1. Андрей Миронов
Кумир многих женщин, талантливый и обаятельный артист не мог остаться незамеченным в Советском Союзе. Даже дебютная роль Андрея Александровича «А если это любовь?» заставила строгих кинокритиков сказать о великолепной игре актера:
«Органичность и умение жить в кадре — не играть, а жить — уже во весь голос заявили о себе в этой первой работе», — писал Валерий Кичин.
И все же жизнь Миронова была далеко неидеальной из-за состояния здоровья: у звезды была врожденная аневризма сосудов головного мозга, потому врачи настаивали на том, чтобы актер не нагружал себя съемками, однако Андрей совсем не собирался их слушать.
Бесконечные гастроли, бессонные ночи, репетиции, сценарии, выступления — и так по кругу. Актер не мог жить без любимого дела, и тогда сам организм решил покончить с бешеными нагрузками: в 1987 Андрей Александрович был на гастролях в Риге (играл в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), и ему стало плохо.
Коллега Миронова Александр Ширвиндт забрал его за кулисы, чтобы привести в нормальное состояние. Вскоре приехала скорая помощь и забрала его в нейрохирургическое отделение. Актер скончался через два дня, не приходя в сознание. Причиной смерти врачи назвали кровоизлияние в мозг (разрыв аневризмы).
«Я по натуре не сатирик, скорее, человек лирического склада, и приязненные отношения с героями для меня необходимы. Каждая моя роль — это в чем-то я сам. Не потому, что я играю про себя, — играю через себя. Именно я — материал, из которого лепятся все мои сценические герои.
В каждом воплощается какая-то моя черточка, иногда не самая худшая, иногда, увы, дурная, укрупненная, заостренная до неузнаваемости, но моя, не чужая. Поэтому и пытаюсь я всегда понять своих героев. Главное для меня в работе над ролью — найти в ней что-то созвучное, что лично меня волнует», — говорил актер.
2. Виталий Соломин
Младший брат Юрия Соломина, Виталий, умер в 2002-м на 61-м году жизни. Актер стал известным в начале 80-х, сыграв доктора Ватсона в телесериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», но и, конечно же, не осталось без внимания участие в фильмах «Сибириада», «Женщины», «Летучая мышь», «Старшая сестра» и многих других.
Однако Виталий Мефодьевич больше любил сцену, чем камеру, потому более 30 лет прослужил в Малом театре, в котором его брат с 1988 года является художественным руководителем. «Человек бросает якорь», «Горе от ума», «Не все коту Масленица», «Ревизор», «Дядя Ваня» — это одни из произведений, которыми жил Соломин. Ему нравилось примерять на себя разные образы, раскрывавшие его как разностороннего артиста, начиная от роли простого паренька и до серьезного мужчины.
Как-то раз Виталий Соломин сказал, что хочет умереть на сцене так же, как и Андрей Миронов. Страшное желание актера практически исполнилось.
23 апреля 2002 года Виталий Мефодьевич играл в последнем в своей жизни спектакле — «Свадьба Кречинского». Выйдя на сцену, актер резко почувствовал себя плохо, и его срочно госпитализировали в реанимацию. Как оказалось, у Соломина случился ишемический инсульт, из-за которого он скончался через месяц.
«Наверное, в последний год он взял на себя слишком много обязательств, и организм не выдержал. Но я точно знаю, что он не собирался уходить. По крайней мере, не настраивался на это. У него были серьезные планы: он хотел уйти из театра и заниматься только со студентами во ВГИКе, думал создать с ними свою студию. И в семье у нас начиналась новая жизнь. Мы ведь купили наконец дачу, о которой давно мечтали. Развалившийся домик, с аурой старой чеховской усадьбы, с печкой, основательно сложенной. Виталий его увидел и сказал: «Это мое, я отсюда не уеду».
Он надевал там валенки и чувствовал себя абсолютно счастливым. Любил работать руками и очень уважал тех, кто умел мастерить — садился с каким-нибудь печником или кровельщиком, открывал чекушку и часами с этим человеком разговаривал. Он мечтал о своем кабинете, которого у него никогда прежде не было, и выписал огромный резной стол из Петербурга. Наши девчонки выросли, и мы думали о том, как будем жить вдвоем и ждать их с внуками в гости…», — говорила в интервью вдова артиста Мария Антониновна Соломина.
Сам же народный артист РСФСР как-то раз произнес о жизни такие слова:
«Однажды я спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле». Это очень точно. Сцена Малого, мои близкие — все это мой круг на Земле. И те места, где меня встречают с любовью, — тоже мой круг».
3. Елизавета Уварова
Актриса театра и кино снялась более чем в 20 фильмах, в числе которых «Укротительница тигров», «Веселое волшебство», «Осторожно, бабушка!» и «Усатый нянь», но дороже всего ей была игра в театрах. Елизавета Александровна сначала служила в Ленинградском ТЮЗе, а затем перешла в Ленинградский театр Комедии, в котором своих героинь она изображала как в гротескных оттенках, так и в простых добрых образах.
Театр комедии стал для Уваровой домом с 1945 по 1977 годы. В нем она ушла из жизни в 74 года: режиссер Роман Виктюк, который заставил ее танцевать без остановки несколько часов, истощил ее силы, и, придя домой, актриса скончалась. По словам племянницы Уваровой, Елизавета Александровна долгое время болела, и танец стал для нее последним в этой жизни.
