были в яме под трицератопсом, тянули тросы и двигали его части тела. Четверо были внутри трицератопса, входившие через секретную дверь в его задней части. Они контролировали его глаза, рот и дыхание.
Спилберг хотел снять трицератопса на Гавайях, чтобы придать сцене больше реализма. Но это оказалось непросто — трицератопс весил 4 тонны и его пришлось по частям доставлять на остров на грузовике.
Когда трицератопса только собрали, он был разноцветным, прям как радуга. Фиолетовый, желтый, красный и зеленый. Стэн Уинстон хотел, чтобы он выделялся на фоне зеленой растительности. Но когда он показал его Спилбергу, тот сказал: «Это выглядит абсолютно нелепо! Сделайте его коричневым».
В фильме мы видим только одного трицератопса, но на самом деле их было два. Второй был меньше и предназначался для сцены, в которой Тим, внук Хаммонда, катается на детеныше трицератопса. Но эта сцена была вырезана — Спилберг решил, что происходящее выглядит слишком мило и не соответствует тону фильма.
За книгу велись торги
Роман Майкла Крайтона «Парк Юрского периода» вышел в 1990 году и сразу же стал бестселлером. Его идея о клонировании динозавров и создании тематического парка поразила воображение миллионов читателей. Но еще до того, как книга появилась в продаже, Голливуд уже вел ожесточенную борьбу за права на экранизацию.
Несколько крупных студий хотели снять фильм по книге, каждая со своим видением и режиссером. Warner Bros. предлагала Тима Бертона, мастера готического стиля и черного юмора. Columbia хотела Ричарда Доннера, создателя «Супермена» и «Смертельного оружия». 20th Century Fox надеялась на Джо Данте, режиссера «Гремлинов» и «Маленьких солдатиков».
Джеймс Кэмерон, режиссер «Терминатора» и «Чужого», тоже мечтал снять фильм по книге. Он хотел сделать его жестким и напряженным, как «охота на динозавров в джунглях». Он даже подобрал актеров для главных ролей: Чарлтон Хестон должен был играть Хаммонда, Билл Пэкстон — Малькольма, а Арнольд Шварценеггер — Гранта. Но Кэмерон опоздал с предложением всего на несколько часов. Права на книгу были выкуплены студией Universal.
Стивен Спилберг был единственным режиссером, которого хотела Universal для «Парка Юрского периода».
Они доверяли ему, ведь он уже сотрудничал с ними над такими фильмами, как «Челюсти» и «Индиана Джонс». Но Спилберг был занят другим проектом, который тоже был основан на книге Крайтона — «Скорая помощь». Это был триллер о врачах, которые борются со смертельным вирусом. Позже из этой книги и идеи сделали популярный сериал с Джорджем Клуни.
Сам же Спилберг мечтал снять «Список Шиндлера» — фильм о спасении евреев от нацистов во время Второй мировой войны. Он считал, что это его самый личный и значимый фильм, и хотел посвятить ему всю свою душу. Но Сид Шейнберг, глава Universal, поставил его перед сложным выбором. Он сказал Спилбергу: «Если ты сделаешь нам «Парк Юрского периода», то получишь свой «Список Шиндлера». Если нет, мы не снимем ни того, ни другого».
Спилберг согласился на компромисс. Он решил снять оба фильма одновременно. Он начал съемки «Парка Юрского периода» на Гавайях, а затем переехал в Польшу, чтобы снять «Список Шиндлера». Такие параллельные съемки обошлись очень недешево — Спилберг хотел сохранять постоянную связь между собой в Польше и командой в Лос-Анджелесе, поэтому арендовал два спутниковых канала через польское телевидение и держал их открытыми все время. Спутники стоили 1,5 млн долларов в неделю. Большую часть этапов он провернул в тайне от Universal, чтобы они не мешали ему.
По его словам: «Я делал «Парк Юрского периода» как детский фильм для себя, а «Список Шиндлера» — как фильм для моих родителей».
Доктор Алан Грант
Главный герой фильма, палеонтолог и любитель динозавров. Но кто мог бы сыграть его на экране? Спилберг рассмотрел множество вариантов, но никто не подходил ему по духу.
