Западная пресса недаром называла красавицу Изольду Извицкую советской Мэрилин Монро. Актриса на самом деле была изумительно хороша. Поклонников восхищали ее огромные зеленые глаза, пышные волосы, роскошные формы, и конечно же, ее артистический талант.
Знаменитой Изольда Извицкая стала после выхода в прокат фильма «Сорок первый». В этой картине актриса сыграла Марютку — красную девушку-стрелка, оказавшуюся на одном острове наедине с пленным белым поручиком Говорухиным-Отроком, и влюбившуюся в него. В конце картины Марютка стреляет в спину бросившегося к причалившей лодке любимого, оставшись верной своим убеждениям.
Кадр из фильма «Сорок первый»
Сыграв в фильме «Сорок первый» Изольда стала одной из самых любимых актрис советских киноманов. Но в последующем актерская карьера у Изольды сложилась не слишком хорошо. Картина «Сорок первый» не только прославила Изольду, но и погубила. Так и не сумев реализовать свой талант, артистка сломалась и отпустила руки. Свою жизнь Изольда Извицкая закончила очень печально.
Мечта о кино
Изольда Васильевна Извицкая родилась в 1932 году в Дзержинске, в маленьком и в те времена закрытом городке в Горьковской области. Отец будущей актрисы, инженер-химик Василий Извицкий, хотел, чтобы она связала свою жизнь с химией или хотя бы стала учительницей, как ее мама.
Изольда Извицкая
Однако у Изольды были свои планы на собственную судьбу. С юных лет Извицкую влекло кино, и она решила, что обязательно станет актрисой. Учась в школе и посещая дворец пионеров, девочка соглашалась играть в ученических постановках буквально кого угодно. Отец был не слишком доволен решением дочери стать актрисой, но мать поддерживала ее.
Побег в Москву
Когда Изольда подросла, Василий Извицкий начал настаивать на том, чтобы она пошла работать на завод, специализирующийся на изготовлении противогазов. Противясь этому решению отца, верная своей мечте, Изольда однажды собрала свои вещи и сбежала из дома. Одноклассники, отметившие в этот день выпускной, напрасно ждали и искали ее.
Сев на поезд, Изольда отправилась в Москву. Прибыв в столицу, она подала документы на поступление во ВГИК. В этот год в институт поступало почти 800 человек. По конкурсу в конечном итоге прошло всего 16, среди которых была и Изольда Извицкая.
Студенческий курс Изольды Извицкой во ВГИКе
Первые работы
В своих первых фильмах Изольда снялась, еще будучи студенткой третьего курса ВГИКа. Талантливую начинающую актрису пригласили в картины «Тревожная молодость» и «Богатырь» идет в Марто».
Следующей, уже более серьезной работой Изольды стала роль в картине «Первый эшелон», повествующей о подвиге молодых советских людей на целине. На съемках этого фильма, которые несколько месяцев шли буквально в голой степи, у актрисы завязался роман с актером Эдуардом Бредуном.
Первый эшелон
Замужество
По воспоминаниям современников, начав встречаться с Изольдой, с которой он уже немного был знаком по ВГИКу, Эдуард влюбился в нее без памяти. Актер хвастался знакомым тем, какая у него теперь красивая девушка и говорил всем, что женится на Изольде во что бы то ни стало.
У самой Извицкой к этому времени однако уже был поклонник. Еще на первом курсе института актриса начала встречаться с актером Раднэром Муратовым.
Раднэр Муратов
Роман Раднэра и Изольды продлился три года, и молодые люди уже даже подумывали о женитьбе. Но красивый, эпатажный и неулыбчивый Эдуард, до ВГИКа учившийся в Суворовском училище, покорил актрису.
Дело закончилось тем, что, не покидая съемок «Первого эшелона», осенью 1954 г. Изольда и Эдуард расписались в одном из казахстанских ЗАГСов. На свадьбе Изольда, не терпевшая алкоголя, в первый раз пригубила свой первый в жизни бокал шампанского.
После скромного свадебного торжества актриса написала сама о себе:
Извицкая идиотка. Вышла замуж. Вот дура.
Узнав о том, что Извицкая и Бредун поженились, многие из их знакомых были удивлены. Уж очень молодожены не подходили друг другу — веселая и несколько легкомысленная и солнечная Изольда и угрюмый, необщительный Эдурад. И близкие были правы. С первых же дней совместной жизни молодые начали постоянно ссориться, выясняя, кто должен стать главой семейства.
Эдуард Бредун
Главный фильм всей жизни
От семейных неурядиц Изольду отвлекла следующая картина, в которую ее пригласил сниматься режиссер Григорий Чухрай. Это был фильм «Сорок Первый», ставший главной картиной в жизни Извицкой.
Сюжет картины Григория Чухрая был не совсем типичен для советского кинематографа. Поэтому разрешение на съемки режиссер получил с огромным трудом. Чиновники считали, что показывать в кино любовь к классовому врагу мягко говоря некорректно.