В театре, кстати, коллеги актрису звали Лизочек и Лизок, а в песнях пели: «Наш Лизочек очень мал, очень мал, очень мал…» — из-за ее невысокого роста, однако это ей не мешало быть большой и заметной фигурой: она произносила слова, словно говорила скороговорками, а шутки придумывала прямо на ходу.
«Она играла фрейлин, экзотических старух, персонажей русско-советского комедийного репертуара, в «Троянской войне» Жироду у Фоменко она была старцем Миносом. Гордилась, что ее невозможно было узнать в кулисах театра из-за обилия наклеек, накладок, гуммозы и монтюра. Весь спектакль Лизочек старательно терялась среди живописных старцев — артистов-мужчин и только один раз имела отдельный выход…
Открывался люк на сцене, из него появлялась шикарно-неузнаваемая голова Елизаветы Александровны. Все было просто — под сценой монтировщики устраивали табуретку, в нужный момент открывался люк, и Елизавета Александровна, встав на табурет, произносила свой коронный монолог. Как случилось, что однажды табурет не поставили, или он упал, я не знаю, но история о том, как Уварова произнесла огромный монолог, повиснув на собственных локтях, рассказывалась всем вновь поступившим артистам среди других преданий и легенд театра…», — говорил народный артист РФ Виктор Гвоздицкий.
4. Николай Хмелев
Лауреат трех Сталинских премий первой степени Николай Павлович Хмелев запомнился многим своими ролями в фильмах «Человек в футляре», «Мертвый дом» и «Саламандра», но киноработ у актера было куда меньше, чем театральных — первых всего шесть, а вторых — более 30.
Также артисту нравилось изучать мир кино с другой стороны, потому в 30-х годах начал пробовать себя в режиссерской стезе: он ставил спектакли в собственной студии, труппа которой впоследствии вошла в Театр имени Ермоловой (сам Хмелев стал на несколько лет его худруком).
В 1945 году Николай Павлович репетировал в своем родном МХАТе пьесу «Трудные годы» — в ней он должен был исполнить роль Ивана Грозного, но паралич сердца не позволил тому быть.
«Начало репетиции все еще тогда задерживалось. Он стал терять терпение: «Черт знает, что такое! Разве нельзя так сделать, чтобы репетиция начиналась вовремя!» — сердито говорил он, шагая по коридору». Это была первая после летнего перерыва генеральная, которую в театре обычно называют «адовой».
Здесь, как правило, многое мешает актеру: проверяют установленный ранее свет, что-то не хватает из реквизита и костюмов, какие-то неожиданные пожелания возникают у режиссера, в общем, в этой задержке не было ничего исключительного — обыкновенный театральный «ад» первого прогона в гримах и костюмах. Но Хмелев был прав: если бы действительно этот «ад» был «вымощен» добрыми намерениями всех, его, наверное, можно было бы предотвратить», — вспоминала Ольга Сергеевна Бокшанская, секретарь дирекции МХАТа.
5. Борис Добронравов
В юности Борис Георгиевич обучался в духовном училище, а потом решил стать физиком-математиком, как старший брат, и поступил в МГУ. Однако всего лишь одно простое «слабо», произнесенное его подругой, сделало Добронравова настоящим актером.
История такова: друзья читали газету «Раннее утро», в которой выделялось объявление о наборе студентов в Художественный театр, и на тот момент математик сказал, что с легкостью пройдет прослушивание. Конечно же, сделать это ему удалось — только приемную комиссию он привлек не бесподобным талантом, а внешними данными, но не согласиться стать студентом театрального он не сумел.
Сначала артист параллельно обучался в двух ВУЗах, но потом остался только в МХТ. По окончании обучения Бориса Георгиевича приняли в труппу Московского Художественного театра, в котором он играл Алешу из «Братьев Карамазовых», Ваську Пепла из пьесы «На дне», Петю Трофимова из «Вишневого сада».
Последнее выступление Добронравова было в октябре 1949-го — тогда он играл в постановке «Царь Федор Иоаннович», но сердечная недостаточность не позволила знаменитости дождаться восторженных аплодисментов из зрительного зала.
Артисты быстро отнесли Бориса Георгиевича за кулисы и положили на кожаный диван, на котором умер Николай Хмелев за четыре года до Добронравова.
Кстати, артист, как и Виталий Соломин, желал умереть на сцене.
6. Анатолий Фалькович
Лауреат Государственной премии Азербайджана отдал театрам больше 50 лет своей жизни. Он служил в Русском драматическом театре Баку и в Ростовском театре имени М. Горького, а признание к артисту пришло в 30 лет — тогда он удивил зрителей игрой в постановках «Снимается кино», «Молодость», «Униженные и оскорбленные» и «Укрощение строптивой».
Первого ноября 1994 года Анатолий Соломонович умер от остановки сердца в Израиле — там он играл в спектакле.
Кстати, помимо актерской деятельности у Фальковича было хобби — составлять композиции из цветов. Он делал икебаны, траурные венки и букеты на свадьбы. Это увлечение не только доставляло артисту удовольствие, но и приносило дополнительный заработок.