Кевин Костнер, Деннис Куэйд, Мел Гибсон, Ричард Дрейфусс и Робин Уильямс — все они были в списке Спилберга, но ни один из них не вызывал восторга. Уильям Херт отказался от роли, сказав: «Я не хочу снимать про динозавров». Курт Рассел тоже отказался, не согласившись с предложенным ему гонораром.
Харрисон Форд получил предложение от Спилберга и тоже отклонил его, но по-дружески. Заметил, что он слишком похож на его Индиану Джонса, и не хочет, чтобы зрители запутались в его персонажах.
Спилберг уже начал отчаиваться, когда увидел Сэма Нилла в фильме «Мертвый штиль». Он был впечатлен его игрой и решил, что вот он — идеальный исполнитель роли Гранта. Он позвонил ему за три недели до начала съемок и пригласил в свой фильм. Нилл согласился мгновенно, абсолютно не веря в свою удачу. Для него это был шанс стать звездой, ведь до этого он снимался только в небольших и не самых престижных фильмах.
Спилберг выбрал Нилла, потому что видел в нем «настоящего человека, а не голливудского красавчика». Он хотел, чтобы Грант был простым и скромным парнем, но при этом умным и смелым.
Но была одна проблема — акцент Нилла. Спилберг хотел, чтобы тот говорил по-американски, но Нилл не мог избавиться от своего новозеландского акцента. Спилберг разрешил ему: «Ладно, говори, как всегда». Нилл послушался и заговорил своим киви-акцентом, но это тоже не устроило Спилберга. Он попросил: «Попробуй выдать что-то среднее между этими двумя вариантами». Нилл попытался, но это было не так-то просто. Он признавался, что «чувствовал себя, будто говорит на трех языках одновременно». Послушайте его монолог про велоцирапторов в этом фрагменте, примерно на 40-й секунде. Он действительно меняет акценты между предложениями:
Доктор Алан Грант — не просто вымышленный персонаж, а отражение реальных ученых, которые изучали динозавров.
Он был вдохновлен двумя палеонтологами — Джеком Хорнером и Робертом Бэккером. Оба были консультантами Спилберга по «Парку Юрского периода» и помогали ему сделать фильм более достоверным и научным.
Джек Хорнер — один из самых известных палеонтологов в мире. Он сделал множество открытий о динозаврах, в том числе о том, что они были теплокровными, социальными и ухаживали за своим потомством. Он также предположил, что птицы являются потомками динозавров. Он был наставником Сэма Нилла по роли Гранта и даже появился в камео в фильме, играя рабочего, который копает кости.
Роберт Бэккер — другой знаменитый палеонтолог, который был другом и соперником Хорнера. Он также сделал много открытий о динозаврах, в том числе о том, что они были быстрыми, разнообразными и адаптивными. Он был одним из первых, кто предположил, что динозавры могли быть покрыты перьями. Он также был упомянут в фильме внуком Хаммонда, Тимом: «Я прочитал все книги доктора Бэккера».
А что с остальным составом актеров?
Спилберг нашел свою Элли, когда увидел Лору Дерн в фильме «Беспутная роза». Он был очарован ее игрой и характером. Сказал: «Она была такой сильной и непокорной, что я сразу же захотел увидеть ее в своем фильме».
Доктор Йен Малкольм — теоретик хаоса и обаятельный ученый. Он саркастичен, остроумен и критичен к парку Хаммонда. Но кто мог бы сыграть его на экране? На роль Малкольма претендовали Джим Кэрри, Майкл Китон, Брюс Кэмпбелл, Джонни Депп, Тед Дэнсон, Стив Гуттенберг и Майкл Джей Фокс. Спилберг выбрал Голдблюма, потому что был фанатом его работы в фильмах «Муха» и «Приключения Бакару Банзая»: «Он был таким умным и забавным, что я не мог представить никого другого в этой роли».
Доктор Йен Малкольм — не просто персонаж, а голос автора.