Добро на съемки с огромным трудом получить все же удалось. Работу актером и режиссера однако могли прервать в любом момент. Поэтому на съемках картины съемочная группа очень нервничала И больше всех переживала Изольда Извицкая. Ведь это была первая ее картина с крупной ролью, от которой по-сути зависела ее карьера.
По воспоминаниям коллег, по вечерам актриса часто грустила и даже плакала, считая, что некоторые сцены ей не удаются. Чтобы успокоить Изольду, Григорий Чухрай вызвал к месту проведения съемок ее супруга — Эдуарда Бредуна. С целью обосновать приезд актера, режиссер даже выделил ему в фильме небольшую роль. Эдуард сыграл в картине «Сорок первый» роль казака.
Скандал на съемочной площадке
После приезда мужа Изольда действительно успокоилась, и ее роль начала удаваться ей гораздо лучше. Некоторое время все шло просто отлично. Но вскоре Эдуард Бредун спровоцировал спровоцировал на съемочной площадке настоящий скандал.
Приняв «на грудь», актер ворвался в палатку Чухрая и начал поучать режиссера в плане того, как нужно правильно делать фильмы. По мнению Бредуна, Чухрай снимал его жену не так, как нужно.
В последующем в актерской среде ходили слухи о том, будто бы Эдуард Бредун приревновал Изольду к красавцу-актеру Олегу Стриженову, игравшему в «Сорок первом» возлюбленного Марютки — белого офицера. Поэтому он и натворил глупостей. В фильме между Марюткой и офицером, как известно, было несколько достаточно откровенных для советского кино сцен.
Чухрай нападки пьяного актера, конечно, терпеть не стал. На съемочной площадке завязалась драка. На следующий день Бредун с переломом руки и избитый был отправлен обратно в Москву. Изольда осталась доигрывать свою роль.
От насмешек до восхищения
После окончания съемок «Сорок Первого» в жизни Изольды Извицкой произошло еще одно важное событие. В 1957 г. в составе первой в истории советской делегации вместе с другими своими коллегами она отправилась на Каннский фестиваль.
Французские Канны встретили русскую актрису поначалу довольно-таки враждебно. Будучи предубежденными против СССР, зарубежные журналисты начали критиковать Извицкую и писать о ней ироничные статьи. В иностранных журналах, к примеру, появились публикации, в которых Изольду называли «звездой с ногами степного кавалериста» (у актрисы была легкая косолапость).
На официальных мероприятиях фестиваля в первое время Изольда появлялась в симпатичном, но очень простом дешевеньком ситцевом платье. И западные газетчики, конечно же, сразу обратили на это внимание. С насмешкой иностранные журналисты писали, что видимо, подобно западным звездам Извицкая «надела свое лучшее платье».
Подобные нападки очень расстраивали Изольду. Актриса даже несколько раз плакала в своем номере. В конечном итоге грубость журналистов возмутила Надежду Петровну Ходасевич, художницу белорусского происхождения, вдову французского художника Леже, проживавшую в Париже.
Надежда Петровна на собственные деньги купила Изольде красивейшее платье от Кристиана Диора. Надев это платье Извицкая буквально преобразилась. Советская «золушка» стала похожа на настоящую западную звезду первой величины.
В Каннах
После пары мероприятий западная пресса и публика уже забыли о первых насмешливых статьях и фотографиях. Журналы и газеты восхищались Изольдой, сравнивая ее с Мэрилин Монро. Актрису начали печатать на обложках престижных журналов, а сам фильм «Сорок первый» получил специальный приз фестиваля.
В Париже именем Извицкой — «Изольда», назвали одно из дорогих кафе. Голливуд сделал актрисе несколько заманчивых предложений, но сниматься в США Извицкой, конечно, никто в последующем не позволил.
Культурные связи
Вернувшись в СССР, Изольда, продолжавшая купаться в славе, стала членом Ассоции по культурным связям со странами Латинской Америки. Отныне, в отличие от других советских граждан, актриса могла путешествовать по миру.
В странах Латинской Америки, куда она несколько раз приезжала, Изольда стала такой же популярной, как и у себя на Родине. Увидев ее на улице, толпы поклонников собирались вокруг нее, не веря своим глазам, и стараясь прикоснуться к ней.
В СССР предложения ролей Извицкой начали поступать буквально одно за другим. Нежная и одновременно броская внешность Изольды стала причиной того, что ей начали давать в основном роли задорных девушек, своевольных, активных и работящих. Популярная Извольская воплощала на экране образ идеальной советской комсомолки.
Коллеги-актеры вспоминали, что работать с Изольдой Извицкой на съемочной площадке им всегда было очень легко. Человеком она считалась добрым, приветливым и при этом достаточно принципиальным. Изольда легко умела гасить возникавшие между коллегами конфликты на съемочной площадке, но иногда и сама без особых угрызений совести ссорилась с друзьями и родственниками.
Начало конца
В 1958 г. режиссер Иван Пыльев пригласил Извицкую на пробы на роль Настасьи Филипповны в картину «Идиот». Однако на этих пробах Изольда заметно проиграла актрисе Юлии Борисовой. Роли она не получила, и в актерской среде, где всегда царило правило «проигрыш другого — твоя победа», тут же начали шептаться о том, что Извицкая — плохая актриса.
Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны
К тому времени в актерской среде уже начали ходить слухи о том, что Изольда слишком полюбила горячительные напитки. Из-за этих слухов, которые, к сожалению, имели под собой основание, со временем актрисе стало поступать все меньше предложений от режиссеров.
Зритель забывал о старых картинах, а новых «побед» у Изольды Извицкой не прибавлялось. Роли, по глубине схожей с Марюткой, актрисе в последующем так больше никогда и не суждено было сыграть. Зритель привык видеть в Изольде лишь задорную девчонку-комсомолку, и режиссеры не торопились менять этот образ, открывая новую Извицкую. Актриса же в свою очередь не молодела. Вскоре и роли комсомолок предлагать ей перестали.
Изольда Извицкая
Со временем Изольда начала играть лишь второстепенные роли, а иногда и просто снималась в эпизодах. Постепенно актрису совсем перестали приглашать в кино. На сцене театра же она не хотела играть сама. Изнурительные репетиции и бесконечные выходы на сцену в одной и той же роли не привлекали Извицкую. Слишком уж ограничивало это свободолюбивую актрису.
Семейные посиделки
Оставшись невостребованной, Изольда еще больше начала увлекаться алкоголем. Возможно, это было и не так, но в этой ее слабости многие современники обвиняли Эдуарда Бредуна. Актер сам часто выпивал и заставлял Изольду поднимать рюмки в компании своих друзей, приходивших к ним домой. По воспоминаниям коллег, Эдуард даже гордился тем, что именно он научил супругу пить коньяк.
Винили в болезни Изольды ее супруга однако далеко не все знакомые. Многие считали, что причиной стало отсутствие ролей и развившаяся из-за этого депрессия. В жизни Извицкая оказалась не такой сильной женщиной, как ее героини на экране.
Последняя серьезная роль
В 60-е годы об актрисе вспомнил режиссер Сергей Колосов, пригласивший Изольду сниматься в фильме «Вызываем огонь на себя». Эта картина, в которой Извицкая снялась в роли официантки Паши, помогавшей советской разведчице, стала последним шансом актрисы выбраться из омута своей зависимости.
Счастливая тем, что наконец получила роль, Изольда выкладывалась на съемочной площадке по полной и старалась держать себя в форме. Депрессия прошла, и актриса постепенно вновь поверила в себя. Свою роль в картине Извицкая исполнила просто блестяще.
После окончания съемок в «Вызываем огонь на себя» Изольда Васильевна вернулась в Москву, где однако вновь впала в депрессию и сорвалась. Соседи и коллеги начали часто замечать ее, входящей в винный магазин, расположенный рядом с ее домом.
Подходя к двери магазина, Изольда прикрывала лицо платком, но ее, конечно же, все равно узнавали. В последующем в кино, за исключением пары эпизодов, Изольда больше не снималась. Актриса все еще оставалась очень красивой женщиной, но на ее лице уже начал оставлять свои следы алкоголь.
В последний раз Извицкая появилась на экране в массовке в картине «Каждый вечер в одиннадцать» в 1969 году. Еще несколько позднее режиссер Лев Рудник, решив помочь коллеге, предложил ей главную роль в одном из своих спектаклей. Однако ничем хорошим это, к сожалению, не закончилась.
Изольда пропускала репетиции и опаздывала, а однажды даже явилась в театр совсем «не в форме». Сказавшись больной, актриса отпросилась домой и больше в театре никогда не появлялась.
Последний удар
Зимой 1971 г. от Извицкой ушел Эдуард Бредун. Актер бросил супругу, с которой прожил 16 лет, ради другой женщины. Эта женщина, работавшая продавщицей ковров, часто приходила в гости к Изольде и Эдуарду на их посиделки. Однажды после очередного застолья она просто взяла Бредуна за руку и увела его к себе домой.
Детей у пары не было, и Изольда осталась совсем одна. Уход мужа стал последним испытанием для актрисы, выдержать которого она не смогла. В какой-то момент, осознав, что Извицкая совсем исчезла из виду, коллеги по театру забили тревогу. Изольда не отвечала на звонки, и актеры настояли на том, чтобы взломать дверь в ее квартиру.
В фильме «Каждый вечер в одиннадцать»
Открыв дверь, вошедшие в квартиру люди ужаснулись. Извицкая лежала на полу в коридоре лицом вниз. В последующем ходили слухи, что актриса отравилась, приняв снотворное и запив его спиртным. Но, чтобы не этапировать публику, в советской прессе кончину Извицкой объяснили инфарктом. По поводу трагичного события вышел лишь крохотный некролог в газете «Советская культура».
На момент кончины Изольде Извицкой было всего 38 лет. Следователь, пришедший в квартиру актрисы, не мог поверить, что она настолько молода. Из-за алкоголя Изольда выглядела намного старше. Эдуард Бредун в последующем пережил жену на 12 лет, изредка снимаясь в незначительных ролях.