Майкл Крайтон говорил, что Малкольм отражает его собственную философию науки и генной инженерии. Он был критиком идеи создания динозавров из ДНК, считая, что это опасно и неэтично. Он высказывал свои мысли в сцене ужина, где спорил с Хаммондом: «Ваши ученые были так озабочены тем, могут ли они, что они не остановились, чтобы подумать, а следует ли?». Эта фраза стала одной из самых известных во всем фильме.
Джон Хаммонд — противоположность Малкольму. Он был энтузиастом и визионером, он верил в свою мечту и не считал, что делает что-то неправильное: «Я не жадный человек. Я просто хочу показать миру чудо».
Спилберг стремился показать контраст между Малкольмом и Хаммондом не только в их словах, но и в их внешности. Хаммонда он одел во все белое, чтобы подчеркнуть его оптимизм и идеализм. А Малкольма — в черное, чтобы подчеркнуть скептицизм и реализм. Таким образом, он создал визуальную метафору для двух разных взглядов на парк юрского периода.
Стакан наполовину полон
Один из самых запоминающихся моментов в фильме — когда мы видим, как стакан с водой трясется от приближающегося Т-Рекса. Это было гениальное решение Спилберга, чтобы создать напряженное ожидание. Он придумал эту идею случайно, когда ехал на своей машине и слушал песню американской группы Earth, Wind and Fire. Он заметил, как зеркало заднего вида вибрирует в такт музыке: «Я подумал тогда — это было бы здорово, если бы мы могли сделать так, чтобы вода вибрировала от шагов динозавра».
Но как сделать такой эффект в реальности? Спилберг обратился к Майклу Лантери, одному из лучших специалистов по спецэффектам в Голливуде. Лантери придумал простой, но гениальный способ. Он положил гитарные струны под панель автомобиля, в котором сидели герои фильма. Подключив их к усилителю, он нашел нужную ноту, которая заставляла воду вибрировать: «Это было как играть на гитаре. Я просто находил правильную частоту и держал ее».
Этот эффект стал одним из самых известных, настолько впечатляющим, что многие зрители думали, что он был сделан с помощью компьютерной графики. Но на самом деле это был результат творчества и мастерства Спилберга и Лантери.
Король динозавров и звезда фильма.
Его появление на экране было одним из самых потрясающих моментов в истории кино. Но как он был сделан?
Это был результат удивительного сочетания CGI и аниматроники. Аниматронная модель была построена студией Стэна Уинстона — легенды спецэффектов. Она была огромной — 7,6 метров в высоту и 6,8 тонн веса. Она была такой большой, что пришлось поднять крышу студии, чтобы вместить ее. Модель управлялась дистанционно с помощью компьютеров и гидравлики, могла двигать глазами, ртом и хвостом.
Но аниматроник не был безпроблемным — он был крайне чувствителен к влаге, и когда он намокал под дождем в сцене, в которой он атакует автомобиль, он начинал глючить. Т-Рекс постоянно переставал работать, и его приходилось ремонтировать, что затягивало съемки. А еще он был опасен — на съемочной площадке всегда были предупреждающие сигналы, во время его включений. Гитдравлика была так сильна, что если бы он случайно ударил кого-то своей головой, это могло оказаться смертельно. А иногда он оживал сам по себе, когда никто не ожидал. Кэтлин Кеннеди вспоминает:
«Мы обедали, и вдруг Т-Рекс оживал. Было слышно, как кричат люди. Сначала мы не понимали, что происходит, а потом дошло — это из-за воды».
Т-Рекс был воплощением практических эффектов — такой убедительный, что многие зрители думали, что он был сделан исключительно с помощью компьютерной графики. Но на деле это был результат мастерства и таланта Спилберга и Уинстона. Они создали одного из самых знаменитых и любимых динозавров в кино.
«Парк Юрского периода» мог бы быть совсем другим фильмом, если бы не несколько изменений в сценарии.
Майкл Крайтон изначально хотел написать историю о птеродактиле, который каким-то образом возрождается из ДНК и терроризирует маленького мальчика. Но его редакторы отвергли эту идею, сказав, что она неинтересна, нелогична и нереалистична. Тогда Крайтон обновил ее до истории о студенте, который случайно создает динозавра в своей лаборатории. Но и это не понравилось его редакторам, которые сказали, что это слишком похоже на его «Штамм Андромеда». Тогда Крайтон согласился написать историю о тематическом парке с динозаврами, которые вырываются из-под контроля. По сути, он вдохновился своим же собственным фильмом «Мир Дикого Запада», только на этот раз сюжете были не роботы, а динозавры.
Когда Спилберг получил права на книгу, он нанял Малию Скотч Мармо, чтобы она написала сценарий. Но ее сценарий был слишком отличен от книги. Т-Рекса она добавила сразу в начало фильма, чтобы «зацепить» зрителей, а также убрала Малкольма из истории, считая, что он слишком много говорит и мешает действию.
Спилбергу результат не понравился, и он сел за доработки совместно с Крайтоном. Но и этот вариант не подошел — в этот раз спас ситуацию Дэвида Кёпп, который сделал много изменений, чтобы сделать сценарий более напряженным и забавным. Убрал лишние детали о персонажах, а взамен добавил романтическую искру между Малкольмом и Элли, чтобы привнести юмор и драму. А еще он сделал Гранта более добрым и отзывчивым.
Конец фильма стал одним из самых запоминающихся моментов в истории кино.
Но он мог бы быть совсем другим, если бы не решение Спилберга. В сценарии конец фильма был таким: скелет Т-Рекса, который стоял у входа в парк, был подключен к шкивам. Грант использовал шкивы, чтобы двигать голову и ноги скелета, и таким образом сам раздавил велоцирапторов, которые преследовали его и его спутников.
Но Спилберг справедливо посчитал, что такая концовка была бы слишком притянутая и нереалистичная для такого убедительного фильма. К тому же он хотел, чтобы зрители увидели Т-Рекса во всей его красе и величии в последний раз: «Я не мог представить, что зрители будут рады, если мы не покажем им Т-Рекса еще разок в конце фильма».
Так пришла идея, что Т-Рекс появляется в самый последний момент, когда велоцирапторы готовы напасть на героев. Он спасает их, сражаясь с велоцирапторами, и ревет, поднимая голову к потолку. Он становится героем фильма, а не злодеем. Естественно, если бы велоцирапторов там не было, он бы с удовольствием перекусил и людьми, но это уже мелочи. Была также добавлена и сцена, в которой Т-Рекс разрывает баннер с надписью «Парк Юрского периода», чтобы подчеркнуть иронию и провал проекта Хэммонда.
Сколько бы он стоил, если бы он был реальным?
Интернет-издание Fandango провело исследование, чтобы ответить на этот вопрос.
Они учли разные аспекты строительства и эксплуатации парка, такие как:
— Покупка острова у побережья Коста-Рики, где расположен парк в фильме. Они оценили его стоимость в 10 миллиардов долларов, исходя из средней цены земли в этом регионе.
— Строительство самого парка, включая здания, дороги, ограждения, системы безопасности и т.д. Они оценили все это в 1,5 миллиарда долларов, исходя из средней стоимости подобных проектов.
— Исследования, сбор ДНК динозавров и клонирование динозавров — 26 миллионов долларов, исходя из средней стоимости генетических исследований и технологий.
— Накладные расходы, такие как зарплата сотрудников, электричество, вода, транспорт и т.д. Сейчас удивитесь: 32 миллиона долларов в день, исходя из средней стоимости поддержки тематического парка.
— Еда для динозавров. Целых 200 миллионов долларов в год, исходя из среднего потребления и цены мяса и растений.
Таким образом, в Fandango пришли к выводу, что строительство парка обойдется в 23,4 миллиарда долларов, а его эксплуатация — в 12 миллиардов долларов ежегодно. Это огромная сумма, которая может быть неподъемной даже для самых богатых людей. К тому же, это не учитывает практические и этические проблемы, связанные с клонированием вымерших животных и их содержанием в неестественной среде.
К слову, на безопасность можно было потратить и побольше. Как сказал доктор Малкольм: «Разве вы не видите, насколько опасна эта затея? Генетика — одно из самых страшных явлений на Земле, а вы балуетесь с ней, словно ребёнок, нашедший папин револьвер!».